Региональный бюджет и его функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 19:58, реферат

Краткое описание

Переход к рыночным отношениям, изменение схем поступления источников, необходимых для экономического развития, поставили перед регионами проблему самоопределения в общей системе воспроизводственных отношений.
Однако выделить место региональной системы, ее финансовую основу развития, источники поступления средств и устройство их привлечения можно лишь при условии, если региональная экономика будет рассматриваться как единая система, комплекс различных видов воспроизводственных циклов.

Оглавление

Введение.
1. Понятие и сущность регионального бюджета.
2. Функции регионального бюджета. Методы формирования регионального бюджета.
3. Доходы и расходы региональных бюджетов.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

мр.docx

— 50.85 Кб (Скачать)

                                                КТЭСИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             РЕФЕРАТ

        На  тему: «Региональный бюджет и  его функции».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Бадмаева Светлана

Студентка 2 курса гр. Ф-1012

Проверила: Дженгурова А.С.

 

                                          Элиста, 2014 г.

                                 Содержание.

Введение.

1. Понятие и сущность  регионального бюджета.

2. Функции регионального  бюджета. Методы формирования регионального бюджета.

3. Доходы и расходы  региональных бюджетов.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Введение.

Социально-экономические реорганизации вынуждают остро подойти к положениям и стандартам, лежащим в основе экономической теории, и заново осмыслить законы общественного воспроизводства, отражающие связи и зависимости между разными частями экономической системы.

Переход к рыночным отношениям, изменение схем поступления источников, необходимых для экономического развития, поставили перед регионами проблему самоопределения в общей системе воспроизводственных отношений.

Однако выделить место региональной системы, ее финансовую основу развития, источники поступления средств и устройство их привлечения можно лишь при условии, если региональная экономика будет рассматриваться как единая система, комплекс различных видов воспроизводственных циклов. Одним из частей региональной экономики является региональных бюджет.

              1. Понятие и сущность регионального бюджета

Государственный бюджет - это устройство, которое позволяет государству проводить социальную и экономическую политику в нашей стране.

Через государственный бюджет происходит воздействие на создание и применение централизованных и децентрализованных фондов финансовых средств.

Бюджет - это система создания и расходования финансов, которые предназначены для финансирования обеспечения целей и функций государства и местного управления.

Государственный бюджет - это бюджетный план государства, благодаря которому органы власти получают идеальную экономическую возможность реализовывать властные полномочия.

Задачи бюджета представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Задачи бюджета

Региональные бюджеты – главная часть территориальных бюджетов, которые служат для финансового обеспечения задач, лежащих на государственных органах управления субъекта РФ.

Задачей региональных органов власти является обеспечение развития регионов, а также производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.

В последнее время наблюдается регионализация экономических и социальных процессов.

Роль региональных бюджетов усиливается.

При помощи региональных бюджетов государство проводит финансовую политику, выравнивая уровни экономического и социального развития территорий, которые в силу исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Разрабатываются региональные программы, которые финансируются из региональных бюджетов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, доходы региональных бюджетов создаются за счет собственных и регулирующих доходов.

К собственным доходам относятся следующие региональные налоги и сборы:

1) налог на имущество  предприятий;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный  бизнес;

7) региональные лицензионные  сборы.

Главные назначения использования средств региональных бюджетов:

1) обеспечение функционирования  органов законодательной и исполнительной  власти субъектов РФ;

2) обслуживание и погашение  государственного долга субъектов  РФ;

3) обеспечение осуществления региональных целевых программ;

4) создание государственной собственности субъектов РФ;

5) реализация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;

6) обеспечение деятельности  средств массовой информации  субъектов РФ;

7) оказание финансовой  помощи местным бюджетам;

8) обеспечение исполнения отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень.

Первое место в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, и др.).

Второе место - расходы на социально-культурные мероприятия (образование, культура и искусство, социальная политика) - свыше 25 %; расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют примерно 8 %.

2. Функции регионального  бюджета. Методы формирования регионального  бюджета

Главные функции, которые призвана выполнять бюджетная система региона, можно сформулировать следующим образом:

- создание условий увеличения уровня и качества жизни населения региона;

- поддержка справедливому распределению доходов между отдельными группами населения, проживающего на территории региона;

- развитие деловой активности  в регионе путем назначения региональных вкладов, подконтрольных администрации, в "точки роста" регионального хозяйственного комплекса через бюджет развития региона или путем прямых государственных инвестиций;

- выравнивание условий  предпринимательства в территориальных  образованиях региона путем развития  производственной, социальной и  рыночной инфраструктур.

Эти функции носят общий характер и действенны в любых странах и условиях. На определенном этапе эти функции могут изменяться, могут появиться новые задачи, вызванные принципами переходной экономики.

Система образования финансовой политики базирована на признании необходимости создания экономической базы региона и системы налогообложения, которые способствовали бы развитию рыночной экономики и социальной инфраструктуры и одновременно обеспечивали бездефицитность бюджетов и достижение финансовой стабильности и предпосылки последующего экономического роста.

Бюджетная система региона состоит из консолидированного и внебюджетного фонда.

Консолидированный бюджет региона – это бюджет региона, бюджеты городов регионального подчинения, а также консолидированные районные бюджеты, каждый из которых объединяет административно входящие в состав района бюджеты местных органов власти.

Главное место в консолидированном бюджете занимает налог на прибыль, потом, по мере убывания, следуют:

- НДС;

- подоходный налог с  физических лиц;

- сборы и разные неналоговые доходы;

- налог на имущество.

Остальные доходы бюджета составляют в его структуре менее 1/10.

В составе расходов главное место занимают расходы на социально-культурные мероприятия, на народное хозяйство, при этом большое звено в расходах на народное хозяйство составляют государственные дотации.

Региональная бюджетная система может быть образована так, что все доходы сначала поступают на верхний уровень, а потом распределяются по нижестоящим бюджетам.

Главный способ создания регионального бюджета - прогнозирование, сущность которого заключается в анализе нескольких вариантов развития экономики региона.

Региональные бюджетные системы состоит из местных бюджетов.

Местный бюджет - это бюджет муниципального образования, создание, установление и реализация которого исполняется органами местного управления.

Местные бюджеты финансируют местные расходы, которые имеют для населения высокое значение. Это социальные потребности населения: здравоохранение, образование, жилищное строительство, строительство и эксплуатация дорог местного значения, благоустройство, социальное обеспечение, торговля и общественный порядок.

                     3. Доходы и расходы региональных бюджетов.

Доходы регионального бюджета создаются за счет налоговых и неналоговых взносов, а также за счет безвозмездных перечислений. Налоговые доходы региональных бюджетов в Российской Федерации создаются сегодня за счет собственных и регулирующих налоговых поступлений.

 

В основу расходной части бюджета обычно закладываются сметы муниципальных департаментов, составляемые руководителем финансовой службы с учетом поправок, вносимых главой исполнительной власти на местах (губернатором, мэром и т.д.). Проект регионального бюджета на очередной финансовый год формируется путем сопоставления смет расходов департаментов и предстоящих выплат по всем финансовым обязательствам с ожидаемыми доходными поступлениями. После обсуждения, организуемого муниципальным советом, проект бюджета вносится на утверждение главы исполнительного аппарата. Одновременно принимаются решения о налоговых ставках по местным налогам и сборам и проектируемых займах.

Региональные (местные) органы власти обязаны руководствоваться законодательно закрепленными принципами составления бюджета. Основные из них принцип обеспечения общей сбалансированности бюджета и принцип полноты бюджета. Иначе говоря, в его проекте должны быть отражены все предполагаемые доходы и расходы.

Во многих странах, например в Германии, Великобритании, Испании, центральные власти принимают участие также в корректировке бюджетов региональных властей в части, касающейся бюджетных налоговых поступлений, ориентируясь при этом на уровень среднедушевого дохода в различных административно-территориальных единицах. Из бюджетов региональных органов власти, управляющих территорией, на которой средний доход на душу населения относительно высок, часть налоговых поступлений может изыматься центральной властью и перераспределяться в пользу территорий, где среднегодовой доход на человека ниже среднего.

Доходы региональных (местных) бюджетов формируются за счет местных налогов и сборов, неналоговых доходов, поступлений из вышестоящих доходов. Соотношение между этими источниками зависит от функций возложенных на региональные (местные) органы управления, потенциальных возможностей получения ими местных налогов, а также возможностей вышестоящих органов власти оказывать финансовую помощь территориям.

1. Налоги – главный  источник региональных (местных) бюджетов. Все налоговые поступления в  эти бюджеты можно разделить  на две группы: местные налоги  и сборы и поступления из  вышестоящих бюджетов.

В соответствии с налоговым законодательством каждой страны местные налоги закреплены за отдельными видами региональных бюджетов. Ставки по этим налогам устанавливаются, как правило, региональными органами власти. В разных странах число таких налогов колеблется от 20 до 100, а их удельный вес в общих доходах региональных бюджетов – от 30 до 70% (в Украине в настоящее время местных налогов и сборов – 16).

2. Поступления из вышестоящих  бюджетов включают: отчисления от  суммы отдельных налогов, мобилизируемых на территории, а также дотации и субвенции.

 

Отчисления от налогов, закрепленных за вышестоящими бюджетами, выделяются региональным (местным) бюджетам в случае недостаточного у них объема собственных финансовых ресурсов, необходимых для финансирования местных мероприятий или региональных разделов государственных программ, например развития дорог, здравоохранения, охраны окружающей среды.

В ряде стран доля таких отчислений в общей объеме доходов региональных бюджетов довольно высока. Например, в Италии она составляет около 60%.

Важный источник доходов региональных (местных) бюджетов – дотации из вышестоящих бюджетов. Их удельный вес в доходах региональных бюджетов в разных странах составляет 20-40%. В состав этих дотаций входят субвенции, выдаваемые этим бюджетам на определенные цели.

По экономической сущности дотации и субвенции близки к налоговым источникам, т.к. в их составе лежат налоги. Дотации и субвенции вызываются постоянной значительной дефицитностью региональных бюджетов.

3. Неналоговые доходы  региональных (местных) бюджетов включают  в основном доходы, получаемые  от предприятий, находящихся в  муниципальной собственности, арендных  доходов, денежных сборов, всевозможных  штрафов, пошлин, добровольных взносов  предприятий и населения. Удельный  вес неналоговых доходов колеблется  в разных странах от 10 до 30 % общих доходов.

Расходы региональных (местных) бюджетов. Они во многом зависят от бюджетной политики, проводимой в государстве, и степени децентрализации управления социальной сферой. Все это является решающим фактором, влияющим на объем финансовых ресурсов, проходящим по каналам региональных бюджетов, на их удельный вес в общегосударственных бюджетных расходах.

Соотношение объемов расходов, проходящих через различные виды бюджетов, в различных странах не одинаково. Так, в Германии, Финляндии, Норвегии, Франции за счет территориальных бюджетов расходуется средств больше чем за счет центрального. Такие различия объясняются определенными уровнями финансовой ответственности центральных и региональных (местных) органов власти за осуществление главным образом социальных программ, финансирование которых является наиболее крупной частью бюджетных расходов.

Информация о работе Региональный бюджет и его функции