Развитие казначейской системы исполнения бюджетов в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется развитием рыночных процессов в Российской экономике, сопровождающейся коренным реформированием всей финансовой системы России и функционировани- ем новой банковской системы многоуровневого характера. Ранее действующая банковская система исполнения федерального бюджета не обеспечивала эффективность, прозрачность, целевое исполнение и даже сохранность бюджетных средств.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ... 3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ... И
1.1. Сущность казначейского исполнения бюджетов... 11
1.2. Функции и задачи казначейской системы... 20
1.3. Тенденции формирования и развития казначейской системы в Российской Федерации ... 33
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С БЮДЖЕТАМИ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ... 59
2.1.Общий механизм казначейского исполнения федерального бюджета... 59
2.2. Совершенствование практики взаимоотношений органов федерального казначейства с участниками бюджетного процесса на территории... 89
2.3. Казначейское исполнение федерального бюджета на территории Камчатской области... 98
2.4. Обеспечение финансового контроля в процессе исполнения бюджетов ... 127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 139
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 145

Файлы: 1 файл

Тема.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

Тема: Развитие казначейской системы  исполнения бюджетов в Российской Федерации

Содержание

2 СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ... 3

ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ... И 

1.1. Сущность казначейского исполнения  бюджетов... 11

1.2. Функции и задачи казначейской системы... 20

1.3. Тенденции формирования и  развития казначейской системы  в Российской Федерации ... 33

ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА  КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С БЮДЖЕТАМИ  ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ... 59

2.1.Общий механизм казначейского  исполнения федерального бюджета... 59

2.2. Совершенствование практики  взаимоотношений органов федерального  казначейства с участниками бюджетного  процесса на территории... 89

2.3. Казначейское исполнение федерального бюджета на территории Камчатской области... 98

2.4. Обеспечение финансового контроля  в процессе исполнения бюджетов ... 127

ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 139

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 145

ПРИЛОЖЕНИЯ... 159

Введение

ВВЕДЕНИЕ 

Актуальность темы исследования определяется развитием рыночных процессов в Российской экономике, сопровождающейся коренным реформированием всей финансовой системы России и функционировани- ем новой банковской системы многоуровневого характера. Ранее действующая банковская система исполнения федерального бюджета не обеспечивала эффективность, прозрачность, целевое исполнение и даже сохранность бюджетных средств.

В функциях Центрального банка Российской Федерации в силу сосредоточения его усилий на организации денежно-кредитного обращения была снижена приоритетность вопросов исполнения федерального бюджета, а коммерческие банки оказались объективно заинтересованы в использовании бюджетных средств для обеспечения своих коммерческих интересов, не всегда соответствующих бюджетной политике государства. Самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления в бюджетных вопросах снизила их ответственность при осуществлении обязательного контроля за правильностью и целевым характером использования средств федерального бюджета.

В условиях недостаточного потенциала доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации чрезвычайно актуальной является задача обеспечения эффективности и оперативной управляемости, подконтрольности бюджетных средств для обеспечения их ра-W ционального использования в качестве важнейшего фактора развития

экономики и реализации функций  государства.

Бюджетная система в России на первом этапе реформ была весьма нестабильной и слабо управляемой. В настоящее  время между федеральным центром  и регионами имеющиеся противоречия удается в значительной степени регулировать с помощью Бюджетного кодекса РФ и ежегодных федеральных законов о бюджете. Однако, внутри многих субъектов

Российской Федерации пока все  еще недостаточно полно реализуются  принципы прозрачности и эффективного управления движением бюджетных ресурсов. Каждый регион выстраивает систему отношений с местными бюджетами при отсутствии единых методических требований управления потоками доходов и расходов и под воздействием противоречиво действующих факторов.

Механизм использования федеральных  финансовых ресурсов должен быть адаптирован  к современным экономическим  условиям , чтобы обеспечивать "прозрачность" бюджета и эффективный контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств, снизить многоступенчатость перераспределительных процессов. Он должен обладать высокой оперативностью и единством, чтобы обеспечить необходимую маневренность государственными финансовыми ресурсами, допускать в ряде случаев возможность их использования исходя из изменяющихся оперативных условий.

Переход на казначейскую систему исполнения бюджета позволяет упростить  механизм обслуживания бюджета, усилить  контроль за исполнением и эффективностью использования бюджетных средств. Становление и развитие казначейского исполнения федерального бюджета, бюджетов других уровней обеспечивает условия для решения проблем управления бюджетными потоками в системе межбюджетных отношений.

Степень разработанности проблемы. Проблема казначейского исполнения бюджетов активно разрабатывалась зарубежной финансовой наукой, представителями отечественной науки в досоветский период.

По актуальным вопросам финансовой системы и финансового контроля, необходимости формирования и развития казначейской системы исполнения бюджетов и теоретических возможностей применения этой системы в развитии межбюджетных отношений опубликованы работы Губина И., Дадашева А., Жукова П., Рубченко Ш., Матеюк В., Максимова

R, Мерзалиева Ш., Любимцева Ю., Сенчагова  В., Подпориной И., Понома-ренко Е.  и др.

Управлению денежными потоками, непосредственно аспектам казначейского  исполнения бюджетов посвящены исследования, проведенные в трансформационный  период российской экономики1. Свою работу система российского казначейства организовывает в соответствии с Конституцией России, федеральными законами, Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации, Указом № 1556 Президента Российской Федерации "О федеральном казначействе", приказами Министерства финансов Российской Федерации и распоряжениями Главного управления федерального казначейства.

Вместе  с тем, в условиях многоуровневой бюджетной системы и актуальности стабилизации государственных финансов в период рыночной трансформации  многие вопросы методологического  и практического ха- рактера, связанные  с казначейской системой исполнения бюджетов, пока еще не рассмотрены и не решены. Практически это относится к содержанию и функциям казначейского механизма управления бюджетом, процессам его применения для регулирования межбюджетных отношений, повышения эффективности исполнения бюджетно-налогового потенциала страны и отдельных регионов.

Целью диссертационного исследования является обоснование  развития функций и современных  методов казначейского исполнения бюджетов для обеспечения повышения  эффективности функционирования бюджетной системы федеративного типа с большим количеством субъектов межбюджетных отношений.

1 См.: Горегляд  В.П. Бюджет как финансовый  регулятор экономического развития. М.: Экономика, 2002; Любимцев Ю.И. Финансовые  кругообороты в системе федеративных отношений // Федерализм. 1998. № 2; Нестеренко Т.Г. Казначейская система как инструмент эффективного управления финансами // Финансы. 2001. № 3; Сенча-гов В.К. Стратегия государственной денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики России // Вопросы экономики. 1997. № 6; Ширяев В.П. Оптимизация бюджетных процессов // Финансы. 1999. № 10 и др.

Реализация  поставленной цели определила решение  следующих задач:

- рассмотреть  сущность межбюджетных отношений  и особенности функционирования  казначейской системы исполнения бюджетов в сравнении с банковской системой исполнения бюджетов, этапы формирования и развития казначейской системы в Российской Федерации;

- исследовать  объективное содержание и функции  казначейской системы, совершенствование  финансового механизма исполнения бюджетов в аспекте реализации целей бюджетной политики;

- раскрыть  механизм казначейского исполнения  доходной и расходной части  федерального бюджета с применением  норм действующего законодательства;

- показать  возможности создания и реализации новых бюджетных технологий на основе единого казначейского счета (на материалах рвгио нов-Камчатской области);

- обосновать  эффективные пути использования  казначейской системы в практике  бюджетного процесса территорий  местного самоуправления (на примере Камчатской области);

- разработать  методы использования казначейской  системы в реализации задач  финансового контроля.

Объектом  исследования является казначейская системы  и процессы формирования и исполнения бюджетов в Российской Федерации, пути повышения эффективности использования бюджетных ресурсов.

Предметом исследования выступают бюджетные  отношения, тенденции становления  и развития казначейской системы  исполнения федерального бюджета во взаимодействии с бюджетами территорий.

Научно-методологическую основу исследования составляют: диалектическое взаимодействие экономических процессов и явлений; научные выводы и практические обобщения отечественных и зарубежных ученых в области государственных финансов, бюджетной системы и бюджетного

федерализма; прикладные исследования, методические рекомендации отечественных и международных научно-практических семинаров; использованы системный и сравнительный подходы, методы статистического анализа эмпирических данных, диалектический метод, принципы единства исторического и логического, формы и содержания.

Информационной  базой исследования являются законодательные  акты и нормативные документы, материалы  государственной статистики, методические разработки Министерства финансов РФ и Федерального казначейства, материалы конференций, симпозиумов, научных «столов» по данной проблеме.

В качестве эмпирического материала использованы статистические данные об исполнении бюджета Камчатской области. Основой  для теоретических обобщений  является также практический опыт автора в областном управлении федерального казначейства по Камчатской области.

Новые научные  результаты, полученные лично автором  в ходе исследования, заключаются  в следующем:

1. Обоснованы  эффективные направления развития  казначейской системы в реализации бюджетной политики Российской Федерации. Сформулированы принципы и этапы достижения результативности казначейской системы на основе оптимального сочетания критериев централизации и децентрализации функций казначейства при исполнении бюджетов всех уровней в многоуровневой бюджетной системе.

2. Раскрыты  сущность, тенденции и особенности  казначейской сис- темы исполнения  бюджетов в отношении гарантированности  и защищенности денежных ресурсов  конкретных бюджетополучателей. Это  было подтверждено в период дефолта 1998 года, .когда средства на счетах бюджетных учреждений, находящихся в казначействе, не пострадали, в то время, как известно, коммерческие банки не смогли обеспечить их защиту.

8

3. В процессе  совершенствования механизма казначейского  исполнения федерального бюджета разработана конкретная логическая схема, выявлены общие и конкретные звенья на основе учета особенностей практики реализации исполнения доходной и расходной части бюджетов путем внедрения единого казначейского счета.

4. Выявлены  тенденции развития казначейской системы исполнения федерального бюджета с учетом фактора времени и требований бюджетной политики государства. Доказана необходимость перехода казначейства к интенсивному этапу развития на базе введения инструментов единого казначейского счета.

5. На основе  многостороннего анализа и опыта  функционирования федерального  казначейства на уровне региона,  в том числе Камчатской области,  выявлены приоритеты и бюджетные  технологии регулирования межбюджетных  потоков в бюджетной системе  России с охватом всех уровней формирования и использования бюджетов в системе казначейства Это предполагает: сокращение количество счетов, открытых в учреждениях банков; ликвидацию встречных финансовых потоков; (обслуживание бюджетных расходов за счет доходов на территории; вовлечение переходящих (неиспользованные) остатков в текущем финансировании, обеспечение принципа единства кассы (осуществление расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином счете); централизацию всех государственных средств на счетах органов федерального казначейства, а также открытие в органах федерального казначейства учета всех операций по бюджетной и внебюджетной деятельности бюджетных учреждений.

6. Предложены  рекомендации по повышению эффективности  развития и функционирования казначейской системы в обеспечении финансового контроля в процессе исполнения и регулирования бюджетов. Для улучшения контрольной финансовой работы учреждений федерального казначейства на территориях раскрыт механизм организации предварительного и текущего контроля за движением и целевым использованием бюджет-

ных средств. Это позволит производить финансирование на основании проверенных документов (по казначейской системе), исполнять  соглашения в пределах лимитных обязательств на основе разграничения контрольных функций между КРУ МФ РФ и УФК МФ РФ. Кроме ревизии отчетной и финансовой деятельности ввести анализ целесообразности и своевременно- ста операций с бюджетными средствами.

Практическая  значимость исследований состоит в  том, что разработанные в диссертационной работе положения создают методологическую и практическую основу внедрения единого казначейского счета при исполнении как федерального, так и региональных бюджетов, оптимизации финансовых потоков на базе объединения информационных систем казначейства, финансовых, налоговых органов посредством имеющихся и совершенствующихся казначейских технологий, внедрения телекоммуникационной системы казначейства.

Результаты исследования обобщены как в выводах по отдельным  главам работы, так и в ее заключении, в публикациях по теме диссертационного исследования. Результаты диссертационного исследования также докладывались автором на кафедре конкретной экономики и финансов Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, в Министерстве финансов Российской Федерации -на всероссийском совещании в г.Саратове, на Дальневосточном региональном совещании казначеев, в отдельных структурах системы Федерального казначейства. Согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации № 84п от 19.10.2001 г. за подписью министра А.Л.Кудрина и распоряжению зам. министра -руководителя ГУФК МФ РФ от 23.10.2001 г. Нестеренко Т.Г., с 1 ноября 2001 г. ежедневно осуществляется подведение баланса, закрытие «обнуление» доходных счетов казначейства Камчатской области и еще 3-х областей России и зачисление указанных средств на единый доходный счет Главного управления федерального казначейства Минфина России.

10

По теме диссертационного исследования автором опубликовано 3 работы, общим  объемом 4,3 листа.

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка использованной литературы.

и

Глава 1

СУЩНОСТЬ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ

1.1. Сущность казначейского исполнения  бюджетов 

Информация о работе Развитие казначейской системы исполнения бюджетов в Российской Федерации