Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:18, курсовая работа
Актуальность темы исследования определяется развитием рыночных процессов в Российской экономике, сопровождающейся коренным реформированием всей финансовой системы России и функционировани- ем новой банковской системы многоуровневого характера. Ранее действующая банковская система исполнения федерального бюджета не обеспечивала эффективность, прозрачность, целевое исполнение и даже сохранность бюджетных средств.
ВВЕДЕНИЕ... 3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ... И
1.1. Сущность казначейского исполнения бюджетов... 11
1.2. Функции и задачи казначейской системы... 20
1.3. Тенденции формирования и развития казначейской системы в Российской Федерации ... 33
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С БЮДЖЕТАМИ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ... 59
2.1.Общий механизм казначейского исполнения федерального бюджета... 59
2.2. Совершенствование практики взаимоотношений органов федерального казначейства с участниками бюджетного процесса на территории... 89
2.3. Казначейское исполнение федерального бюджета на территории Камчатской области... 98
2.4. Обеспечение финансового контроля в процессе исполнения бюджетов ... 127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 139
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 145
Бюджетная система Российской Федерации оказалась в центре рыночного трансформационного процесса и процесса федерализации экономической и государственной жизни. Бюджетно-налоговая политика стала одним из главных экономических регуляторов и важнейшим рычагом в реализации функций государства в переходный период. Наряду с изменением доходной базы бюджетной системы, которая стала основываться на налогах, поступающих в основном от предприятий негосударственного (т.е. частного) сектора, характер и целевая направленность расходов также качественно изменились. Бюджет стал финансовым фондом государства, утратил роль общего «котла» доходов и расходов всего народного хозяйства, всего общества. Наряду с процессами широкой децентрализации бюджетной системы, сохранилась и постепенно усилилась и потребность в централизации ресурсов ВВП в руках государства, что реализовалось в категории федерального бюджета. Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила правовое положение федерального бюджета: в статье 71 Конституции РФ определено, что в исключительном ведении Российской Федерации находятся «федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития»1.
Централизация финансовых ресурсов в
форме федерального бюджета объективно
вызвала потребность в
1 Конституция Российской
12
бюджетными потоками на федеральном уровне. Эта потребность нашла свое разрешение в форме нового учреждения - Федерального казначейства, которое стало органом, управляющим централизованным механизмом исполнения федерального бюджета в целях обеспечения законодательно утвержденных функций и полномочий федерального центра.
Сущность казначейского
В Бюджетном кодексе Российской Федерации содержание казначейского исполнения бюджетов концентрируется в понятии «управления счетами» бюджетов и функциями «кассиров», при этом органы казначейской системы как бы отождествляются с органами исполнительной власти.
«В Российской Федерации, - указывается в Бюджетном кодексе Российской Федерации, - устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют пла- тежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений». (Статья 215. Казначейское исполнение бюджетов)1.
В данной трактовке выделяются важные необходимые признаки и задачи казначейского исполнения бюджетов, однако, момент централи-зованности процесса исполнения уходит на второй план.
1 Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М: Изд-во НОРМА, 2001, с.115.
13
Ряд авторов, однако, считают этот аспект существенным. «Органы федерального казначейства, - отмечается в учебнике «Финансы» — представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному признаку и входящую в состав Министерства финансов Российской Федерации»1. Проф. М.В.Романовский, проф. О.В.Врублевская отмечают такую важную сторону казначейской системы, как её функционирование в интересах государства: «Органы федерального казначейства, представляя интересы государства, ставят под контроль действия участников процесса исполнения федерального бюджета»2.
В некоторых других определениях свойств казначейской системы указывается на конкретность и децентрализованность связей этой системы с бюджетополучателями и роль казначейства как оператора по управлению бюджетными потоками в интересах бюджетополучателей: 0' «При казначейской системе обязательства бюджетополучателей по при-
нятию к исполнению и последующему
непосредственному
При рассмотрении сущности казначейской системы исполнения бюджетов выявляются такие наиболее важные её аспекты:
- обеспечение казначейской системой финансово-экономических интересов государства;
1 Финансы. Учебник. Под ред. проф. М.В.Романовского, проф. О.В.Врублевской, проф. Б.МСабинти. - М: Изд-во «Перспектива», 2000, с. 234.
2 Бюджетная система Российской Федерации, Учебник под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской, - М.: Юрлит, 2000. - С.537.
3 Романенко А.И. Федеральное
казначейство и бюджетная
14
- управление данной системой движения денежных потоков от государства к бюджетополучателям;
- обеспечение жесткой связи
между движением денежных
- жесткая увязка денежных расходов с фактором времени (моментом предоставления партнерами бюджетополучателей соответствующего материального эквивалента).
Следовательно, казначейская система исполнения бюджетов является механизмом (инструментом), обеспечивающим эффективное функционирование бюджетной системы посредством управления бюджетными потоками. В этом, как представляется, и проявляется одна из существенных сторон казначейской системы. Централизация и конкретность в управлении бюджетных ресурсов реализуется в свойство эффективно- го функционирования бюджетной системы в целом, что выражается, во-первых, в ускорении денежных потоков и денежных операций, во-вторых, в удовлетворении законных потребностей бюджетополучателей; в-третьих, в обеспечении целевого характера расхода бюджетных ресурсов; в-четвертых, в обеспечении сохранности государственных и муниципальных финансовых ресурсов от их поглощения в коммерческих целях или их хищения1.
Анализ сложившейся ситуации показал, что в условиях, когда через бюджетную систему (включая внебюджетные фонды) перераспределяют- ся около 40 процентов ВВП, неэффективные методы исполнения бюдже-
1 «В настоящее
время, - отмечает проф.Ю.ИЛюбимцев,
- значение бюджетных ресурсов
и их управления резко
15
тов могут стать дестабилизирующими экономику факторами. В то же время оперативный учет состояния и исполнения бюджетов, эффективный текущий учет и контроль позволяют в значительной мере смягчить или устранить негативные явления в экономике и финансовой системе.
Казначейская система исполнения федерального бюджета в современным условиях предполагает прохождение всех финансовых бюджетных потоков, централизуемых федеральным центром, через органы федерального казначейства, что позволяет осуществлять сплошной и непрерывный контроль за бюджетными средствами и потоками.
Эффективность казначейской системы исполнения бюджетов зависит не только от самой этой системы, но прежде всего от той бюджетно-финансовой политики, которая реализуется в процессе исполнения федерального бюджета и бюджетов других уровней1.
"Разрабатываемые
в последние годы федеральный
и консолидированный бюджеты
закрепили невероятную
1 В аналитическом
докладе «Приоритеты бюджетной
политики и формирование
2 Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. - М: Юрист, 1999.-С.373-375.
16
Казначейская система исполнения бюджетов может стать самым надежным и эффективным инструментом в реализации бюджетной политики, ориентированной на поддержку реального сектора экономики, финансирование программ модернизации российских предприятий и отраслевых комплексов, использование внутренних источников экономического роста путем наращивания бюджетно-налогового потенциала страны и регионов, преодоления огромных потерь капитала из-за его вывоза различными группами, от олигархов до явных криминальных структур.
Результативность
проводимой бюджетной политики в
значительной мере зависит от адекватного
- в существующих сегодня социально-
В большинстве развитых западных стран с рыночной экономикой имеет место масштабная роль государства в регулировании экономики, обеспечении финансовыми ресурсами социальной сферы. Отмечается, как закономерность, повышение доли финансовых ресурсов, аккумулируемых государством1.
1 См.: Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 10. - С. 17.
17
«В исследованиях современной экономики, - отмечает П.Самуэльсон, - все более серьезное внимание уделяется деятельности государства. Усиление его роли находит отражение в количественном росте государственных расходов и в значительном расширении прямого регулирования экономической жизни...
Таковы факты, относящиеся к государственным финансам. Некоторые, возможно, считают их прискорбными, некоторым они могут нравиться. Но они именно таковы. И эти факты наглядно свидетельствуют о возрастающем значении экономической роли государства»1.
Казначейская система исполнения бюджетов может быть эффективной, если она «включена» в соответствующую финансовую политику. Одновременно казначейская система может использоваться и против интересов отечественного товаропроизводителя, против регионов и даже населения, отсекая от них финансовые ресурсы для центра, озабоченного в первую очередь выполнением обязательств по внешнему долгу.
Весьма ответственна и неоднозначна роль казначейской системы в ускорении потоков финансовых ресурсов. Возможности и механизмы казначейской системы позволяют управлять бюджетными потоками в режиме реального времени. Но, во-первых, необходимо, чтобы эта возможность согласовалась с интересами центра, стремящегося создавать резервы финансовых ресурсов для уплаты внешних долгов. Поэтому нарастание неиспользованных остатков бюджетных ассигнований на счетах казначейства свидетельствует о замедлении бюджетно-налоговых процессов, но может отвечать интересам правительства.
Во-вторых, интенсификация бюджетных технологий в механизме казначейской системы должна сочетаться с интенсификацией освоения бюджетных ассигнований бюджетополучателями. Это значит, что система казначейского исполнения бюджетов должна быть технически (ин-
1 Самуэльсон П. Экономика. Том 1. -М: - С.150-151.
Информация о работе Развитие казначейской системы исполнения бюджетов в Российской Федерации