Проблема обеспечения сбалансированности бюджета Белгородской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

Практика современного развития местного самоуправления свидетельствует о том, что успешное выполнение задач, возложенных на органы местного самоуправления, напрямую зависит от ряда факторов: разграничения бюджетных полномочий; эффективного экономического развития территории; материальных и финансовых ресурсов, имеющимися в распоряжении муниципальных образований и составляющими в своей совокупности экономическую основу местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

оп.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

       Одним из видов неналоговых доходов, обеспечивающих значительную часть поступлений  в консолидированный бюджет области, является арендная плата за пользование земельными участками.

       В настоящее время на территории области  действует постановление правительства Белгородской области от 13 июля 2009 года N 247-пп "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Белгородской области и государственная собственность на которые не разграничена".

       В соответствии с названным постановлением основой для определения размеров арендной платы за землю является кадастровая стоимость земель, утвержденная в установленном действующим законодательством порядке, за исключением случаев, определенных земельным законодательством, когда начальный размер арендной платы определяется с учетом сложившейся рыночной стоимости, определяемой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

       В случаях, определенных вышеуказанным  документом, годовой размер арендной платы за земельные участки определяется посредством использования величины кадастровой стоимости соответствующего участка и корректирующего коэффициента, учитывающего виды функционального использования земельных участков. Полномочия по установлению значений данного коэффициента делегированы органам местного самоуправления муниципальных районов (городских округов). Арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности области, рассчитывается с учетом коэффициентов, принятых решениями представительных органов муниципальных образований.

       Таким образом, арендная плата за конкретный земельный участок напрямую зависит  от его кадастровой стоимости. Однако ввиду несовершенства системы подходов к определению кадастровой стоимости земельных участков имеет место существенная дифференциация стоимости земель, отнесенных к одной категории и сопоставимых по своим рыночным характеристикам.

       В Белгородской области в полной мере осуществлены мероприятия по реализации требований реформы местного самоуправления, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в том числе по формированию состава муниципального имущества вновь образованных муниципальных образований, разграничению полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере имущественных и земельных отношений. На основании и в порядке, установленных статьей 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", проведено перераспределение объектов государственной и муниципальной собственности и закрепление их в собственность соответствующих муниципальных образований. В местных администрациях муниципальных образований созданы отраслевые структурные подразделения по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям.

       Совокупная оценка ситуации, сложившейся в сфере управления имущественными комплексами и земельными отношениями на муниципальном уровне в области, позволяет сделать вывод о возможности повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в данном сегменте их компетенции путем реализации мер по упорядочению состава муниципального имущества муниципальных образований, совершенствованию процедур инвентаризации объектов муниципальной собственности, замене практики передачи имущества, специально приобретенного за счет средств областного бюджета, муниципальным образованиям путем предоставления субсидий на соответствующие цели (за счет средств бюджетов муниципальных районов поселениям, входящим в их состав, путем предоставления иных межбюджетных трансфертов на соответствующие цели), повышению прозрачности процедур приватизации, заключения договоров аренды и иных договоров о передаче прав владения или пользования муниципальным имуществом, оптимизации сети муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий и ряда других.

       Для решения данной проблемы необходимо реализовать следующие мероприятия:

      • Внедрение программно-целевых методов и технологий социального проектирования в систему управления государственной собственностью Белгородской области.
      • Разработка областной целевой программы совершенствования управления областной собственностью.
      • Утверждение рекомендаций по разработке муниципальных целевых программ совершенствования управления муниципальной собственностью.
      • Анализ эффективности использования государственного имущества Белгородской области в целях обеспечения деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти Белгородской области, а также организации оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам.
      • Разработка и реализация комплекса мероприятий по дальнейшей оптимизации состава и структуры государственной собственности Белгородской области.
      • Совершенствование областных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы предоставления в аренду государственного имущества Белгородской области.
      • Утверждение методических рекомендаций по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления в сфере имущественных отношений и земельных отношений.

    Указанные рекомендации включают:

    - методические  рекомендации по формированию  и ведению реестра муниципального  имущества;

    - методические  рекомендации по оптимизации  сети муниципальных унитарных  предприятий;

    - методику (критерии) определения типа муниципального  учреждения с учетом сферы  его деятельности, включая критерии изменения типа муниципального учреждения;

    - методические  рекомендации по определению  перечней особо ценного движимого  имущества муниципальных автономных  учреждений и муниципальных бюджетных  учреждений;

    - методические  рекомендации по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, в рамках компетенции органов местного самоуправления, установленной Земельным кодексом Российской Федерации;

    - методические  рекомендации по созданию (совершенствованию) системы показателей оценки эффективности использования муниципального имущества.

      • Проведение работы по переоценке кадастровой стоимости земельных участков по тем участкам, кадастровая оценка которых существенно ниже кадастровой оценки земельных участков с аналогичными видами разрешенного использования, с учетом факторов их рыночной стоимости, определенных по результатам анализа рынка недвижимости.

       По  итогам реализации комплекса мероприятий  по повышению эффективности мероприятий  по проведению кадастровой оценки земель и использованию имущественного комплекса области предполагается достижение следующих результатов:

       а) непосредственный результат:

       - разработана областная целевая  программа совершенствования управления  областной собственностью;

       - утверждены рекомендации по разработке муниципальных целевых программ совершенствования управления муниципальной собственностью;

       - проведены мероприятия по дальнейшей  оптимизации состава и структуры  государственной собственности  Белгородской области;

       - внесены изменения в областные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы предоставления в аренду государственного имущества Белгородской области;

       - утверждены методические рекомендации  по совершенствованию деятельности  органов местного самоуправления  в сфере имущественных отношений и земельных отношений;

       - отсутствуют неэффективно работающие  областные государственные унитарные  предприятия;

       - отсутствуют земельные участки,  отнесенные к одной категории  земель с аналогичными видами  разрешенного использования, расположенные на одной территории, кадастровая оценка которых в расчете на единицу площади отличается более чем в 1,5 раза;

       - отсутствуют объекты государственной  собственности, не используемые  для обеспечения деятельности  органов государственной власти  Белгородской области или предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам и не сданные в аренду в целях эффективного использования для пополнения бюджета;

       б) бюджетный эффект:

       - рост объема доходов консолидированного  бюджета от сдачи в аренду  земли, находящейся в государственной собственности, а также доходов бюджета и учреждений от сдачи в аренду областного имущества в реальном выражении в 2011 - 2013 годах составит 6 процентов. Таким образом, объем дополнительных доходов областного бюджета от сдачи в аренду земли и имущества, находящейся в государственной собственности Белгородской области, составит 60 млн. рублей, в том числе:

       в 2011 году - 2 процента от уровня 2010 года (15 млн. руб.);

       в 2012 году - 2 процента от уровня 2011 года (20 млн. руб.);

       в 2013 году - 2 процента от уровня 2012 года (25 млн. руб.).

  1. Активизация работы по сокращению имеющейся недоимки по платежам в областной бюджет.

      Экономический и финансовый кризис сказался не только на динамике налоговых доходов областного бюджета, но и на динамике недоимки по налогам в областной бюджет (таблица 3), которая носит возрастающий характер. Только за 8 месяцев 2010 года потери областного бюджета от роста недоимки составили 464,3 млн. руб., что является очень чувствительным для областного бюджета и свидетельствует о необходимости принятия мер по решению этой проблемы.

Таблица 3.

  Динамика объема  недоимки по налоговым  платежам в областной  бюджет, млн. руб.

Недоимка по     
налогам в      
областной бюджет
на     
01.01.2007 
года
на     
01.01.2008 
года
на     
01.01.2009 
года
на     
01.01.2010 
года
на     
01.09.2010 
года
376,4 281,1 311,9 382,4 846,7
 

    Для решения данной проблемы необходимо реализовать следующие мероприятия:

      • Размещение в средствах массовой информации, а также на стендах в местах проведения государственного технического осмотра и регистрации транспортных средств памятки о порядке и сроках уплаты транспортного налога юридическими и физическими лицами с информацией о порядке уплаты транспортного налога, налоговых ставок, а также ответственности за несвоевременную уплату налога.
      • Выявление владельцев транспортных средств - физических лиц, имеющих задолженность по уплате транспортного налога свыше 10 тыс. рублей и более 2-х налоговых периодов, направление по ним материалов в службу судебных приставов и суды общей юрисдикции для применения соответствующих мер.
      • Согласование и утверждение порядка организации информационного обмена между департаментом финансов и бюджетной политики Белгородской области и Управлением Федеральной налоговой службы по Белгородской области о выполнении юридическими лицами обязательств по уплате налогов и других платежей, поступающих в областной и местные бюджеты.

       По  итогам реализации комплекса мероприятий  по сокращению имеющейся недоимки по платежам в областной бюджет предполагается достижение следующих результатов:

       а) непосредственный результат:

       - общий объем налоговой недоимки  по платежам в областной бюджет  составит:

       - по состоянию на 31 декабря 2011 года - не более 2,0 процента налоговых  и неналоговых доходов областного  бюджета;

Информация о работе Проблема обеспечения сбалансированности бюджета Белгородской области