Проблема обеспечения сбалансированности бюджета Белгородской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

Практика современного развития местного самоуправления свидетельствует о том, что успешное выполнение задач, возложенных на органы местного самоуправления, напрямую зависит от ряда факторов: разграничения бюджетных полномочий; эффективного экономического развития территории; материальных и финансовых ресурсов, имеющимися в распоряжении муниципальных образований и составляющими в своей совокупности экономическую основу местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

оп.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

       Введение 
 

       Практика  современного развития местного самоуправления свидетельствует о том, что успешное выполнение задач, возложенных на органы местного самоуправления, напрямую зависит  от ряда факторов: разграничения бюджетных  полномочий; эффективного экономического развития территории; материальных и финансовых ресурсов, имеющимися в распоряжении муниципальных образований и составляющими в своей совокупности экономическую основу местного самоуправления. Сохраняющаяся зависимость местных бюджетов от межбюджетных трансфертов предопределила негативное влияние мирового финансового кризиса на устойчивость и сбалансированность местных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

         Только при наличии собственной  устойчивой финансово-материальной  основы органы местного самоуправления могут осуществлять управление и решать задачи, связанные с обеспечением жизнедеятельности населения на местном уровне. Президент РФ Д.А.Медведев в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации отмечал необходимость подготовки предложений по изменению сложившейся пропорции распределения доходов между бюджетами разных уровней. В результате таких мер должна повыситься роль регионов и муниципалитетов в решении ключевых социально-экономических задач.

 

       

    1. Три шага к сбалансированности бюджета
 
 

       Сбалансированность  местных бюджетов является важным условием осуществления полномочий органов  местного самоуправления по решению  вопросов местного значения.

         В основе понятия сбалансированности  лежит соответствие объема предусмотренных  бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

       К сожалению, резервы укрепления доходов местных бюджетов ограничены. В соответствии с бюджетным законодательством РФ к доходам бюджетов относят налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления (в том числе межбюджетные трансферты).

       Существуют  мероприятия, которые можно назвать тремя шагами к обеспечению сбалансированности местных бюджетов. Первый шаг нацелен на мобилизацию доходов местных бюджетов, второй – на рационализацию расходов, третий шаг поможет выявить источники финансирования дефицита местного бюджета.

       I. Мобилизация доходов  местных бюджетов

        1. Мероприятия по увеличению поступлений  местных налогов. Важным источником  мобилизации доходов местного бюджета является увеличение поступлений от местных налогов (налог на имущество физических лиц и земельный налог).

         В целях увеличения доходов  местного бюджета, а также организации  контроля за начислением и  поступлением земельного налога  и налога на имущество физических лиц необходимо осуществление следующих мер:

  • Проведение мероприятий по выявлению собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечения их к налогообложению.
  • Содействие в оформлении прав собственности на земельные участки и имущество физическими лицами.
  • Установление экономически обоснованных налоговых ставок по местным налогам.

         В целях обеспечения полноты  учета налогоплательщиков представляется  целесообразным проведение органами  местного самоуправления работы  по выявлению собственников имущества и земельных участков, не оформивших имущественные права в установленном порядке, а также разъяснительной работы с физическими лицами, которые являются потенциальными плательщиками налога на имущество физических лиц.

       2. Рационализация перечня действующих льгот и их соответствие общественным интересам. В целях реализации прав органов местного самоуправления по установлению налоговых льгот рекомендуется утвердить порядок проведения оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам с учетом показателей бюджетной и социальной эффективности, а также предусмотреть введение процедуры запрета по рассмотрению проектов решений, предусматривающих предоставление и пролонгацию налоговых льгот без соответствующей оценки.

       Кроме того, рекомендуется в случае необходимости использовать практику замены предоставления налоговых льгот либо адресным финансированием с отражением в расходной части местного бюджета, либо предоставлением инвестиционного налогового кредита.

        3. Мероприятия по привлечению дополнительных неналоговых доходов местных бюджетов. В целях увеличения доходной части местных бюджетов необходимо разработать комплекс мер по поступлению неналоговых доходов, так как муниципальные образования имеют реальные возможности по мобилизации неналоговых доходов.

       II. Мероприятия по  рационализации расходов  местных бюджетов

         Одним из принципов бюджетной  системы Российской Федерации  является принцип эффективности  и экономичности использования  бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием рационального объема средств.

         При подготовке мероприятий по  рационализации расходов местных  бюджетов следует исходить из того, что основными условиями рационального и эффективного расходования бюджетных средств являются следующие:

        1) Соблюдение принципов разграничения расходных обязательств. Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип самостоятельности бюджетов, который определяет право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, в том числе определять формы и направления расходования средств местных бюджетов (за исключением расходов, финансируемых за счет бюджетов других уровней).

       2) Составление и ведение реестра расходных обязательств муниципального образования.

         В целях выполнения функций  и задач органов местного самоуправления  при проведении оценки расходных  обязательств рекомендуется осуществить следующие мероприятия:

         – определить объемы, структуру  и размеры бюджетных расходов  в соответствии с направлениями  использования и поставленными  целями;

         – утвердить перечень мероприятий,  программ, проектов, а также категорий  получателей бюджетных средств;

         – установить конкретный порядок  финансового обеспечения и исполнения  расходных обязательств;

         – утвердить методики оценки  стоимости расходных обязательств.

         Следует обязательно предусмотреть  утверждение порядка учета показателей  среднесрочного финансового плана при подготовке решения о бюджете на очередной финансовый год.

        3) Внедрение принципа бюджетирования, ориентированного на результат. Важнейшим направлением совершенствования системы управления бюджетными расходами является внедрение в бюджетный процесс принципов бюджетирования, ориентированного на результат. В рамках внедрения указанных принципов важными факторами являются:

         – создание системы учета потребности  в предоставляемых услугах муниципального  образования;

         – оценка и анализ причин отклонений утвержденных годовых показателей расходов от фактических затрат в результате исполнения местного бюджета за три предшествующих года;

         – внедрение механизмов формирования  расходной части бюджета, обеспечивающих  взаимоувязку объемов бюджетного финансирования с системой мер, направленных на достижение заданных результатов;

         – стимулирование органов управления, их структурных подразделений  к поиску резервов повышения  эффективности бюджетных расходов;

         – создание системы мониторинга  и результативности оказываемых бюджетных услуг для оценки качества работы учреждений бюджетной сферы и оценки эффективности бюджетных расходов на основе анализа степени достижения конечных результатов;

         – утверждение стандартов качества  предоставления бюджетных услуг  по их видам и порядку оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг установленным стандартам;

         При этом для усиления роли  показателей количества и качества  бюджетных услуг в бюджетном  планировании, рекомендуется провести  инвентаризацию бюджетных услуг, по результатам которой определить их оптимальный перечень.

         В этой связи рекомендуется  организовывать проведение опросов  среди населения муниципального  образования с целью выявления  предпочтений, определения приоритетов  в структуре бюджетных услуг, а также при осуществлении оценки результатов деятельности учреждений бюджетной сферы и муниципальных органов управления.

        4) Проведение оценки эффективности бюджетных расходов. Для осуществления этой работы необходимо провести функциональный и количественный анализ бюджетного сектора, который заключается в составлении сравнительных таблиц фактически достигнутых производственных показателей бюджетных учреждений, осуществляющих функции в сферах, относящихся к вопросам местного значения и нормативов обеспечения соответствующими бюджетными услугами.

       5. Расходование бюджетных средств  с учетом организации межмуниципального  сотрудничества. Объединение усилий  муниципальных образований целесообразно  для решения крупных хозяйственных  проблем, вопросов предоставления социальных услуг, требующих значительных финансовых и материальных ресурсов, например: а) управление объектами водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, подачи газа, местным общественным транспортом; б) организация содержания дорог, сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых бытовых и промышленных отходов; в) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронений; г) оказание медицинских услуг; д) предоставление дошкольного и общего среднего образования; е) создание межмуниципальных средств массовой информации и. т.д.

         Межмуниципальное сотрудничество  для решения вопросов местного  значения осуществляется путем  создания межмуниципальных хозяйственных  обществ в форме закрытых акционерных  обществ и обществ с ограниченной  ответственностью или некоммерческих организаций для решения вопросов местного значения.

        6. Рационализация бюджетных расходов  путем проведения конкурсов по  муниципальным закупкам в рамках  муниципального заказа. Муниципальный  заказ на поставки товаров,  выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета и размещается на конкурсной основе, за исключением случаев, когда размещение муниципального заказа осуществляется путем запроса котировок цен на товары, работы и услуги, или случаев закупки товаров, работ и услуг у единственного исполнителя в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

         Именно для этого была разработана система практических мер и процедур, которые бы обеспечивали выполнение данной задачи, получившая наименование «прокьюремент».

         Прокьюремент можно определить  как совокупность практических  методов и приемов, позволяющих  максимально удовлетворить потребности покупателя при проведении закупочной кампании посредством конкурсных закупок.

        7. Мониторинг и контроль за  расходами местного бюджета. Следует  уделить особое внимание формированию  эффективной структуры органов  местного самоуправления, органов  управления муниципальными предприятиями, учреждениями, исключая дублирующие функции данных органов с целью сокращения расходов на содержание органов местного самоуправления и аппарата управления муниципальными предприятиями и учреждениями.

        III. Мобилизация источников финансирования дефицита местного бюджета

         При недостаточном обеспечении  доходными источниками принятых  расходных обязательств местный  бюджет утверждается с дефицитом  в пределах норм, установленных  Бюджетным кодексом Российской  Федерации.

         При этом муниципальное образование определяет возможные источники покрытия дефицита местного бюджета.

Информация о работе Проблема обеспечения сбалансированности бюджета Белгородской области