Планирование финансирования дошкольного образования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение планирования расходов бюджета на содержание детских дошкольных учреждений. Для этого необходимо решить ряд задач. Во-первых, определить место и значимость дошкольных учреждений не только в системе образования, но и в жизни всего общества. Во-вторых, изучить состав и структуру расходов на финансирование дошкольных учреждений. В-третьих, ознакомиться с обязательствами бюджетов разных уровней бюджетной системы в части расходов на дошкольное образование.

Оглавление

Введение 3
1. Детские дошкольные учреждения в системе образование Российской Федерации, источники их финансирования 5
2. Состав расходов бюджетов на содержание детских дошкольных
учреждений, основы их планирования 15
3. Перспективы совершенствования методики планирования расходов
бюджетов на содержание детских дошкольных учреждений 21
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение 33

Файлы: 1 файл

уже к защите с доработкой.doc

— 386.50 Кб (Скачать)

     Так, бюджетное планирование, ориентированное  на результат, является одним из элементов  системы взаимодополняющих мер  по повышению эффективности государственного управления и как таковое способно дать максимально положительный  эффект при условии применения комплексного подхода к реформированию системы государственного управления [8, c.123].

     БОР представляет собой механизм планирования бюджетных расходов и подготовки проекта бюджета, при котором [8, c.124]:

     - определяются и формулируются цели, которые должны быть достигнуты в результате расходования бюджетных средств;

     - определяется система показателей,  по которой будет осуществляться  мониторинг степени достижения  поставленных целей;

     - распорядителям и получателям  бюджетных средств предоставляется  большая свобода в принятии решений по наиболее эффективной структуре расходов;

     - повышается ответственность распорядителей  бюджетных средств за достижение  поставленных целей путём внедрения  системы мониторинга и оценки  эффективности их деятельности, позволяющей отслеживать степень выполнения принятых обязательств;

     - оплата труда работников бюджетной  сферы осуществляется по результатам  деятельности и степени личного  вклада в достижение результатов.

     Показатели  конечных результатов отражают достижение социальных результатов в виде определенного уровня удовлетворения общественных потребностей (например, повышение качества образования и т.п.). Для измерения социальной эффективности бюджетных расходов достаточно сравнить намеченные и реальные конечные результаты, а для измерения экономической эффективности сравнить запланированный объем услуг с фактически предоставленным (объем выпуска на единицу затрат).

     Таким образом, через систему применяемых  показателей БОР в перспективе  должен стать не просто новым методом  планирования и инструментом анализа исполнения бюджета, а действенным механизмом, позволяющим увидеть за выявленными отклонениями то, что можно улучшить.

     Принципиально важным остается вопрос о повышении  эффективности процедур мониторинга, логическим завершением которых должно быть рассмотрение причин и возможных правовых последствий не достижения заданных показателей результативности [17, c.24].

     Совершенствовать  процедуру мониторинга результативности бюджетных расходов необходимо путем  как повышения уровня подготовки персонала и степени проработанности целевых программ, так и выстраивания многоуровневой системы контроля. На первом уровне контроль за результативностью деятельности бюджетных учреждений должен осуществляться со стороны субъекта бюджетного планирования, в ведении которого такие учреждения состоят. Ослабление контроля за направлениями расходования средств бюджетных учреждений, переведенных на финансирование по результату, должно быть синхронизировано с усилением контроля за объемами и качеством предоставляемых ими услуг. Главными распорядителями бюджетных средств должен осуществляться регулярный мониторинг бюджетных учреждений на предмет выполнения плановых объемов предоставления услуг и корректировки объемов финансирования в случае их невыполнения или перевыполнения. Это позволит реализовать основное преимущество финансирования по результату обеспечить связь объемов финансирования с объемами оказываемых учреждениями услуг[17, c.24].

     Наряду  с государственным контролем  необходимо укреплять меры общественного контроля за объемом и качеством предоставляемых услуг, расширять практику создания наблюдательных советов при бюджетных учреждениях, усиливать роль общества потребителей в данном процессе.

     На  втором уровне контроль за результативностью  деятельности самих субъектов планирования бюджета должен осуществляться Правительственной комиссией по повышению результативности бюджетных расходов. Такой контроль необходимо реализовывать в процессе рассмотрения комиссией разделов докладов главных распорядителей бюджетных средств, посвященных результатам их деятельности в отчетном периоде, а также отчетов о результатах реализации межведомственных и ведомственных целевых программ. Итоги оценки результативности деятельности главных распорядителей бюджетных средств должны содержаться в Сводном бюджетном докладе. При этом должна быть разработана методика оценки качества управления бюджетными средствами субъектами планирования. И, наконец, законченность системы мониторинга достигается за счет внедрения третьего уровня контроля за результативностью деятельности правительства РФ со стороны Государственной Думы РФ с привлечением Счетной палаты РФ. В целях обеспечения возможности осуществления такого контроля ГД РФ должна участвовать в оценке разделов Сводного доклада правительства РФ и докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, содержащих данные о динамике в отчетном периоде плановых и фактически достигнутых показателей результативности. Перед рассмотрением Государственной Думой РФ эти материалы должны проходить обязательную экспертизу в Счетной палате РФ [17, с. 25].

     Итак, нормативный метод не идеален, в нем отсутствует анализ эффективности. Следовательно, контроль над достижением конечной цели размывается, и как следствие, эффективность использования бюджетных средств не самая высокая. Именно для устранения данного недостатка в нашей стране внедряется метод бюджетирование, ориентированное на результат. Но и он пока не совершенен и работа над методом продолжается. Перемены в планировании бюджетных расходов необходимы, ведь процесс имеет недостатки. 

       
 

                    
    Заключение
     

     «Фундамент» культурного воспитания, социального  приобщения и базовые знания прививаются  человеку на первом этапе длительного  и сложного процесса образования, на котором осваивается программа общеобразовательного дошкольного воспитания. Важность и приоритетность данной сферы образования отмечают руководители государства. Так  Президент РФ Д.Медведев в своем послании о бюджетной политике в 2011 – 2013 годах отмечает приоритетность бюджетных расходов на развитие образования.

     Как показал проведенный анализ, система финансирования, планирование расходов на содержание дошкольных образовательных учреждений не совершенна. Не эффективность деятельности данной сферы услуг определяется большим количеством проблем, а именно: высокая очередность, инвестиционная не привлекательность, практически отсутствие частных ДОУ и т.д.

     Применение  метода бюджетирование, ориентированного на результат поможет внести в систему планирования расходов на дошкольные учреждения направленность именно на итоги, цели, которые необходимо достичь в данной сфере. Нормативный метод, применяемый в настоящее время, исключает анализ эффективности финансирования, БОР поможет ориентировать расходы бюджета именно на достижение поставленных результатов. Но и БОР не идеален. В данный момент этот метод только внедряется в систему планирования расходов бюджета и главный недостаток его в слабой системе мониторинга. 

     Совершенствование процедуры мониторинга результативности бюджетных расходов необходимо путем как повышения уровня подготовки персонала и степени проработанности целевых программ, так и выстраивания многоуровневой системы контроля. Контроль должен не ограничиваться внутренней проверкой ведомства, он должен осуществляться высшими органами власти государства. Только в этом случае планирование станет эффективным и приведет к достижению поставленных задач станет

     Что касается источников финансирования, то сложилась ситуация заключается в том, что бремя финансирования обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях лежит на муниципальных бюджетах. Однако, гарантии, данные Конституцией, важность и масштабность вопросов образования детей таковы, что финансирование детских дошкольных образовательных учреждений не может осуществляться только за счет муниципальных бюджетов и требует государственного участия с привлечением средств Федерального бюджета и бюджета субъектов РФ.

     Средства родителей можно привлечь только в качестве платы за дополнительные услуги (сверх услуг по федеральному образовательному стандарту). В связи с этим, было бы логичным развитие предоставления дополнительных услуг детскими дошкольными учреждениями.

     Сфера дошкольного образования, как и любая другая сфера, нуждается в надзоре со стороны государства. Соблюдение принципов финансирования способствует систематическому финансовому контролю за деятельностью дошкольных учреждений, который представляет систему мероприятий, направленных на укрепление финансовой и плановой дисциплины, повышение эффективности использования бюджетных ассигнований. Следовательно, «почва» для совершенствования деятельности дошкольных учреждений, повышения эффективности их финансирования очень «плодородна». 
 
 

 

      Список использованных источников 

  
  1. Конституция Российской Федерации: федеральный закон от 12.12.1993 г. –Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации – с изменениями на 1.07.2007
  2. Об образовании: федеральный закон от 10.07.1992 г. № 3266-1(ред. от 17.12.2009 г.) – Официальный сайт Министерства образования и науки РФ
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998г., № 145-ФЗ (ред. от 19.05.2010 г.)
  4. Методические рекомендации по расчету нормативов финансирования дошкольных образовательных учреждений в Республике Татарстан: постановление Кабинета Министров РТ от 30.04.2008г.,  № 279 – Официальный сайт правительства РТ
  5. Об утверждении Примерного стандарта качества муниципальной услуги по предоставлению дошкольного образования: приказ министерства образования и науки РТ от 2.02.2011 г., №231/11 – Информ.-правов. система «Эксперт-Гарант» - Версия от 19.02.2011
  6. Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы: проект – Официальный сайт Министерства образования и науки РТ
  7. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: учебное пособие – 2е изд., - М.- Юнити, 2009.
  8. Поляк Г.Б Финансово-бюджетное планирование: учебное пособие – М.- Вузовский учебник, 2007.
  9. Поляк Г.Б. Финансы бюджетных организаций: учебник – М. – Вузовский учебник, 2007.
  10. Барсукова Л.Я., Галеева А.П. Детский сад в условиях финансово-экономической и хозяйственной самостоятельности: методическое пособие – М.- Феникс, 2009.
  11. Вифлеемский А.Б. Новые системы оплаты труда работников дошкольных образовательных учреждений // Советник в сфере образования. – 2008. - №2.
  12. Хачатрян Л.С. Современная ситуация на российском рынке дошкольных образовательных услуг // Практический маркетин. – 2009. - №9.
  13. Пресс-служба Президента РТ. Речь шла о стратегии развития образования // Республика Татарстан. – 2010. - №52.
  14. Боров А.С. Реформирование и модернизация системы финансирования дошкольных образовательных учреждений // Образование.-2008.-№4..
  15. Иванчук В.В. Социальные услуги – услуги, которые не являются образовательными: питание, обслуживание детей, пребывание детей в дошкольном учреждении, уход, присмотр // Образование.-2009.-№7.
  16. Калина И.И. Проблемы и перспективы развития дошкольного образования в Российской Федерации // Дошкольное воспитание.- 2006. -№ 9.
  17. Шишкин А.Г. Внедрение бюджетирования в бюджетный процесс // Финансы. -2006.- № 5.
  18. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Дошкольные образовательные учреждения – Официальный сайт федеральной службы государственной статистики, 2011. – Режим доступа: http://www.gks.ru/
 
 
 

 

      Приложение 1 

     Детские дошкольные учреждения и численность  детей в детских дошкольных учреждениях в РФ [9]

Годы Число дошкольных образовательных учреждений – всего, тыс. В том  числе Численность детей в ДОУ – всего, тыс. человек В том  числе Численность детей, приходящихся на 100 мест в ДОУ, человек
В городах  и поселениях городского типа В сельской местности В городах и  поселениях городского типа В сельской местности всего В городах и  поселениях городского типа В сельской местности
2007 45,7 26,6 19,1 4906,3 3905,6 1000,7 105 112 84
2008 45,6 26,8 18,8 5105,4 4067,5 1037,9 105 111 86
2009 45,3 26,8 18,5 5228,2 4158,1 1070,2 106 112 88
 

 

      Приложение 2

Таблица 1 

Количество  часов  недельной  образовательной  нагрузки  детей дошкольного возраста по видам занятий в дошкольных общеобразовательных учреждениях [4, ст.3.9] 

Виды  занятий Количество  астрономических часов недельной  образовательной нагрузки детей  от 1,5 до 3 лет, часов на одного воспитанника Количество  астрономических часов недельной  образовательной нагрузки детей свыше  3 лет, часов на одного воспитанника
Занятия физкультурно-оздоро-вительного цикла 0,05 0,10
Занятия эстетического цикла 0,05 0,10
Занятия, требующие повышен-ной познавательной активности и умственного напряжения детей 0,05 0,13

Информация о работе Планирование финансирования дошкольного образования в РФ