Планирование финансирования дошкольного образования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение планирования расходов бюджета на содержание детских дошкольных учреждений. Для этого необходимо решить ряд задач. Во-первых, определить место и значимость дошкольных учреждений не только в системе образования, но и в жизни всего общества. Во-вторых, изучить состав и структуру расходов на финансирование дошкольных учреждений. В-третьих, ознакомиться с обязательствами бюджетов разных уровней бюджетной системы в части расходов на дошкольное образование.

Оглавление

Введение 3
1. Детские дошкольные учреждения в системе образование Российской Федерации, источники их финансирования 5
2. Состав расходов бюджетов на содержание детских дошкольных
учреждений, основы их планирования 15
3. Перспективы совершенствования методики планирования расходов
бюджетов на содержание детских дошкольных учреждений 21
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение 33

Файлы: 1 файл

уже к защите с доработкой.doc

— 386.50 Кб (Скачать)

     BNSIvf = (Kvf + Sv + Bv  + Fv  + Mv) / ( Sqv x 12)     (2.2) 
 

     где BNSIvf  - базовый   норматив   содержания   имущества   общеобразовательного учреждения;

     Kvf   - величина расходов на коммунальные услуги;

     Sv - величина расходов на текущее содержание и ремонт зданий и сооружений;

     Bv  - величина отчислений на капитальный ремонт зданий и сооружений;

     Fv - величина расходов на текущее содержание и ремонт движимого имущества;

     Mv - величина расходов на обновление движимого имущества;

     Sqv  - норматив обеспеченности площадью  на  одного  обучающегося  согласно таблице 1 приложения 5 раздаточного материала;

     12 - число месяцев в году. 

     Каждый  показатель числителя отдельно рассчитывается по формулам представленным в таблице 3 приложения 3. Основными определяющими факторами данных показателей являются нормы и тарифы расходов. Исходя из формул, видно, что расходы на коммунальные расходы формируются из:

     - размера платы за отопление;

     - размера платы за холодное водоснабжение;

     - размера платы за горячее водоснабжение;

     - размера платы за водоотведение;

     - размера платы за электроснабжение;

     - размера платы за вывоз и  утилизацию твердых бытовых отходов.

     Для базового норматива содержания имущества  определяется поправочный коэффициент, который позволяет учесть дифференцированные характеристики территориальной дислокации дошкольного образовательного учреждения, влияющие на стоимость коммунальных услуг (уровень благоустройства и тарифы на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов), фактическую обеспеченность образовательного учреждения площадью на одного воспитанника, расходы на услуги связи и содержание бассейнов дошкольных образовательных учреждений, налоговые выплаты и рассчитывается по формуле: 

     KNSIiv = NSIiv : BNSI v        (2.3)

                                               

     где KNSIiv - поправочный коэффициент к базовому нормативу содержания имущества i-го дошкольного образовательного учреждения;

     NSIiv – норматив содержания имущества i-го дошкольного образовательного учреждения.

     Изучив  методику планирования расходов на финансирование дошкольных учреждений можно составить схему расходов. 

     

       

       

     

     

     

 

 

 
 
 

Рис 2.1 Состав расходов на содержание ДОУ 

     Таким образом, состав расходов на содержание детских дошкольных учреждений, как  и расходы на общеобразовательные учреждения имеет два главных статьи: затраты на реализацию основной образовательной программы и затраты на содержание имущества. Но из-за специфики дошкольного учреждения, а именно, ребенок в данном учреждении проводит весь день, возникают затраты на содержание воспитанников.

 

      3. Перспективы совершенствования  методики планирования расходов  бюджетов на содержание детских  дошкольных учреждений 

     Несмотря  на различие культур и своеобразие  путей развития педагогической науки  и практики, педагоги разных стран решают похожие проблемы: определение содержания, методов и средств дошкольного образования, наиболее подходящих для гармоничного психофизического и социального развития детей; создание условий для обогащения опыта взаимодействия детей разного возраста, расширения их представлений о культурно-этническом многообразии; совместное воспитание и обучение здоровых детей и детей с особыми потребностями; перестройка деятельности дошкольных учреждений с целью наиболее полного удовлетворения нужд семьи. Обзор зарубежного опыта дошкольного образования позволяет сравнить и определить его статус и роль государства в его развитии.

     Низшую, так называемую элементарную ступень  системы образования Германии образуют детские сады. В современных детских  садах Германии главным в воспитательной работе является развитие речи, детской личности, социальное воспитание и игра. В детском саду дети, как правило, проводят время только до обеда, а вторую половину дня они находятся дома, в своей семье. Между тем есть детские сады и детские учреждения и с продленным днем. Сегодня в ФРГ свыше 30 % детей от трех до шести лет посещают в детские сады. Сеть дошкольных учреждений развита в стране слабо. Небольшое число детских садов, находящихся в основном в частном ведении, охватывают детей от трех до пяти лет. Кроме того, сеть дошкольных детских учреждений, по нашим меркам, не совсем удобна. В основном это связано с графиком работы детских садов. Например, детский сад может работать с 7 до 12 часов дня. Иногда родителей просят забирать ребенка на обед и потом приводить обратно. Если сад работает, например, до 16 часов, то раньше ребенка забрать нельзя. Эта ступень образования Германии, представленная в основном частными дошкольными образовательными учреждениями, не является обязательной, и государство не принимает участия в ее финансировании. В отличие от наших детских садов, в Германии не ведется дошкольная подготовка детей – садики не относятся к Министерству образования и не имеют соответствующей программы, целенаправленной финансовой помощи родителям, дети которых посещают детские сады, государство не оказывает [16, с.32].

     «Традиция»  — ключевое слово для понимания  культуры страны восходящего солнца. Традициями пронизана вся японская жизнь, включая систему образования, в том числе и дошкольного. В Японии детский сад не является обязательной образовательной ступенью. Дети поступают сюда по желанию родителей — обычно с четырехлетнего возраста. Иногда, как исключение, при сильной занятости родителей, ребенка могут взять в садик с трех лет. Есть в Японии и ясли для малышей, которым еще только годик. Но отдавать детей из семьи так рано не рекомендуется. Чтобы поместить ребенка в подобное заведение, родители должны писать специальное заявление и обосновывать невозможность воспитывать малыша дома до трех лет очень вескими причинами. Воспитание маленьких детей в Японии не всегда благоприятствует развитию творческих способностей человека, но умело формирует в ребенке понятие о человеческом общежитии, воспитывает физически и психически здорового человека, умеющего работать в коллективе, четко выполняя предписания и не мешая окружающим. Все детские сады в Японии частные. Среди них особое место занимают так называемые элитные сады, находящиеся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, его будущее можно считать обеспеченным: по достижении соответствующего возраста он переходит в университетскую школу, а оттуда без экзаменов поступает в университет. В Японии существует достаточно острая конкуренция в сфере образования: университетский диплом является гарантией получения престижной, хорошо оплачиваемой работы — в министерстве или в какой-нибудь известной фирме. А это, в свою очередь, залог карьерного роста и материального благополучия. Поэтому попасть в садик при престижном университете очень сложно. Родители платят за поступление ребенка огромные деньги, а сам малыш, чтобы быть принятым, должен пройти достаточно сложное тестирование. Таким образом, дошкольное образование в Японии не является государственным и, как и в Германии, не подчиняется Министерству образования. Государство не оказывает финансовой помощи родителям, дети которых посещают детские сады [16, с.34].

     Исторически сложилось так, что австралийская  система образования создавалась по образцу британской, и такой она остается по сегодняшний день. Для маленьких австралийцев школьная жизнь начинается с пяти лет. Дошкольное воспитание не предполагает особого обучения, потому что в школу здесь идут рано, а еще потому, что это считается вредным, поскольку мешает ребенку проявить свою оригинальность. Детские сады в Австралии в основном частные. Стоимость одного дня в детском саду 20–50 австралийских долларов. Государство выплачивает пособие «Child Care Benefit» – максимум 122 долларов в неделю на одного ребенка, 255 – на двух детей, 398 – на трех детей. Минимум, который положен всем  –20.50 долларов в неделю. Австралийское государство единственное, помимо России, оказывает помощь родителям на этапе получения детьми дошкольного образования [16, с.34].

     В некоторых странах Европы поддержкой дошкольного образования может заниматься церковь. Так, во Франции существуют учреждения дошкольного образования, принадлежащие католической церкви и церковью оплачиваемые. Такие ДОУ посещает около 10 % детей [16, с.35].

     Классический  российский детский сад представляет собой гармоничный синтез образовательного учреждения и службы быта. Режим функционирования детского сада отвечает запросам родителей и учитывает специфику их трудовой деятельности. Дети, в свою очередь, получают в саду полноценное сбалансированное питание, медицинское обслуживание, активно включаются в образовательный процесс. Сегодня дошкольное образование в стране находится в критическом состоянии. Очереди в детские сады приобрели статус социального бедствия, и демографический прогноз предполагает ухудшение ситуации. Перепрофилирование или просто закрытие большого количества дошкольных образовательных учреждений привели к значительному сокращению сети ДОУ и снижению охвата детей дошкольным образованием до 58 % в целом по стране и до 30 % в отдельно взятых регионах. Особенно страдают сельские территории, где детских садов почти нет. Таким образом, не только нарушаются конституционные права граждан на получение образования, но и значительно сокращаются или даже исчезают совсем возможности родителей (и прежде всего женщин) трудоустроиться, ставится под вопрос их конституционное право на труд. Поскольку государство не справляется с возникшей ситуацией, назрела острая необходимость расширения форм дошкольных образовательных услуг, в том числе расширения сети частных детских садов, нахождения дополнительных источников финансирования государственных ДОУ, поиска оптимального сочетания родительской оплаты и других субсидий [16, с.38].

     К вопросу об увеличении количества частных  детских садов все чаще и чаще обращаются и родители, и различные общественные организации, и представители министерства. К этому виду образовательных учреждений в России сегодня относятся неоднозначно. И чаще всего отрицательно. Одни потому, что не доверяют всему негосударственному, а другие потому, что не доверяют новым веяниям. Частные детские сады смогут стать доступными для основной массы российских семей только в случае заимствования австралийского опыта, то есть полной компенсации государством стоимости пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Кстати, в Дании и Финляндии все частные школы до 80 % финансируются из госбюджета или из бюджета муниципалитета. Родители покрывают только 15 % реальной стоимости обучения [16, с.38].

     Дополнительные  источники финансирования государственных ДОУ могут быть в форме спонсорских средств путем создания попечительских советов или организации на базе дошкольных образовательных учреждений автономных некоммерческих организаций. Однако попечительские советы носят зачастую декларативный характер и эффективны в единичных случаях, а поэтому вряд ли они смогут стать органами стабильного финансирования государственных детских садов [16, с.40].

     Работа  по созданию на базе дошкольных образовательных  учреждений автономных некоммерческих организаций в настоящее время идет в режиме эксперимента. По сути своей, данная модель предполагает повторение уже известного взаимодействия государства, ведомства и родителей, только в данном случае в качестве ведомства выступает «третье лицо». Эксперимент позволит определить как позитивные, так и негативные результаты данной модели [16, с.42]. Но в обоих случаях – и частных школ, и автономных некоммерческих организаций – прослеживается совершенно конкретная попытка переложить всю ношу финансового обеспечения дошкольного образования с государственных плеч на плечи «третьих лиц» и родителей. Обсуждать потенциальные последствия этой новации сейчас нет смысла именно по причине ее экспериментального характера [16, с.42].

     Планирование  расходов бюджета на финансирование дошкольных образовательных учреждений в РФ осуществляется нормативным методом. При использовании данного метода основной акцент делается на анализе затрат и целевом использовании средств. Серьезный минус нормативного метода бюджетирования заключается в том, что не анализируется эффективность, а, следовательно, необходимость финансирования того или иного ведомства в целом. Очевидно, что достижение конечных результатов и есть цель государственной политики, а оказание государственных услуг ее инструмент. Как известно, система организации бюджетного процесса и государственного (муниципального) управления, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами является бюджетирование, ориентированное на результат (БОР).

Информация о работе Планирование финансирования дошкольного образования в РФ