Планирование финансирования дошкольного образования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение планирования расходов бюджета на содержание детских дошкольных учреждений. Для этого необходимо решить ряд задач. Во-первых, определить место и значимость дошкольных учреждений не только в системе образования, но и в жизни всего общества. Во-вторых, изучить состав и структуру расходов на финансирование дошкольных учреждений. В-третьих, ознакомиться с обязательствами бюджетов разных уровней бюджетной системы в части расходов на дошкольное образование.

Оглавление

Введение 3
1. Детские дошкольные учреждения в системе образование Российской Федерации, источники их финансирования 5
2. Состав расходов бюджетов на содержание детских дошкольных
учреждений, основы их планирования 15
3. Перспективы совершенствования методики планирования расходов
бюджетов на содержание детских дошкольных учреждений 21
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение 33

Файлы: 1 файл

уже к защите с доработкой.doc

— 386.50 Кб (Скачать)

     Детское дошкольное учреждение - тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет. В системе образования Российской Федерации выделяют следующие виды дошкольных образовательных учреждений [17, с.76]:

     а) детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно - эстетического, физического и др.);

     б) детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

     в) детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно - гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

     д) детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

     е) центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

     Частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации  гарантируется общедоступность  и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, однако, ни Законом об образовании, ни Конституцией Российской Федерации не предусмотрено бесплатное содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях. То есть государственные финансовые обязательства распространяются на образовательные услуги и не касаются услуг по уходу и присмотру за детьми (социальные услуги). За содержание детей в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, несут обязательства муниципальные власти и родители.

     За счёт государства (средств бюджета субъекта РФ) финансируются образовательные услуги в объёме государственного образовательного стандарта вне зависимости от организационной формы ДОУ (государственное, муниципальное учреждение, автономное учреждение, негосударственное учреждение, автономная некоммерческая организация и пр.), типа и вида учреждения. Органы государственной власти, планируя бюджет на очередной период, определяют нормативную потребность в средствах на финансирование реализации дошкольных образовательных программ. Эти средства законодательно закрепляются за муниципалитетами для ДОУ через объёмы субвенций [14, с.53].

     Финансирование социальных услуг муниципалитет осуществляет совместно с родителями. Родители оплачивают социальные услуги, а также дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки государственного образовательного стандарта. По действующему законодательству учредители образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей за содержание ребенка в указанных организациях [2, ст.52.1]. Размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей - 10 процентов указанных затрат. За содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается [2 ст.52.1]. Поэтому общая доля родительских средств в бюджете обычного детского сада, как правило, не превышает 10%. Таким образом, большая часть затрат на содержание детей в муниципальном учреждении покрывается местным (городским, районным) бюджетом [10, с.12].

     Финансирование  затрат на содержание материальной базы осуществляет балансодержатель (собственник). Если ДОУ находится на балансе муниципалитета, то необходимый объем затрат предусматривается за счет бюджета соответствующих органов местного самоуправления.

     Финансирование  ДОУ планируется и организуется учредителем на основе нормативов подушевого финансирования.[15, с.66]

     Итак, механизм финансирования ДОУ предусматривает:

     - деятельность ДОУ финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними;

     - финансирование ДОУ осуществляется на основе нормативов субъекта федерации и местных нормативов, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому типу, виду и категории ДОУ;

     - органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах собственных средств устанавливают нормативы, определяющие минимальные затраты на финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования, включая затраты на оплату труда работников ДОУ, приобретение учебного оборудования, пособий;

     - норматив финансирования субъекта федерации применяется при расчете субвенций и субсидий местным бюджетам;

     - органы местного самоуправления в пределах собственных средств устанавливают местные нормативы финансирования путем применения повышающих местных коэффициентов к региональным нормативам, а также устанавливая дополнительный объем затрат на дотацию родительской платы за социальные услуги, финансируют содержание и развитие материальной базы ДОУ;

     - за счёт средств учредителя оплачиваются расходы по развитию и содержанию материальной базы;

     -дродители оплачивают социальные услуги (в размере, не превышающем 20% от общей стоимости содержания ребёнка в ДОУ), а также дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки государственного образовательного стандарта;

     -зрасходы родителей могут дотироваться за счёт средств муниципалитетов на адресной основе в зависимости от материального благосостояния семьи;

     - финансирование ДОУ планируется и организуется на нормативной основе.

     Для анализа структуры расходов бюджетов разных уровней на дошкольное образование  рассмотрим бюджеты РФ, РТ и города Казань на 2011 год и 2012, 2013 плановый период. Затраты данных бюджетов представлены в приложении 4. Расходы федерального бюджета на дошкольное образование в 2011 году составят 513 200 тыс. руб. это 0,19% всех расходов на образование. В расходной части бюджета Республики Татарстан на 2011 год запланировано 4 672 755,8 тыс.руб. на субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов на организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования, а также на организацию отдыха детей в каникулярное время, что составляет 4,5% от общего объема расходов регионального бюджета. Бюджетом муниципального образования города Казань в 2011 запланировано затраты на дошкольное образование 1 998  209, 4 тыс. руб. , что составляет 33,56% от расходов на образование и 17,29% от общих расходов бюджета. В 2012 и 2013 годах планируется увеличить расходы на дошкольное образование до 2 041 383,3 тыс.руб. и 2 225 569,4 тыс. руб. соответственно, доля этих расходов в затратах на образование составят 34% и 34,42%. Данная тенденция говорит о том, что удельный вес расходов на дошкольное образование увеличивается. Следовательно, государство высоко оценивает роль и необходимость данной статьи расходов, именно поэтому  планирование и прогнозирование затрат на дошкольное образование является необходимым и не маловажным этапом составления проекта бюджета. 

 

      2. Состав расходов бюджетов на  содержание детских дошкольных  учреждений, основы их планирования  

     Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на содержание детских  дошкольных учреждений входит в состав подраздела дошкольное образование в разделе образование классификации расходов бюджетов [3, ст.21]. К расходам на содержание детских дошкольных учреждений относятся затраты на : заработную плату работников дошкольного учреждения; питание; коммунальные услуги; приобретение мягкого инвентаря; транспортные услуги; услуги связи; моющие и дезинфицирующие средства; медикаменты; канцелярские товары; прочие текущие расходы (в т.ч. учебные); ткущий ремонт здания; текущий ремонт оборудования.

     Детские дошкольные учреждения организуются органами образования, предприятиями, хозяйственными организациями и учреждениями. Независимо от того, в чьем ведении они находятся, методическое руководство ими осуществляют органы образования. Наиболее распространены детские сады с 9- и 11-часовым пребыванием детей, но есть детские сады с 12- и 24-часовым пребыванием в них детей. Наполняемость групп в детских садах — 25 человек, в детских садах санаторного типа — 20 человек [7, с.482].

     С 1 января 2008 года Республика Татарстан  перешла на нормативный принцип финансирования расходов учреждений образования. Норматив финансирования затрат – минимально допустимый объем финансовых средств необходимых для реализации образовательной программы в учреждениях образования. Норматив финансовых затрат на реализацию основных общеобразовательных программ дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях в расчете на одного воспитанника в год исчисляется по формулам в таблице 1 приложения 3 [4, ст.2.2.8].

     Из  таблицы видно, что расчет начинается с вычисления ФОТ педагогического персонала с отчислениями на оплату труда педагогического персонала. После чего находиться ФОТ административно управленческого персонала, который составляет 17, 65% от ФОТ педагогического персонала. Затем вычисляется МТО, составляющий 10% от общего ФОТ. И с помощью суммирования показателей ФОТ общей и МТО находиться норматив финансовых затрат на реализацию основных общеобразовательных программ дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях в расчете на одного воспитанника в год.

     Кроме норматива затрат на реализацию основных общеобразовательных программ для  дошкольных образовательных учреждений находиться норматив финансовых затрат на содержание воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях исчисляется по формуле [4, ст.2.3.7]: 

     NSV = Rvos+Robes+Rpit+Rbo+Rmo+Rpps     (2.1)  

     где NSV - норматив финансовых затрат на содержание воспитанников;

     Rvos - расходы на организацию воспитательного процесса;

     Robes - расходы на обеспечение воспитанников мягким инвентарем, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем;

     Rpit - расходы на организацию питания в соответствии с утвержденными нормативами и методическими рекомендациями по организации питания;

     Rbo - расходы на организацию хозяйственно-бытового обслуживания воспитанников;

     Rmo - расходы на организацию медицинского обслуживания воспитанников;

     Rpps - расходы на организацию психолого-педагогического обслуживания воспитанников. 

     Каждая  слагаемая данной формулы рассчитывается по своей индивидуальной формуле  представленной в приложении 3. Отметим, что расходы на организацию воспитательного процесса зависят от фонда оплаты труда воспитателей и административно-управленческого персонала с поправкой на коэффициент материально-технического обеспечения административно-управленческого персонала. Расходы на обеспечение воспитанников мягким инвентарем, играми и игрушками зависят от норм обеспечения воспитанников тем или иным инвентарем, их стоимости и коэффициента доведения обеспечения до стандарта. Расходы на организацию питания определяются с помощью таких показателей, как фонд оплаты труда сотрудников пищеблока, расходы на продукты питания в год в соответствии с установленными нормами и коэффициент корректирующий расходы в зависимости от времени пребывание воспитанника в учреждении. Расходы на организацию хозяйственно-бытового обслуживания воспитанников зависит от фонда оплаты труда работников, осуществляющих хозяйственно-бытовое обслуживание, норм данных услуг, их стоимости и поправочных коэффициентов. Расходы на медицинское обслуживание определяется как сумма фонда оплаты труда медицинских работников, скорректированного на продолжительность пребывания детей в учреждении, и стоимости нормативного количества медикаментов и перевязочных средств. И наконец, расходы на организацию психолого-педагогического обслуживания зависят от фонда оплаты труда педагогов-психологов скорректированного на продолжительность пребывания.

     Для определения расходов на содержание имущества дошкольных учреждений определяется базовый норматив содержания имущества. BNSI – базовый норматив содержания имущества, определяется по следующей формуле [4, 4.2.10]: 

Информация о работе Планирование финансирования дошкольного образования в РФ