Особенности обеспечения пособиями лиц, пострадавших от аварии на ЧАЭС

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы: События на Чернобыльской АЭС произошли достаточно давно, огромное количество российских граждан испытывают на себе последствия этих страшных событий. Государство взяло на себя обязанность по их социальной защите, предоставив им ряд гарантий, закрепленных в базовом Законе "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН, ПОСТРАДАВШИХ ОТ АВАРИИ НА ЧАЭС 5
1.1. Законодательство Российской Федерации о чернобыльской катастрофе 5
1.2. Право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 9
1.3. Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы 11

ГЛАВА 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОСОБИЯМИ ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ
АВАРИИ НА ЧАЭС 19
2.1. Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы 19
2.2. Организация медицинского обслуживания и радиационной защиты лиц 22
2.3. Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы 24

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОСОБИЯМИ ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ АВАРИИ НА ЧАЭС 27
3.1. Проблемы ответственности за нарушение законодательных актов Российской Федерации о чернобыльской катастрофе 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 35

Файлы: 1 файл

sdgsgsegeg.docx

— 522.54 Кб (Скачать)

Таким образом, минимальный порог назначения пенсии по старости в указанном случае - 53 года для мужчин и 48 лет для женщин.[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОСОБИЯМИ ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ АВАРИИ НА ЧАЭС

3.1. Проблемы  ответственности за нарушение  законодательных актов Российской  Федерации о чернобыльской катастрофе

 

Юридическая ответственность представляет собой меры государственного воздействия на лиц, действия которых нарушают нормы права, а также права и законные интересы других граждан.

В большинстве случаев, о чем свидетельствует и настоящее определение, юридическая ответственность выступает в качестве ретроспективного явления, т.е. применяется органами государственной власти за совершение правонарушения.

Согласно примечанию к ст. 145.1 УК РФ под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий иных установленных законом выплат понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы;

- полная  невыплата свыше двух месяцев  пенсий, пособий и иных установленных  законом выплат, совершенная из  корыстной или иной личной  заинтересованности руководителем  организации, работодателем - физическим  лицом, руководителем филиала, представительства  или иного обособленного структурного  подразделения организации, - наказывается  штрафом, либо принудительными работами  на срок до трех лет с  лишением права занимать определенные  должности или заниматься определенной  деятельностью на срок до трех  лет или без такового, либо  лишением свободы на срок до  трех лет с лишением права  занимать определенные должности  или заниматься определенной  деятельностью на срок до трех  лет или без такового.

Меры административной ответственности могут быть направлены на устранение последствий следующих деяний:

- нарушение  законодательства о труде и  об охране труда - влечет наложение  административного штрафа на  должностных лиц; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Конституционный суд разместил на сайте постановление по делу экс-сотрудника МВД, служившего в Чернобыле, Владимира Авдонина, принятое в закрытом режиме.

Число решений, вынесенных Конституционным судом в пользу чернобыльцев, уже трудно сосчитать. Только постановлений, напрямую касающихся их, было пять, а в минувшую пятницу на сайте КС появилось и шестое, вынесенное без проведения слушаний

Владимир Авдонин, служивший в МВД, был признан инвалидом третьей группы после исполнения им служебных обязанностей при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В августе 1998 года медики сочли, что он утратил профессиональную трудоспособность на 50 процентов, с 2003 года инвалидность на этих условиях была ему установлена бессрочно. Заявитель получал, согласно решению органов внутренних дел Мордовии, ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда в размере 1000 рублей, однако он обратился в суд с просьбой произвести перерасчет компенсации - исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности.

Судья-докладчик по этому делу, Юрий Рудкин, напоминает, что впервые к проблеме возмещения вреда участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, КС обратился четырнадцать лет назад, в декабре 1997 года, признав экстраординарным характер катастрофы. По мнению Рудкина, "это означало установление особого характера отношений между ликвидаторами-чернобыльцами и государством. Оно обязано принять на себя возмещение того масштабного вреда, который не может быть возмещен в порядке, установленном отраслевым законодательством. И власти в лице законодателей и правоприменителей должны стремиться к максимально возможному объему этого возмещения".

Однако правоприменительная практика пошла по другому пути, когда речь зашла о праве на вреда в виде ежемесячных выплат в сумме из расчета среднего заработка с учетом степени утраты чернобыльцами профессиональной трудоспособности.

Получить компенсацию могли только те, кто подал заявление до 2001 года, когда в силу вступили очередные поправки в законодательство. Суд счел такую практику неоправданно дискриминационной. Конституционный Суд РФ уже рассматривал дела, связанные с выплатами чернобыльцам. Так, в Постановлении он отметил, что государство обязано стремиться к возможно более полному по объему возмещению вреда, нанесенному в результате катастрофы.

Именно на деятельности органов судебной власти относя к их компетенции любые дела, связанные с обеспечением и защитой прав и законных интересов граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС либо принимавших участие в ликвидации ее последствий.

Анализ деятельности судов общей юрисдикции по рассмотрению исков и жалоб чернобыльцев свидетельствует о том, что одними из самых распространенных дел при участии лиц, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, являются дела о пенсионном обеспечении этой категории граждан, а также связанные с решением иных вопросов, выносимых на рассмотрение соответствующего суда.

- дела, связанные с социальными выплатами лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы. К сожалению, имеются случаи неодинакового возмещения критерия индексации.

- аналогичным образом судами рассматривались споры об индексации с учетом инфляции ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации за вред здоровью.

- споры о перерасчете ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью из расчета заработка за фактическое время работы по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

- споры об установлении причинной связи инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. 

- споры  участников ликвидации последствий  аварии на Чернобыльской АЭС  о выдаче удостоверения о праве  на льготы, установленные для  инвалидов Великой Отечественной  войны.

- споры участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС о взыскании пени за просрочку выплаты ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью.

- споры о перерасчете ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью исходя из среднего заработка.  

Кроме того, изучение кассационной и надзорной практики по указанной категории дел показало, что в указанный период судами рассматривались также споры участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС принимавших участие в работах по объекту "Укрытие" в 1988 - 1990 годах, об обязанности по назначению пенсии со снижением пенсионного возраста на 10 лет.

При рассмотрении этих дел необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 13 Закона от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся также граждане, принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, и граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие".

Согласно пункту 1 части первой статьи 30 вышеуказанного Федерального закона гражданам, указанным в пункте 3 части первой 1 статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы), пенсии по возрасту назначаются с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения и при наличии общего стажа работы: у мужчин - не менее 20 лет, у женщин - не менее 15 лет.

Определением Конституционного Суда РФ от 12.07.2006г. №350-О, установлено, что положения статьи 30 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в системе действующего нормативно-правового регулирования не предполагают лишение граждан, принимавших участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие" (при соблюдении других условий), права на назначение трудовой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет.

Несомненным достоинством Закона выступает предоставление специальных правовых, социальных, материальных и иных гарантий защиты прав и законных интересов одной из требующих особой защиты категорий граждан - подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или принимавших участие в ликвидации последствий данной катастрофы.

Однако значение любого позитивного решения нивелируется в случае отсутствия механизма реализации его предписания и обеспечения защиты данных прав, который в данном случае недостаточно разработан и не получил достойной практической реализации.

В настоящее время в большинстве случаев чернобыльцы остаются один на один со своими проблемами и предпринимают попытки борьбы с чиновничьим произволом лишь в рамках применения судебной формы реализации гражданско-правовой ответственности.

Механизмы реализации иных форм государственного принуждения, в первую очередь административной ответственности, до настоящего времени не имеют практического воплощения.[7, c. 172]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной  электростанции, расположенной на  территории Украины, входящей на  тот момент в состав союзных  республик СССР, произошла крупнейшая  за всю историю ядерной энергетики  авария - взрыв и полное разрушение  четвертого энергоблока станции. Итак, масштабность, многоаспектность, долгосрочность и непредвиденность последствий воздействия радиации требуют комплексного системного подхода в работе системы социальной защиты пострадавших от радиации. То, что наряду с инженерно-техническими, технологическими, биологическими, медицинскими, экономическими и экологическими оценками должны быть психологические и социальные оценки последствий и их преодоления, не вызывает сомнения. Главными факторами нанесенного ущерба являются ухудшение личного здоровья и радиоактивная загрязненность территорий, а самыми важными формами вспомоществования можно назвать денежные пособия, бесплатное лечение и оздоровление.

Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей рассмотрены в статье 10 к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

С 1 января 2010 г. размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы, определяются в зависимости от размера социальной пенсии по старости.

Одним из основных направлений должно стать дальнейшее наблюдение за изменениями, происходящими в состоянии здоровья граждан, подвергшихся радиации. Это касается также здоровья членов их семей и родственников. Особенно это важно в отношении детей лиц, пострадавших от воздействия радиации, поскольку наиболее острой проблемой на данном этапе уже является возникновение наследственных заболеваний, врожденных аномалий развития, генетически обусловленных уродств и онкологических заболеваний. Необходимо всеми силами облегчить им жизнь, помочь больным, сохранить в этой сложной обстановке генофонд России.

В деле социальной защиты граждан, пострадавших от радиации, весьма серьезной остается социальная ситуация, складывающаяся в общественных отношениях между населением и властью. Несмотря на проводимую государственными органами работу по преодолению последствий катастроф, негативное отношение граждан к властным структурам в районах радиоактивного загрязнения и далеко за их пределами ежегодно и неуклонно возрастает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ОИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

 


  1. Нормативные правовые акты

1.1 Конституция РФ (ред. от 21. 07. 2014) // Российская газета.− 1993.− 25 декабря.− № 237.

1.2.  Трудовой кодекс РФ // СЗ РФ. - 2002. - № 5. - Ст. 14. 
1.3. Налоговый кодекс РФ // СЗ РФ. - 2003. - № 40.

1.4. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Федеральный закон №161-ФЗ от 18.04.2002 // СЗ РФ. - 2002. - № 98. - Ст. 519.

1.5. «О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации» Федеральный  закон №51-ФЗ от 17 01.2007 // СЗ РФ. - 2007. - № 8. - Ст. 366.

 


2. Специальная  литература

2.6. Благодир, А.С. Защита права граждан  на социальное обеспечение при  регулировании различных видов  социального обеспечения /А.С. Благодир // Учебник. – 2007 г. -№ 16. - С. 142.

2.7. Яцеленко, В.А. Теоретические основы социальных компенсаций как вида социального обеспечения граждан / В. А. Яцеленко // Учебник. –  2008г. - № 92. – С. 172.

Информация о работе Особенности обеспечения пособиями лиц, пострадавших от аварии на ЧАЭС