Особенности обеспечения пособиями лиц, пострадавших от аварии на ЧАЭС

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы: События на Чернобыльской АЭС произошли достаточно давно, огромное количество российских граждан испытывают на себе последствия этих страшных событий. Государство взяло на себя обязанность по их социальной защите, предоставив им ряд гарантий, закрепленных в базовом Законе "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН, ПОСТРАДАВШИХ ОТ АВАРИИ НА ЧАЭС 5
1.1. Законодательство Российской Федерации о чернобыльской катастрофе 5
1.2. Право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 9
1.3. Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы 11

ГЛАВА 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОСОБИЯМИ ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ
АВАРИИ НА ЧАЭС 19
2.1. Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы 19
2.2. Организация медицинского обслуживания и радиационной защиты лиц 22
2.3. Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы 24

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОСОБИЯМИ ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ АВАРИИ НА ЧАЭС 27
3.1. Проблемы ответственности за нарушение законодательных актов Российской Федерации о чернобыльской катастрофе 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 35

Файлы: 1 файл

sdgsgsegeg.docx

— 522.54 Кб (Скачать)

Можно выделить следующие права граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

1) возмещение  вреда, причиненного здоровью таких  лиц вследствие чернобыльской  катастрофы, а также вследствие  проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни  в результате чернобыльской катастрофы: с точки зрения ст. 150 ГК РФ  нематериальные блага, в том числе  жизнь и здоровье граждан, защищаются.

В целом правила возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, установлены ст. 1084 - 1094 ГК РФ. Кроме того, предполагается, что меры, направленные на возмещение вреда, причиненного здоровью, должны касаться не только вопросов выплаты различного рода компенсаций за утраченный заработок, но также включать в себя и меры, направленные на организацию медицинского обслуживания таких лиц.

Такие меры предусмотрены законодательством РФ, которая определяет, что лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также их дети подлежат обязательному медицинскому страхованию в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" устанавливает только общее правило, предназначенное для преимущественного применения. При этом иные нормативно-правовые акты, в том числе предусматривающие дополнительные основания для получения соответствующих мер социальной поддержки и приобретения иных прав, могут содержать иные правила разрешения подобных коллизий, в частности такие акты могут устанавливать возможность получения мер социальной поддержки одновременно по двум основаниям.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Категории  граждан, подвергшихся воздействию  радиации вследствие чернобыльской  катастрофы

 

Вред, причиненный гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, исходя из его масштабов и числа пострадавших, является реально невосполнимым и не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством, а следовательно, государство, приняв на себя обязанность по возмещению такого вреда путем предоставления денежных и других материальных компенсаций, доплат к социальным выплатам и льгот, должно стремиться к возможно более полному его возмещению; кроме того, данная обязанность государства обусловлена и фактической невозможностью возмещения такого вреда в обычном судебном порядке, которое должно было бы обеспечить потерпевшим полное восстановление их нарушенных прав.

Вычеты инвалидам и лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы:

1) граждан, призванных на специальные сборы  и привлеченных к выполнению  работ, связанных с ликвидацией  последствий чернобыльской катастрофы  лиц из числа.

- военнослужащих, то есть лиц, проходящих особый  вид федеральной государственной  службы - военную службу в органах;

- военнообязанных. Воинская обязанность граждан  Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку  к военной службе; призыв на  военную службу; прохождение военной  службы по призыву; пребывание  в запасе; призыв на военные  сборы и прохождение военных  сборов в период пребывания  в запасе.

2) граждан, эвакуированных из зоны отчуждения  и переселенных из зоны отселения  либо выехавших в добровольном  порядке из указанных зон после  принятия решения об эвакуации.

В апреле - июне 1986 г. из зоны аварии было эвакуировано 116 тыс. жителей. Эта эвакуация была, по сути, переселением, поскольку данные лица не смогли вернуться в свои дома в силу высокой степени радиоактивного загрязнения территории. В последующем было произведено переселение еще 220 тыс. жителей наиболее загрязненных территорий;

3) граждан, отдавших костный мозг для  спасения жизни людей, пострадавших  вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего  с момента трансплантации костного  мозга, и времени развития у  них в этой связи инвалидности.

В п.3 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" объединены следующие категории граждан:

- граждане (в том числе временно направленные  или командированные), которые в 1986 – 1987 годах участие в работах  по ликвидации последствий чернобыльской  катастрофы в пределах зоны  отчуждения или занятые в этот  период на работах, связанных  с эвакуацией населения, материальных  ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других  работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы  и привлеченные в этот период  для выполнения работ, связанных  с ликвидацией последствий чернобыльской  катастрофы в пределах зоны  отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской  авиации, независимо от места  дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового  состава органов внутренних дел, проходившие в 1986-1987 годах службу  в зоне отчуждения; граждане, в  том числе военнослужащие и  военнообязанные, призванные на  военные сборы и принимавшие  участие в 1988-1990 годах в работах  по объекту "Укрытие"; младший  и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных  учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность  связана с работой с любыми  видами источников ионизирующих  излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;

- граждане (в том числе временно направленные  или командированные), принимавшие  в 1988-1990 годах участие в работах  по ликвидации последствий чернобыльской  катастрофы в пределах зоны  отчуждения или занятые в этот  период на эксплуатации или  других работах на Чернобыльской  АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы  и привлеченные в эти годы  к выполнению работ, связанных  с ликвидацией последствий чернобыльской  катастрофы, независимо от места  дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего  и рядового состава органов  внутренних дел, проходившие в 1988-1990 годах службу в зоне отчуждения;

-  граждане, занятые на работах в зоне  отчуждения;

О конституционно-правовом смысле положений пункта 6 части первой статьи 13 настоящего Закона см. Определение Конституционного Суда РФ от 14 июня 2006 г. N 273-О

- граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие  добровольно) в 1986 году из зоны  отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году  и в последующие годы, включая  детей, в том числе детей, которые  в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного  развития;

- граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания  с правом на отселение;

- граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания  с льготным социально-экономическим  статусом;

- граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения  в другие районы;

- граждане, занятые на работах в зоне  отселения (не проживающие в этой  зоне);

- граждане, выехавшие добровольно на новое  место жительства из зоны проживания  с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;

- военнослужащие, лица начальствующего и рядового  состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной  службы, проходящие (проходившие) военную  службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания  с правом на отселение и  зоне проживания с льготным  социально-экономическим статусом.

Нуждающиеся в жилых помещениях. Малоимущими признаются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ст. 49 ЖК РФ).

При этом согласно ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

- не являющиеся  нанимателями жилых помещений  по договорам социального найма  или членами семьи нанимателя  жилого помещения по договору  социального найма либо собственниками  жилых помещений или членами  семьи собственника жилого помещения;

- являющиеся  нанимателями жилых помещений  по договорам социального найма  или членами семьи нанимателя  жилого помещения по договору  социального найма либо собственниками  жилых помещений или членами  семьи собственника жилого помещения  и обеспеченные общей площадью  жилого помещения на одного  члена семьи менее учетной  нормы;

- проживающие  в помещении, не отвечающем установленным  для жилых помещений требованиям;

- являющиеся  нанимателями жилых помещений  по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого  помещения по договору социального  найма или собственниками жилых  помещений, членами семьи собственника  жилого помещения, проживающими  в квартире, занятой несколькими  семьями, если в составе семьи  имеется больной, страдающий тяжелой  формой хронического заболевания, при которой совместное проживание  с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого  помещения, занимаемого по договору  социального найма или принадлежащего  на праве собственности.

Гражданин может состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях по нескольким основаниям - как малоимущий гражданин и как относящийся к категории, определенной федеральным законом, равно как и указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации (ч. 2, 3 ст. 49 ЖК РФ).

2) также  гарантируются:

- оплата  в размере 50% занимаемой общей  площади в домах государственного  и муниципального фондов и  в приватизированных жилых помещениях, в том числе и членам их  семей, проживающих с ними.

- оплата  в размере 50% за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих  центрального отопления, - предоставление  скидки в размере 50% со стоимости  топлива, приобретаемого в пределах  норм, установленных для продажи  населению, включая транспортные  расходы.

3) доплата  до размера прежнего заработка  при переводе по медицинским  показаниям на нижеоплачиваемую  работу. Эта доплата осуществляется  работодателем до восстановления  трудоспособности или до установления  инвалидности.

По общему правилу, установленному ст. 182 ТК РФ, при переводе работника, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в предоставлении другой работы, на другую ниже оплачиваемую работу у данного работодателя за ним сохраняется его прежний средний заработок в течение одного месяца со дня перевода, а при переводе в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, – до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления работника.

В комментируемой статье установлено, что перевод работника на нижеоплачиваемую работу и сохранение гарантий могут быть произведены  в порядке, установленном федеральными законами. Например, к таким федеральным законам можно отнести:  
а) ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 2-ФЗ “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне” – лицам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), гарантируется доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу. Доплата сохраняется до выздоровления или до установления инвалидности;  
б) ст. 14 Закона РСФСР от 15.05.1991 № 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” – для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан (в т. ч. временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения; граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации; граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в связи с этим инвалидности, гарантируется доплата до прежнего среднего заработка, которая устанавливается этим лицам при переводе на нижеоплачиваемую работу по медицинским показаниям до выздоровления или установления инвалидности.

Информация о работе Особенности обеспечения пособиями лиц, пострадавших от аварии на ЧАЭС