Особенности обеспечения пособиями лиц, пострадавших от аварии на ЧАЭС

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы: События на Чернобыльской АЭС произошли достаточно давно, огромное количество российских граждан испытывают на себе последствия этих страшных событий. Государство взяло на себя обязанность по их социальной защите, предоставив им ряд гарантий, закрепленных в базовом Законе "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН, ПОСТРАДАВШИХ ОТ АВАРИИ НА ЧАЭС 5
1.1. Законодательство Российской Федерации о чернобыльской катастрофе 5
1.2. Право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 9
1.3. Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы 11

ГЛАВА 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОСОБИЯМИ ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ
АВАРИИ НА ЧАЭС 19
2.1. Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы 19
2.2. Организация медицинского обслуживания и радиационной защиты лиц 22
2.3. Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы 24

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОСОБИЯМИ ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ АВАРИИ НА ЧАЭС 27
3.1. Проблемы ответственности за нарушение законодательных актов Российской Федерации о чернобыльской катастрофе 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 35

Файлы: 1 файл

sdgsgsegeg.docx

— 522.54 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОСОБИЯМИ ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ АВАРИИ НА ЧАЭС

 

Исполнитель: студент очной формы обучения группы 43-2

БАНЗАРАКЦАЕВА УРЖИМА СЕРГЕЕВНА  /подпись, дата/

 

 

 

 

 

Руководитель работы ______________________ ст. преп. О.Г. Загузин

(подпись/ дата)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ, 2014

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                                     стр.


ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                3

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН, ПОСТРАДАВШИХ ОТ АВАРИИ НА ЧАЭС                                                        5

1.1. Законодательство Российской Федерации о чернобыльской катастрофе  5

1.2. Право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС                                   9

1.3. Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы                                                                                      11

 

ГЛАВА 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОСОБИЯМИ ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ

АВАРИИ НА ЧАЭС                                                                                                  19

2.1. Меры социальной поддержки  граждан, подвергшихся воздействию  радиации вследствие катастрофы                                                                            19

2.2. Организация медицинского обслуживания  и радиационной защиты лиц   22

2.3. Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской  катастрофы                                                                                                                 24

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОСОБИЯМИ ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ АВАРИИ НА ЧАЭС                   27

3.1. Проблемы ответственности за  нарушение законодательных актов  Российской Федерации о чернобыльской  катастрофе                                          27

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                         33

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ                  35 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы: События на Чернобыльской АЭС произошли достаточно давно, огромное количество российских граждан испытывают на себе последствия этих страшных событий. Государство взяло на себя обязанность по их социальной защите, предоставив им ряд гарантий, закрепленных в базовом Законе "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

С распадом Cоветского союза, одновременно провозгласило Российскую Федерацию в качестве правопреемницы СССР. Несмотря на не вполне легитимное Соглашение, мировое сообщество признало факт правопреемства, вследствие чего к Российской Федерации перешли не только права, но и обязанности распавшегося Советского союза. Одними из таких обязанностей являются обязательства по возмещению ущерба, а также предоставлению гарантий гражданам, участвовавшим в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС или пострадавшим от воздействия радиации вследствие данной аварии.

Главной целью курсовой работы является рассмотрение особенностей обеспечения пособиями лиц, пострадавших от аварии на ЧАЭС.

Для решения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

- рассмотреть Законодательство Российской Федерации о чернобыльской катастрофе;

- изучить права граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

- рассмотреть категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы;

- изучить меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы;

- организацию медицинского обслуживания и радиационной защиты лиц;

- вопросы пенсионного обеспечения, а также основные проблемы и перспективы развития законодательства РФ по вопросам обеспечения пособиями лиц, пострадавших от аварии на ЧАЭС.

Объектом являются отношения, возникающие у лиц, пострадавших от аварии на ЧАЭС для получения пособий. Предметом являются условия  обеспечения пособиями лиц, пострадавших от аварии на ЧАЭС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН, ПОСТРАДАВШИХ ОТ АВАРИИ НА ЧАЭС

1.1 Законодательство  Российской Федерации о чернобыльской  катастрофе

В аварии на Чернобыльской АЭС сфокусировались самые негативные черты современного и политического, и экономического, и социального, и экологического состояния страны. Авария выявила все то негативное, что может нести современная техника и технология при неумелом руководстве и использовании достижений научно-технического прогресса.

В результате аварии на Чернобыльской АЭС во внешнюю среду поступило 50000000 Ки различных радионуклидов. В связи со сложной метеорологической обстановкой после аварии существенно загрязненными оказались обширные территории Украины (41,75 тыс. кв. км), Белоруссии (46,6 тыс. кв. км), Европейской части России (57,1 тыс. кв. км). Загрязненные воздушные массы пересекли территории Латвии, Эстонии, Литвы, Польши и стран Скандинавии, Молдавии, Румынии, Болгарии, Греции, Турции. Загрязнению подверглись также территории Австрии, Германии, Италии, Великобритании и ряда других стран Западной Европы. Согласно официальным оценкам трех стран (Республики Беларусь, России, Украины) от чернобыльской катастрофы так или иначе пострадали по меньшей мере более 9000000 человек.

В России радиоактивному загрязнению подверглись 16 областей и одна республика с населением около 3000000 человек, проживающих более чем в 12000 населенных пунктах. Мировое общественное мнение справедливо оценило катастрофу на Чернобыльской АЭС как результат многолетней практики антигуманного отношения к человеку и природе. В чернобыльском бедствии отразилась вся порочность прошлой тоталитарной системы: укоренившееся невнимание к людям, повсеместная халатность, пренебрежение нормативами труда и его безопасности.

Остро встала проблема социальной защиты граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы. Существующая законодательная и нормативная база по вопросам социальной защиты жертв Чернобыльской и других радиационных катастроф имеет определенные недостатки; заложенные в ней правовые отношения подчас входят в противоречие друг с другом и не соответствуют требованиям Конституции РФ.

Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" был принят только в 1991 году. С тех пор он существенно изменился, неоднократно вводились новые дополнения и изменения, что превратило его в один из самых запутанных актов, работа с которым требует тщательной проработки и знания около ста дополнительных нормативных актов.[4]

На заседании Пленума Верховного Суда Российской Федерации 18 января 2005 года был рассмотрен вопрос о внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Редакционная группа, готовившая проект Постановления, в п. 2 записала, что "при рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан вследствие чернобыльской катастрофы, необходимо иметь в виду, что законом, действовавшим на время причинения вреда, не предусматривалась возможность компенсации потерпевшему морального вреда, нанесенного этой катастрофой» и льготы данных категорий лиц также предусмотрены Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц"; Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и рядом других. [5]

С точки зрения ст. 72 Конституции РФ вопросы здравоохранения, социальной защиты и социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Из этого следует, что субъекты Российской Федерации также вправе принимать нормативные акты, которые являются составной частью "чернобыльского законодательства".[1]

В связи с этим на региональном уровне приняты и действуют следующие нормативные акты. Закон Свердловской области от 12 июля 2011 г. N 66-ОЗ "О пособии члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции".

А также Постановление Правительства Москвы от 8 августа 2000 г. N 626 "О целевой комплексной программе социальной помощи инвалидам, а также лицам, получившим увечья в связи с аварией на Чернобыльской АЭС" - предусматривает реализацию широкого комплекса мер, направленных на социальную поддержку лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы 

Межправительственное соглашение государств-участников СНГ о социальной защите и охране здоровья граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф и аварий, а также ядерных испытаний от 9 сентября 1994 года

В рамках настоящего Соглашения Стороны в соответствии с национальным законодательством:

разрабатывают принципы и критерии по определению статуса лиц, подвергшихся воздействию радиации, обеспечивают для этих лиц, а также для членов их семей в случае потери кормильца, взаимосогласованные уровни их социальной защиты, реабилитации и охраны здоровья;

координируют подходы к установлению причинной связи заболеваний и инвалидности с последствиями Чернобыльской и других радиационных катастроф и аварий, а также ядерных испытаний;

осуществляют мероприятия по созданию льготного механизма деятельности медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных и других учреждений и организаций, непосредственно обеспечивающих решение

межгосударственных задач по охране здоровья лиц, подвергшихся воздействию радиации;

координируют медицинские и оздоровительные мероприятия для этих категорий граждан в целях наиболее эффективного использования возможностей национальных специализированных учреждений и организаций;

предпринимают меры по унификации законодательства, регулирующего права, компенсации и льготы лицам, подвергшимся воздействию радиации;

осуществляют взаимный обмен имеющейся у них информацией, касающейся последствий Чернобыльской и других радиационных катастроф и аварий, а также ядерных испытаний.

Из действующих для Российской Федерации документов международного характера можно назвать следующие:

- Соглашение  о международном сотрудничестве  по вопросам, связанным с последствиями  аварии на Чернобыльской АЭС  от 23 июня 1992 г., заключенное с участием  Европейского сообщества по атомной  энергии;

- Соглашение  о проведении международных исследований  последствий аварии на Чернобыльской  атомной электростанции в научном  центре "Припять" от 21 сентября 1990 г.;

- Постановление N 33 Совета Министров Союзного  государства "О Программе совместной  деятельности по преодолению  последствий чернобыльской катастрофы  в рамках Союзного государства  на 2006 - 2010 годы" и ряд других.

Россия как суверенное государство вправе заключать двусторонние соглашения с другими государствами, в том числе и по вопросам, связанным с правовым регулированием ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.

 

 

 

 

 

1.2. Право  граждан Российской Федерации, подвергшихся  воздействию радиации вследствие  катастрофы на Чернобыльской  АЭС

 

Гражданам Российской Федерации гарантируются установленные законодательством РФ возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Информация о работе Особенности обеспечения пособиями лиц, пострадавших от аварии на ЧАЭС