Основные характеристики
федерального бюджета на текущий
финансовый год
Федеральный бюджет
РФ — это ведущее звено бюджетной системы
Российской Федерации, в котором объединены
основные финансовые категории (налоги,
государственный кредит, государственные
расходы). Федеральный бюджет является
основным финансовым планом государства
на финансовый год, имеющий силу закона
после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона. По экономическому
содержанию федеральный бюджет представляет
собой форму образования и использования
централизованного фонда денежных средств
Российской Федерации. Именно федеральный
бюджет является главным средством перераспределения
национального дохода и валового внутреннего
продукта, через него мобилизуются финансовые
ресурсы, необходимые для регулирования
экономического развития страны, реализации
социальной политики на территории всей
России, укрепления обороноспособности
государства. На долю федерального бюджета
приходится значительная часть распределительного
процесса, которая заключается в распределении
денежных средств между отраслями народного
хозяйства, производственной и не производственной
сферами, регионами страны. Право Российской
Федерации на самостоятельный федеральный
бюджет закреплено вКонституции Российской
Федерации (ст. 71), а Бюджетный кодекс Российской
Федерации детально регламентирует порядок
его формирования и исполнения.
Бюджетный
кодекс. Статья 184. Порядок составления
проекта федерального бюджета
- Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
Составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год осуществляется в соответствии с бюджетной политикой Российской Федерации, определенной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.
Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета, определяются Правительством Российской Федерации.
2. Уполномоченный орган исполнительной власти организует разработку прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и уточнение параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, положенного в основу перспективного финансового плана.
3. Министерство финансов Российской Федерации организует разработку:
проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу;
проекта Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
4. Проектировки основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу разрабатываются одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочной программы Правительства Российской Федерации, среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогноза Сводного финансового баланса по территории Российской Федерации.
5. Первый этап формирования федерального бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством Российской Федерации плана - прогноза функционирования экономики Российской Федерации на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.
На основании выбранного Правительством Российской Федерации плана - прогноза функционирования экономики Российской Федерации на очередной финансовый год Министерство финансов Российской Федерации осуществляет разработку основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и распределение расходов федерального бюджета на очередной финансовый год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов Российской Федерации и проектировок основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу.
Одновременно Правительством Российской Федерации рассматриваются предложения о соотношениях между величиной прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости, минимальными размерами стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а также предложения о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу.
Принятые Правительством Российской Федерации основные характеристики федерального бюджета на очередной финансовый год и распределение расходов федерального бюджета на очередной финансовый год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов Российской Федерации могут быть представлены в виде информации палатам Федерального Собрания по их запросам.
6. Министерство финансов Российской Федерации в двухнедельный срок со дня принятия Правительством Российской Федерации основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и распределения расходов федерального бюджета на очередной финансовый год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов Российской Федерации:
направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;
уведомляет органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации о методике формирования межбюджетных отношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу, определенной законодательством Российской Федерации.
7. Второй этап формирования федерального бюджета - распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации и по получателям бюджетных средств, а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном финансовом году, о приостановлении действия указанных нормативных правовых актов или об их поэтапном введении.
Одновременно уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из средств федерального бюджета в очередном финансовом году, согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перспективу.
8. Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой министром финансов.
Разработка и согласование федеральными органами исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, представляемых одновременно с ним документов и материалов, законопроектов о минимальном размере оплаты труда, о минимальном размере государственных пенсий, о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий в очередном финансовом году, а также составляемого в виде приложения к проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год перечня законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию, завершаются не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году.
9. С 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство Российской Федерации рассматривает прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу, представленные Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.
Бюджетный кодекс РФ
Статья 199. Предмет первого
чтения проекта федерального закона
о федеральном бюджете на очередной
финансовый год и плановый период
Предметом рассмотрения проекта федерального
закона о федеральном бюджете
на очередной финансовый год и
плановый период в первом чтении являются основные характеристики
федерального бюджета, к которым относятся:
прогнозируемый в очередном
финансовом году и плановом периоде
общий объем доходов с выделением
прогнозируемого объема нефтегазовых
доходов федерального бюджета;
приложение к федеральному закону
о федеральном бюджете на очередной
финансовый год и плановый период,
устанавливающее нормативы распределения
доходов между бюджетами бюджетной
системы Российской Федерации на
очередной финансовый год и плановый
период в случае, если они не утверждены
настоящим Кодексом;
общий объем расходов в очередном
финансовом году и плановом периоде;
условно утверждаемые расходы в
объеме не менее 2,5 процента общего объема
расходов федерального бюджета на первый
год планового периода и не
менее 5 процентов общего объема расходов
федерального бюджета на второй год
планового периода;
объем нефтегазового трансферта в
очередном финансовом году и плановом
периоде;
верхний предел государственного внутреннего
и внешнего долга Российской Федерации
на конец очередного финансового
года и каждого года планового
периода;
нормативная величина Резервного фонда
в очередном финансовом году и
плановом периоде;
дефицит (профицит) федерального бюджета.
При утверждении основных характеристик
федерального бюджета на очередной
финансовый год и плановый период
указываются прогнозируемый в соответствующем
финансовом году объем валового внутреннего
продукта и уровень инфляции (потребительских
цен) (декабрь к декабрю предыдущего
года).
Основные характеристики федерального
бюджета - по законодательству РФ -
- доходы федерального бюджета
в разрезе групп, подгрупп и
статей классификации доходов
бюджетов РФ;
- распределение доходов от федеральных
налогов и сборов между федеральным
бюджетом и бюджетами субъектов
РФ;
- размеры несбалансированности (дефицит)
федерального бюджета в абсолютных
цифрах и в процентах;
- общий объем расходов федерального
бюджета в целом.
Федеральный закон Российской
Федерации от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ
"О федеральном бюджете
на 2012 год и на плановый период
2013 и 2014 годов"
Принят Государственной Думой 22
ноября 2011 года
Одобрен Советом Федерации 25 ноября
2011 года
Статья 1. Основные характеристики
федерального бюджета на 2012 год и
на плановый период 2013 и 2014 годов
1. Утвердить основные характеристики
федерального бюджета на 2012 год,
определенные исходя из прогнозируемого
объема валового внутреннего
продукта в размере 58 683,0 млрд.
рублей и уровня инфляции, не
превышающего 6,0 процента (декабрь 2012
года к декабрю 2011 года):
1) прогнозируемый общий объем
доходов федерального бюджета
в сумме 11 779 855 206,0 тыс. рублей;
2) общий объем расходов федерального
бюджета в сумме 12 656 443 993,1 тыс.
рублей;
3) верхний предел государственного
внутреннего долга Российской
Федерации на 1 января 2013 года в
сумме 6 330 854 099,7 тыс. рублей;
4) верхний предел государственного
внешнего долга Российской Федерации
на 1 января 2013 года в сумме 48,4
млрд. долларов США, или 34,6 млрд.
евро;
5) дефицит федерального бюджета
в сумме 876 588 787,1 тыс. рублей.