Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 22:05, курсовая работа
Данная тема очень актуальна на сегодняшний день, так как практически нет ни одной сферы деятельности, где бы не требовалось управление. Директор управляет предприятием, мэр – городом, президент – страной, режиссер – актерами, учитель – учениками, родители – детьми, хозяева – домашними животными и т.д. Для этого разрабатываются законы, правовые акты, кодексы, формируются социальные нормы и правила поведения, традиции и обычаи. Согласитесь, что не каждая цель, которая, по-вашему, является легкой, оказывается достижимой. Не секрет, что у каждого индивида, у каждой организации очень часто возникают проблемы в достижении поставленных целей.
Введение 3
Глава 1. Определение и классификация управления 5
Глава 2. Принципы и функции управления 9
Глава 3. Основные элементы управления 19
Заключение 21
Список литературы
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
« Санкт – Петербургский государственный университет
Сервиса и экономики».
Политехнический техникум.
Специальность 080501 «Менеджмент».
Курсовая работа по управленческой психологии:
Тема: «Основные характеристики управления».
Выполнила:
Севокова Е.Д.
Студентка 602гр.
Руководитель
Курсовой работы
Левин В.И.
2012г.
г. Санкт-Петербург
Содержание
Введение
Глава 1. Определение и
классификация управления
Глава 2. Принципы и функции
управления
Глава 3. Основные элементы управления
Заключение
Список литературы
Введение
Управление – это очень сложный процесс, специфический вид деятельности, определяющий успех или неудачу в достижении тех или иных целей.
Данная тема очень актуальна на сегодняшний день, так как практически нет ни одной сферы деятельности, где бы не требовалось управление. Директор управляет предприятием, мэр – городом, президент – страной, режиссер – актерами, учитель – учениками, родители – детьми, хозяева – домашними животными и т.д. Для этого разрабатываются законы, правовые акты, кодексы, формируются социальные нормы и правила поведения, традиции и обычаи. Согласитесь, что не каждая цель, которая, по-вашему, является легкой, оказывается достижимой. Не секрет, что у каждого индивида, у каждой организации очень часто возникают проблемы в достижении поставленных целей. Возникают сбои в деятельности, ситуация выходит из-под контроля, перестают выполняться ключевые функции. Когда возникают условия жесткой конкуренции может быть актуален известный шекспировский вопрос: «Быть или не быть?». А для того, чтобы «быть», необходимо уметь управлять в самом широком смысле этого слова: и собой, и ситуацией, и коллективом, и организацией, т.е. контролировать свое психоэмоциональное и физическое состояние, уметь находить выход из ситуации любой сложности, принимать решения, мотивировать своих сотрудников, поощрять и наказывать, создавать благоприятный имидж своей организации и многое многое другое.
Всего этого не возможно достичь без знания основ управления, его принципов, элементов и функций, что подробно описывается в данной курсовой работе.
Цель данной курсовой работы состоит именно в изучении основ управления, в выделении основных характеристик управления, таких как классификация, принципы, функции и элементы управления.
Все это необходимо для того, чтобы будущий менеджер умел эффективно и правильно управлять своей организацией, поддерживать хороший климат между своими подчиненными и успешно выполнять поставленные цели.
Для достижения поставленных целей нами поставлены следующие задачи:
Определение и классификация управления
Как нам известно, в обыденной
жизни, управлять – это значит
направлять ход, движение или деятельность
кого-либо или чего-либо. С точки
зрения теории и практики управления,
на сегодняшний день существует множество
определений понятия «
Чаще всего встречаются следующие определения:
Проанализировав данные определения,
можно сделать заключение, что
управление – сложный многоплановый
процесс, протекающий в технических,
биологических и социальных системах,
обеспечивающий сохранение их структуры
и определенный режим деятельности,
специфический вид
Из данного определения можно выделить определенные классы управления, но для этого рассмотрим, что же такое классификация.
Классификация - (от лат. classis- разряд и facere-делать) — особый случай применения логической операции деления объема понятия, представляющий собой некоторую совокупность делений (деление некоторого класса на виды, деление этих видов и т.д.). Классификация предназначена для постоянного использования в какой-либо науке или области практической деятельности (например, классификация животных и растений). Обычно в качестве основания деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов. В этом случае классификация (называемая естественной) выявляет существенные сходства и различия между предметами и емеет познавательное значение. В других случаях, когда цель классификации состоит лишь в систематизации предметов, в качестве основания выбираются признаки, удобные для этой цели, но несущественные для самих предметов (например, алфавитные каталоги). Такие классификации называют искусственными. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).
Итак, выделяют три вида классификации управления:
На социальном управлении остановимся поподробнее. Щекин Г. В. в книге «Теория социального управления» подразделяет социальное управление на два основных подкласса:
Каждый вид социального управления содержит соответствующие уровни:
-государство;
-отрасль;
-регион;
-организация.
Кроме того, в каждом виде социального управления выделяются основные формы:
-управление материальными ресурсами – представляет собой целенаправленную деятельность по синхронизации материальных потоков общественного продукта по ассортименту, качеству, количеству, срокам и месту;
-управление человеческими ресурсами – это одна из концепций управления персоналом, сменившая долго существовавшую концепцию признания персонала обычным активом компании.
Так как категория управления охватывает не только все сферы живой и неживой природы, но и человеческой жизни, то следует говорить о необходимости изучения управленческой психологии.
Принципы и функции управления
Термин «принцип» происходит от латинского слова principium, что означает «начало», «основа». К. Гельвецкий писал, что знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.
Принципы управления – это основные правила, которые определяют функционирование и построение системы управления, т.е. это важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления.
Прежде чем рассматривать принципы управления, необходимо кратко остановиться на основных принципах и методах общей психологии.
В основе методологии психологических исследований лежат следующие принципы:
-психика обусловлена объективной действительностью;
-все психические явления обусловлены деятельностью мозга;
-при изучении психических явлений обязательно установить причины, их вызвавшие;
-психика определяется образом жизни.
-психика постоянно
-характеристика психического
явления возможна при
-отражение объективной истины;
-проверка изучаемых
-строгая объективность изучения психики;
-исследование психических
явлений в процессе
-рассмотрение всех
-деятельность — форма активности сознания;
-сознание — результат поведения и деятельности;
-сознание образует внутренний план деятельности;
-изменение содержания
деятельности способствует
-вероятностный характер психической деятельности;
-вероятностный тип связи между психическими явлениями и иными факторами.