Основные характеристики управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема очень актуальна на сегодняшний день, так как практически нет ни одной сферы деятельности, где бы не требовалось управление. Директор управляет предприятием, мэр – городом, президент – страной, режиссер – актерами, учитель – учениками, родители – детьми, хозяева – домашними животными и т.д. Для этого разрабатываются законы, правовые акты, кодексы, формируются социальные нормы и правила поведения, традиции и обычаи. Согласитесь, что не каждая цель, которая, по-вашему, является легкой, оказывается достижимой. Не секрет, что у каждого индивида, у каждой организации очень часто возникают проблемы в достижении поставленных целей.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Определение и классификация управления 5
Глава 2. Принципы и функции управления 9
Глава 3. Основные элементы управления 19
Заключение 21
Список литературы

Файлы: 1 файл

Основные характеристики управления.docx

— 52.29 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

« Санкт – Петербургский  государственный университет

Сервиса и экономики».

Политехнический техникум.

 

Специальность 080501 «Менеджмент».

 

Курсовая работа по управленческой психологии:

Тема: «Основные характеристики управления».

 

 

Выполнила:

Севокова Е.Д.

Студентка 602гр.

Руководитель

Курсовой работы

Левин В.И.

 

 

 

2012г.

г. Санкт-Петербург

 

Содержание

Введение                                                                                                                   3

Глава 1. Определение и  классификация управления                                           5

Глава 2. Принципы и функции  управления                                                          9

Глава 3. Основные элементы управления                                                           19

Заключение                                                                                                             21

Список литературы                                                                                                23 

Введение

 

Управление – это очень  сложный процесс, специфический вид деятельности, определяющий успех или неудачу в достижении тех или иных целей.

Данная тема очень актуальна  на сегодняшний день, так как практически  нет ни одной сферы деятельности, где бы не требовалось управление. Директор управляет предприятием, мэр – городом, президент – страной, режиссер – актерами, учитель – учениками, родители – детьми, хозяева – домашними животными и т.д. Для этого разрабатываются законы, правовые акты, кодексы, формируются социальные нормы и правила поведения, традиции и обычаи. Согласитесь, что не каждая цель, которая, по-вашему, является легкой, оказывается достижимой. Не секрет, что у каждого индивида, у каждой организации очень часто возникают проблемы в достижении поставленных целей. Возникают сбои в деятельности, ситуация выходит из-под контроля, перестают выполняться ключевые функции. Когда возникают условия жесткой конкуренции может быть актуален известный шекспировский вопрос: «Быть или не быть?». А для того, чтобы «быть», необходимо уметь управлять в самом широком смысле этого слова: и собой, и ситуацией, и коллективом, и организацией, т.е. контролировать свое психоэмоциональное и физическое состояние, уметь находить выход из ситуации любой сложности, принимать решения, мотивировать своих сотрудников, поощрять и наказывать, создавать благоприятный имидж своей организации и многое многое другое.

Всего этого не возможно достичь без знания основ управления, его принципов, элементов и функций, что подробно описывается в данной курсовой работе.

Цель  данной курсовой работы состоит именно в изучении основ управления, в выделении основных характеристик управления, таких как классификация, принципы, функции и элементы управления.

Все это необходимо для  того, чтобы будущий менеджер умел эффективно и правильно управлять  своей организацией, поддерживать хороший  климат между своими подчиненными и  успешно выполнять поставленные цели.

Для достижения поставленных целей нами поставлены следующие  задачи:

  1. Раскрыть определение и классификацию управления;
  2. Охарактеризовать принципы и функции управления;
  3. Исследовать основные элементы упрпвления.

 

Определение и  классификация управления

 

Как нам известно, в обыденной  жизни, управлять – это значит направлять ход, движение или деятельность кого-либо или чего-либо.  С точки  зрения теории и практики управления, на сегодняшний день существует множество  определений понятия «управления».

Чаще всего встречаются  следующие определения:

  • Тейлор Ф., 1991: искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим образом;
  • Щекин Г.В., 1996, 2004: направленная координация и организация объекта управления;
  • Зинченко Г.П., 2001: рациональный способ организации какого-либо объекта;
  • Подлесных В.И., 2003: вид деятельности, направленный на достижение определенной цели или целей;
  • Радченко А.И., 2003:  перевод системы в заданное состояние, деятельность субъекта управления по воздействию на объект управления для его перевода в состояние, необходимое длядостижение цели;
  • Фалмер Р.М., 1992: задача создания среды, где люди могут работать вместе для достижения совместной цели.

Проанализировав данные определения, можно сделать  заключение, что  управление – сложный многоплановый  процесс, протекающий в технических, биологических и социальных системах, обеспечивающий сохранение  их структуры  и определенный режим деятельности, специфический вид деятельности, определяющий успех или неудачу  в достижении тех или иных целей.

Из данного определения  можно выделить определенные классы управления, но для этого рассмотрим, что же такое классификация.

Классификация - (от лат. classis- разряд и facere-делать) — особый случай применения логической операции деления объема понятия, представляющий собой некоторую совокупность делений (деление некоторого класса на виды, деление этих видов и т.д.). Классификация предназначена для постоянного использования в какой-либо науке или области практической деятельности (например, классификация животных и растений). Обычно в качестве основания деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов. В этом случае классификация (называемая естественной) выявляет существенные сходства и различия между предметами и емеет познавательное значение. В других случаях, когда цель классификации состоит лишь в систематизации предметов, в качестве основания выбираются признаки, удобные для этой цели, но несущественные для самих предметов (например, алфавитные каталоги). Такие классификации называют искусственными. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).

Итак, выделяют три вида классификации  управления:

  1. В неживой природе (технических системах) называют управлением вещами – область изучения преимущественно технических наук, управление производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин;
  2. В организмах или биологических системах – предмет изучения естественных наук, управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов;
  3. В обществе или социальных системах – управление людьми или социальное управление, относится к области социальных наук. Охватывает воздействие на деятельность  людей, объединенных в группы, коллективы с их различными интересами. Объектом изучения в социальном управлении являются социальные системы, а предметом – система управления ими. Управление в социальных системах – это управление в любой организации людей независимо от целей их деятельности: управление государством, регионом, армией, церковью, библиотекой, больницей, национальной безопасностью, некоммерческой и коммерческой организацией и др. В данных организациях управление может рассматриваться как целенаправленная деятельность, позволяющая выполнять им конкретные функции. Управление в этих организациях носит название менеджмента – особого вида управленческой деятельности.

На социальном управлении остановимся  поподробнее. Щекин Г. В.  в книге «Теория социального управления» подразделяет социальное управление на два основных подкласса:

  • Управление индивидуальной деятельностью;
  • Управление коллективной деятельностью, которая в свою очередь подразделяется на три вида: административно-государственное или политическое управление занимает особое  место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе; социально-культурное или духовное – объектом управления в духовном производстве являются отношения, в которые вступают работники этого производства, а субъект управления состоит из непосредственных административных учреждений в сфере духовного производства (соответствующие министерства и ведомства, их органы на местах); управление производственной сферой, т.е. материальным производством – это системная, конкретная, практическая деятельность по сознательной организации всего народного хозяйства на всех его стадиях и уровнях.

Каждый вид социального  управления содержит соответствующие  уровни:

-государство;

-отрасль;

-регион;

-организация.

 

Кроме того, в каждом виде социального управления  выделяются основные формы:

-управление материальными ресурсами – представляет собой целенаправленную деятельность по синхронизации материальных потоков общественного продукта по ассортименту, качеству, количеству, срокам и месту;

-управление человеческими ресурсами – это одна из концепций управления персоналом, сменившая долго существовавшую концепцию признания персонала обычным активом компании.

Так как категория управления охватывает не только все сферы живой  и неживой природы, но и человеческой жизни, то следует говорить о необходимости  изучения управленческой психологии.

 

 

Принципы и  функции управления

 

Термин «принцип»  происходит от латинского слова principium, что означает «начало», «основа». К. Гельвецкий писал, что знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.

Принципы управления – это основные правила, которые определяют функционирование и построение системы управления, т.е. это важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления.

Прежде чем рассматривать  принципы управления, необходимо кратко остановиться на основных принципах  и методах общей психологии.

В основе методологии психологических  исследований лежат следующие принципы:

  1. Принцип детерминизма (причинная обусловленность) устанавливающий следующие постулаты:

-психика обусловлена объективной действительностью;

-все психические явления обусловлены деятельностью мозга;

-при изучении психических явлений обязательно установить причины, их вызвавшие;

-психика определяется образом жизни.

  1. Принцип развития (генетический принцип) выражается в следующем:

-психика постоянно развивается  и изменяется как количественно,  так и качественно;

-характеристика психического  явления возможна при одновременном  выяснении его особенностей в  данный момент, истории его возникновения  и перспективы его изменений.

  1. Принцип объективности особенно важен для экспериментальной психологии, так как к общим принципам научного изучения психических явлений относятся:

-отражение объективной  истины;

-проверка изучаемых закономерностей  на практике;

-строгая объективность  изучения психики;

-исследование психических  явлений в процессе человеческой  деятельности;

-рассмотрение всех психологических  феноменов в развитии (филогенетическом  и онтогенетическом, социально-историческом  и индивидуальном). 

  1. Принцип связи сознания и деятельности заключается в следующем:

-деятельность — форма  активности сознания;

-сознание — результат  поведения и деятельности;

-сознание образует внутренний  план деятельности;

-изменение содержания  деятельности способствует формированию  качественно нового уровня сознания.

  1. Принцип единства теории и практики. Тренинги, ролевые и деловые игры создают для человека различные ситуации, в которых он, с одной стороны, проявляет имеющиеся у него качества, а с другой — психические качества преобразуются, тренируются, изменяются под воздействием этих тренинговых ситуаций и воздействий группы, психотерапевта и т.д.
  2. Вероятностный подход подчеркивает:

-вероятностный характер  психической деятельности;

-вероятностный тип связи  между психическими явлениями  и иными факторами. 

Информация о работе Основные характеристики управления