Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 22:05, курсовая работа
Данная тема очень актуальна на сегодняшний день, так как практически нет ни одной сферы деятельности, где бы не требовалось управление. Директор управляет предприятием, мэр – городом, президент – страной, режиссер – актерами, учитель – учениками, родители – детьми, хозяева – домашними животными и т.д. Для этого разрабатываются законы, правовые акты, кодексы, формируются социальные нормы и правила поведения, традиции и обычаи. Согласитесь, что не каждая цель, которая, по-вашему, является легкой, оказывается достижимой. Не секрет, что у каждого индивида, у каждой организации очень часто возникают проблемы в достижении поставленных целей.
Введение 3
Глава 1. Определение и классификация управления 5
Глава 2. Принципы и функции управления 9
Глава 3. Основные элементы управления 19
Заключение 21
Список литературы
Методы психологических исследований – это приемы и средства получения достоверных фактов и сведений, используемых для построения научных теорий, концепций и разработки конкретных практических рекомендаций. Выделяют четыре основные группы методов (по Б.Г. Ананьеву):
Первым, кто поднял вопрос об общих принципах управления, был Анри Файоль в работе «Общее и промышленное управление». «Без принципов, - писал Файоль, - мы вотьме и хаосе. Принцип – это маяк, помогающий ориентироваться». Он выделил следующие четырнадцать общих принципов управления:
1. Разделение труда, которое позволяет выполнять при тех же усилиях большую по объему и лучшую по качеству работу;
2. Властьи ответственность, где власть дает право отдавать приказы, а ответственность налагает обязанность отвечать за всю управляемую систему;
3. Дисциплина, которая предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками, а так же справедливо применяемые санкции;
4. Единоначалиеозначает, что каждый должен получать приказы только от одного непосредственного начальника;
5. Единство руководства означает, что каждая группа, действующая для достижения одной цели, должна быть объединена одним планом и иметь одного руководителя;
6. Подчиненность личных интересов общим: интересы одного подчиненного или группы подчиненных не должны ставиться выше интересов компании или организации большего масштаба;
7. Вознаграждение персонала для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу;
8. Централизация - степень которой варьируется в зависимости от конкурентных условий, что порождает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией, обеспечивающей лучшие результаты;
9. Скалярная цепь - ряд руководящих лиц, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, до руководителей низового звена (линии власти);
10. Порядок - место для каждого и каждому свое место»
11. Справедливость - преданность персонала обуславливается справедливым отношением к нему администрации;
12. Стабильность рабочего места для персонала, так как при высокой текучести кадров снижается эффективность организации;
13. Инициатива - способность составлять план и обеспечивать его успешное выполнение;
14. Корпоративный дух - сила, которая является результатом гармонии персонала.
Вышеперечисленные принципы управления действуют во всех сферах и подсистемах социальной жизни. Но так же существуют и другие подходы к рассмотрению общих принципов управления. Например, Хачатуров А. Е. и Куликов Ю. А. в своем учебном пособии «Основы менеджмента качества» выделяют следующие общие принципы управления:
1)Принцип системности означает всестороннюю проработку пинимаемых решений, анализ всех возможных вариантов их реализации, координации усилий на различных направлениях и уровнях.
2)Принцип объективности предполагает целенаправленное воздействие на систему в целом или на отдельные ее звенья на основе познания и использования объективных закономерностей в интересах обеспечения оптимального функционирования всей системы.
3)Принцип саморегулирования позволяет противостоять воздействию извне и перестраиваться в целях самосохранения.
4)Принцип дополнительности в управлении предполагает сочетание нормативного регулирования системы и процесса спонтанного саморегулирования, их взаимное дополнение. Сохранение баланса регулирования и саморегулирования – вот это главное в целостной системе управления.
5)Принцип обратной связи между субъектом и объектом управления позволяет субъектам управления регулярно получать конкретные сведения о результатах своей деятельности и знать, что надо исправить и улучшить.
6)Принцип информационной достаточности обозначает, что управленец должен оптимизировать управление, решать задачи с наименьшими затратами труда, времени и с наибольшей точностью. В этом ему в значительной степени помогает автоматизация актов управления посредством компьютерной техники, способной с огромной скоростью производить сложнейшие расчеты и оптимизировать процесс принятия решений в условиях неопределенности и риска.
7)Принцип оптимальности предполагает достижение поставленной цели в возможно более короткий срок и при наименьших затратах материальных средств и человеческой энергии. Оптимальность управления обеспечивается различными методами и средствами. Важную роль здесь играют социальные эксперименты, социологические исследования.
8)Принцип эволюционизма предполагает необходимость повседневного совершенствования, приведения системы в новое состояние, соответствующее новым условиям каждого нового периода времени. Этот принцип означает, что управлению должны быть свойственны плавный, созидательный, планомерный характер, преемственность, последовательность стадий и этапов.
9) Принцип верности означает, во-первых, что исторический процесс не предопределен и не запрограммирован – он вероятностен: его вероятностная природа проявляется в многовариантности развития. Во-вторых, результаты социального управления носят также вероятностный характер, тянут за собой шлейф последствий, многие из которых совершенно неожиданны. Поэтому работа менеджера – человека, управляющего людьми, - носит творческий характер, когда из множества альтернатив нужно выбрать наилучшую и обеспечить ее качественную реализацию.
10)Принцип демократизма в управлении заключается в раскрытии сотрудниками своего творческого потенциала в процессе своей деятельности, в соотнесении их интересов и целей, коррелирует с интересами и целями организации.
11)Принцип конкуренции позволяет системе развиваться, а всякое развитие представляет собой качественное улучшение системы , которое происходит путем борьбы взаимно противоречивых тенденций, противоположностей между собой.
12)принцип ведущего звена заключается в выделении из совокупности фактов решающих, первостепенных, так как ведущее звено – это звено, цементирующее систему, объединяющее, интегрирующее ее в единое целое, обеспечивающее ее функционирование, совершенствование. Найти такое звено в управлении – означает выявить главную причинную связь, определяющую качественную специфику системы, ее сохранение, прогресс, динамику развития. Оптимизация управленческого процесса – это позитивное воздействие на ведущее звено в соответствии с целями организации.
13)Принцип стимулирования состоит в рациональном сочетании материальных и моральных стимулов повышения трудовой активности.
Г. Эмерсон в книге «Двенадцать принципов производительности» сформулировал частные принципы управления, применяющиеся в различных подсистемах и сферах общества, сфера действия которых локальна и ограничена. Это такие принципы как:
-точно поставленные идеалы или цели;
-здравый смысл;
-компетентная консультация;
-дисциплина;
-справедливое отношение к персоналу;
-быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет;
-диспетчирование;
-нормы и расписания;
-нормализация условий;
-нормирование операций;
-написанные стандартные инструкции;
-вознаграждение за
Можно привести пример частных принципов управления. Например американский государственный деятель Б. Франклин (1706-1790) выработал себе 13 принципов поведения в повседневной жизни и строго им следовал. Это: сдержанность, молчаливость, порядок, решительность, бережливость, деятельность, откровенность, справедливость, умеренность, чистоплотность, спокойствие, целомудрие и скромность.
Есть и много других примеров и все они лежат в основе управленческой деятельности, которая имеет ряд функций.
Что же такое функции управления?
Функции управления [лат. functio — исполнение] — термин, используемый в теории управления для обозначения относительно обособленных направлений управленческой деятельности, позволяющих осуществить управляющее воздействие при управлении организацией. Ф. у. выделяются в зависимости от сферы управления, либо в соответствии с разделением управленческого труда, например, выделяют функцию общего управления, функцию управления персоналом или финансами, различными по своему характеру объектами, функцию управления бригадой, участком, цехом.
Важно, что функции управления определяют деятельность, направленную на организацию выполнения мероприятий по управлению объектом (в соответствии с происхождением самого термина от латинского functio — исполнение, деятельность, совершение). Существенно и то, что логическая последовательность выполнения работ, определяемая функциональной структурой управленческого процесса, составляет сущность технологии управления.
Основная цель, содержание любой управленческой функции состоит из двух компонентов:
Весьма просто эта задача
решается в системах автоматического
регулирования и управления, когда
датчики четко фиксируют
Содержание управления раскрывается
через его функции. Довольно затруднительно
представить исчерпывающий
Основными функциями управления являются: прогнозирование, организация, координация и регулирование, мотивация и контроль, учет и анализ. Рассмотрим данные функции более подробно.
1.Прогнозирование (предвидение хода развития) и планирование (разработка поэтапного плана, определяющего цель достижения, задачи, основные пути, ресурсы, средства, сроки и пропорции). Существует три способа планирования:
-от достигнутого уровня (не требуется особых усилий и знаний для реализации принятых решений, не уделяется должного внимания научно-техническому прогрессу);
-оптимальное (связано
с коренными качественными
-адаптивное (позволяет гибко реагировать на изменения во внешней среде, т.е. учитывать их в плане и эффективно к ним приспосабливаться).
2.Организация, которая заключается в установлении временных и постоянных взаимоотношений между объектом и субъектом управления, между всеми подразделениями. Существует два пути реализации этой функции:
-через административно-
-через оперативное управление
(постоянное сравнение
3.Координация и регулирование (обеспечение согласованности действиё всех звеньев системы управления, сохранение, поддержание и совершенствование установленного режима работы производственного механизма). Координация осуществляется за счет:
-проведения совещаний;
-личных контактов между руководителями (и исполнителями);
-согласование рабочих планов и графиков, внесения в них коррективов;
-увязки работы между исполнителями.