Контрольная ревизионная и аналитическая деятельность Счетной Палаты РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 12:31, реферат

Краткое описание

Счетная палата Российской Федерации (далее - Счетная палата) является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.
В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О счетной палате», другими законами Российской Федерации. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.

Оглавление

1. Статус Счетной палаты Российской Федерации
2. Задачи Счетной палаты
3. Принципы осуществления контроля
4. Состав Счетной палаты
5. Виды деятельности Счетной палаты
6. Организация и планирование работы Счетной палаты
7. Регламент Счетной палаты
8. Область действия контрольных полномочий Счетной палаты
9. Оперативный контроль за исполнением федерального бюджета
10. Ревизии и проверки
11. Контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов
12. Контроль за федеральными внебюджетными фондами
13. Контроль за поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью
14. Контроль за банковской системой
15. Экспертиза и заключения Счетной палаты
16. Анализ результатов контрольных мероприятий
17. Представление Счетной палаты
18. Предписание Счетной палаты
19. Особое мнение членов Коллегии Счетной палаты

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 48.48 Кб (Скачать)

     Счетная палата контролирует формирование и  эффективность использования средств  федеральных внебюджетных фондов и  валютных средств, находящихся в  ведении Правительства Российской Федерации. 

    Счетная палата наделена полномочиями по контролю формирования и эффективности использования  средств федеральных внебюджетных фондов, а также валютных средств, находящихся в ведении Правительства  РФ. Данные полномочия основываются на положениях п. 3 ст. 18 Лимской декларации ИНТОСАИ, согласно которым все управление государственными финансами, независимо от того, отражены они в общем национальном бюджете или нет, должно быть объектом контроля высшего контрольного органа; управление теми частями государственных финансов, которые исключены из национального бюджета, не должно выводиться из-под контроля высшего контрольного органа.

    В соответствии с нормой п. 2 ст. 144 БК РФ бюджетами государственных внебюджетных фондов РФ являются:

    1) бюджет Пенсионного фонда РФ;

    2) бюджет Фонда социального страхования  РФ;

    3) бюджет Федерального фонда обязательного  медицинского страхования. 

    1. Контроль  за поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью

     Счетная палата осуществляет контроль за поступлениями в федеральный бюджет средств, полученных:

от распоряжения государственным имуществом (в том  числе его приватизации, продажи);

от управления объектами федеральной собственности.

    Счетная палата осуществляет контроль за поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью, определяет два направления такого контроля: за поступлениями средств, полученных от распоряжения государственным имуществом, и за поступлениями средств, полученных от управления объектами федеральной собственности.

    В условиях действующего бюджетного законодательства РФ в комментируемой статье идет речь о контроле Счетной палаты за поступлениями  в федеральный бюджет следующих  видов неналоговых доходов, предусмотренных  в нормах ст. 42 и 51 БК РФ (здесь и  далее в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ):

    доходы  от использования имущества, находящегося в государственной собственности  России (за исключением имущества  федеральных автономных учреждений, а также имущества федеральных  государственных унитарных предприятий, в т.ч. казенных), в т.ч. доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы  за передачу в возмездное пользование  имущества, средства, получаемые от передачи имущества в залог, в доверительное  управление, другие предусмотренные  законодательством РФ доходы от использования имущества;

    доходы  от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной  власти России;

    доходы  от продажи имущества (кроме акций  и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных  металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности России, за исключением имущества федеральных автономных учреждений, а также имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в т.ч. казенных (доходы от продажи акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней к доходам федерального бюджета не относятся и согласно нормам ст. 93.1 и п. 1 ст. 94 БК РФ являются источником финансирования дефицита федерального бюджета); 

    1. Контроль  за банковской системой

     Счетная палата осуществляет контроль за:

деятельностью Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета;

     деятельностью Центрального банка Российской Федерации  по обслуживанию государственного долга  Российской Федерации.

     Счетная палата Российской Федерации осуществляет проверки финансово-хозяйственной  деятельности Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений  и учреждений. Указанные проверки осуществляются в соответствии с  решениями Государственной Думы, принимаемыми только на основании предложений  Национального банковского совета.

    В качестве одной из основных задач  Счетной палаты является контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях России.

    Бюджетное полномочие Банка России по обслуживанию счетов бюджетов закреплено в норме  п. 2 ст. 155 БК РФ. Об осуществлении обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, как о функции Банка России говорится и в п. 6 ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Согласно норме ч. 1 ст. 23 названного Закона средства федерального бюджета (как и средства государственных внебюджетных фондов) хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами.

    В норме п. 2 ст. 156 БК РФ предусмотрено, что в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей  территории или невозможности выполнения ими функций по обслуживанию счетов бюджетов эти функции выполняют  кредитные организации. Эти случаи и подразумеваются в норме ч. 1 комментируемой статьи, предусматривающей осуществление Счетной палатой контроля за деятельностью не только Банка России и его подразделений, но и других банков и кредитно-финансовых учреждений (с учетом норм БК РФ и Федерального закона "О банках и банковской деятельности" точнее было бы говорить о кредитных организациях).

    Второй  составляющей контроля за банковской системой, осуществляемого Счетной палатой, является контроль за деятельностью Банка России по обслуживанию государственного долга России. В связи с этим необходимо отметить следующее.

    В соответствии с нормой ч. 3 ст. 23 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" полномочия Банка России по обслуживанию государственного долга Российской Федерации определяются федеральными законами. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 16 Закона), согласно норме п. 2 ст. 119 БК РФ выполнение Банком России, кредитной организацией или другой специализированной финансовой организацией функций генерального агента (агента) Правительства РФ по обслуживанию долговых обязательств России, а также их размещению, выкупу, обмену и погашению осуществляется на основе агентских соглашений, заключенных с Минфином России (об этом же говорится и в норме ч. 4 ст. 23 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)": Банк России и Минфин России в необходимых случаях заключают соглашения о проведении указанных выше операций по поручению Правительства РФ). Бюджетное полномочие Банка России по осуществлению функций генерального агента по государственным ценным бумагам РФ закреплено и в норме ч. 3 ст. 155 БК РФ.

    Необходимо  иметь в виду, что приведенными выше положениями полномочия Банка  России в сфере операций со средствами федерального бюджета не ограничиваются, что означает и открытость определенного  в норме ч. 1 комментируемой статьи перечня сфер контроля, осуществляемого Счетной палатой. В частности, в норме п. 1 ст. 96.11 БК РФ предусмотрено, что отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Банком России, Фонда национального благосостояния - Банком России и специализированными финансовыми организациями в соответствии с договорами, заключаемыми Минфином России в порядке, установленном Правительством РФ. 

    1. Экспертиза  и заключения Счетной  палаты

     Счетная палата проводит экспертизу и дает заключения по:

проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам государственного внутреннего  и внешнего долга и дефицита федерального бюджета;

    проблемам бюджетно-финансовой политики и совершенствования  бюджетного процесса в Российской Федерации;

проектам  законодательных и иных нормативных  правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной  Думы;

проектам  международных договоров Российской Федерации, влекущих правовые последствия  для федерального бюджета;

     проектам  программ, на финансирование которых  используются средства федерального бюджета.

     По  другим вопросам, входящим в ее компетенцию, Счетная палата осуществляет подготовку и представление заключений или  письменных ответов на основании:

запросов  Президента Российской Федерации;

     поручений Совета Федерации или Государственной  Думы, оформленных соответствующими постановлениями;

     запросов  комитетов и комиссий Совета Федерации  и Государственной Думы;

     запросов  депутатов (членов) Совета Федерации  и депутатов Государственной  Думы;

     запросов  Правительства Российской Федерации;

     запросов  органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

     Решение о рассмотрении запроса и подготовке заключения или об отказе в этом принимается Коллегией Счетной  палаты. В случае отказа Председатель Счетной палаты возвращает запрос с  указанием причин отказа.

     Заключения  Счетной палаты не могут содержать  политических оценок решений, принимаемых  органами представительной и исполнительной власти Российской Федерации по вопросам ее ведения.

    Статья 20 ФЗ «О счетной палате» регламентирует экспертную деятельность Счетной палаты. Нормы данной статьи основываются на положении п. 1 ст. 12 Лимской декларации ИНТОСАИ о том, что в важных случаях высший контрольный орган может предоставить в распоряжение парламента и администрации свои профессиональные знания и опыт в форме экспертного заключения, включая замечания по проектам законов и других постановлений, относящихся к финансовым вопросам. Там же предусмотрено, что административное руководство должно нести полную ответственность за принятие или отклонение такого экспертного заключения; более того, эта дополнительная задача высшего контрольного органа не может предполагать получения от него дальнейших выводов и не может влиять на эффективность проверки.

    Проведение  финансовой экспертизы проектов федеральных  законов, а также нормативных  правовых актов федеральных органов  государственной власти, предусматривающих  расходы, покрываемые за счет средств  федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов, определено в  норме ст. 2 ФЗ «О счетной палате» среди основных задач Счетной палаты. Об экспертизе проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров РФ, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов России, говорится и в ст. 9 Закона как об одном из видов деятельности Счетной палаты.

    Детализируя данные нормы, норма ч. 1 статьи 20 ФЗ «О счетной палате» определяет перечень таких документов, по которым Счетная палата проводит экспертизу и дает заключения. В частности, определено, что к таким документам относятся:

    проект  федерального бюджета. При этом в  общем виде определен предмет  экспертизы, проводимой Счетной палатой, - обоснованность доходных и расходных  статей, размеры государственного внутреннего  и внешнего долга и дефицита федерального бюджета;

    проблемы  бюджетно-финансовой политики и совершенствования  бюджетного процесса в России;

    проекты законодательных и иных нормативных  правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимые на рассмотрение Государственной  Думы;

Информация о работе Контрольная ревизионная и аналитическая деятельность Счетной Палаты РФ