Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 12:31, реферат
Счетная палата Российской Федерации (далее - Счетная палата) является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.
В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О счетной палате», другими законами Российской Федерации. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.
1. Статус Счетной палаты Российской Федерации
2. Задачи Счетной палаты
3. Принципы осуществления контроля
4. Состав Счетной палаты
5. Виды деятельности Счетной палаты
6. Организация и планирование работы Счетной палаты
7. Регламент Счетной палаты
8. Область действия контрольных полномочий Счетной палаты
9. Оперативный контроль за исполнением федерального бюджета
10. Ревизии и проверки
11. Контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов
12. Контроль за федеральными внебюджетными фондами
13. Контроль за поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью
14. Контроль за банковской системой
15. Экспертиза и заключения Счетной палаты
16. Анализ результатов контрольных мероприятий
17. Представление Счетной палаты
18. Предписание Счетной палаты
19. Особое мнение членов Коллегии Счетной палаты
Счетная
палата контролирует формирование и
эффективность использования
Счетная
палата наделена полномочиями по контролю
формирования и эффективности использования
средств федеральных
В
соответствии с нормой п. 2 ст. 144 БК РФ
бюджетами государственных
1) бюджет Пенсионного фонда РФ;
2)
бюджет Фонда социального
3)
бюджет Федерального фонда
Счетная палата осуществляет контроль за поступлениями в федеральный бюджет средств, полученных:
от распоряжения государственным имуществом (в том числе его приватизации, продажи);
от управления
объектами федеральной
Счетная палата осуществляет контроль за поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью, определяет два направления такого контроля: за поступлениями средств, полученных от распоряжения государственным имуществом, и за поступлениями средств, полученных от управления объектами федеральной собственности.
В условиях действующего бюджетного законодательства РФ в комментируемой статье идет речь о контроле Счетной палаты за поступлениями в федеральный бюджет следующих видов неналоговых доходов, предусмотренных в нормах ст. 42 и 51 БК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ):
доходы
от использования имущества, находящегося
в государственной
доходы
от платных услуг, оказываемых федеральными
бюджетными учреждениями, находящимися
в ведении органов
доходы
от продажи имущества (кроме акций
и иных форм участия в капитале,
государственных запасов
Счетная палата осуществляет контроль за:
деятельностью Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета;
деятельностью Центрального банка Российской Федерации по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.
Счетная
палата Российской Федерации осуществляет
проверки финансово-хозяйственной
деятельности Центрального банка Российской
Федерации, его структурных подразделений
и учреждений. Указанные проверки
осуществляются в соответствии с
решениями Государственной
В качестве одной из основных задач Счетной палаты является контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях России.
Бюджетное полномочие Банка России по обслуживанию счетов бюджетов закреплено в норме п. 2 ст. 155 БК РФ. Об осуществлении обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, как о функции Банка России говорится и в п. 6 ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Согласно норме ч. 1 ст. 23 названного Закона средства федерального бюджета (как и средства государственных внебюджетных фондов) хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами.
В норме п. 2 ст. 156 БК РФ предусмотрено, что в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими функций по обслуживанию счетов бюджетов эти функции выполняют кредитные организации. Эти случаи и подразумеваются в норме ч. 1 комментируемой статьи, предусматривающей осуществление Счетной палатой контроля за деятельностью не только Банка России и его подразделений, но и других банков и кредитно-финансовых учреждений (с учетом норм БК РФ и Федерального закона "О банках и банковской деятельности" точнее было бы говорить о кредитных организациях).
Второй составляющей контроля за банковской системой, осуществляемого Счетной палатой, является контроль за деятельностью Банка России по обслуживанию государственного долга России. В связи с этим необходимо отметить следующее.
В соответствии с нормой ч. 3 ст. 23 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" полномочия Банка России по обслуживанию государственного долга Российской Федерации определяются федеральными законами. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 16 Закона), согласно норме п. 2 ст. 119 БК РФ выполнение Банком России, кредитной организацией или другой специализированной финансовой организацией функций генерального агента (агента) Правительства РФ по обслуживанию долговых обязательств России, а также их размещению, выкупу, обмену и погашению осуществляется на основе агентских соглашений, заключенных с Минфином России (об этом же говорится и в норме ч. 4 ст. 23 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)": Банк России и Минфин России в необходимых случаях заключают соглашения о проведении указанных выше операций по поручению Правительства РФ). Бюджетное полномочие Банка России по осуществлению функций генерального агента по государственным ценным бумагам РФ закреплено и в норме ч. 3 ст. 155 БК РФ.
Необходимо
иметь в виду, что приведенными
выше положениями полномочия Банка
России в сфере операций со средствами
федерального бюджета не ограничиваются,
что означает и открытость определенного
в норме ч. 1 комментируемой статьи
перечня сфер контроля, осуществляемого
Счетной палатой. В частности, в норме
п. 1 ст. 96.11 БК РФ предусмотрено, что отдельные
полномочия по управлению средствами
Резервного фонда могут осуществляться
Банком России, Фонда национального благосостояния
- Банком России и специализированными
финансовыми организациями в соответствии
с договорами, заключаемыми Минфином России
в порядке, установленном Правительством
РФ.
Счетная палата проводит экспертизу и дает заключения по:
проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита федерального бюджета;
проблемам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации;
проектам законодательных и иных нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной Думы;
проектам
международных договоров
проектам программ, на финансирование которых используются средства федерального бюджета.
По другим вопросам, входящим в ее компетенцию, Счетная палата осуществляет подготовку и представление заключений или письменных ответов на основании:
запросов Президента Российской Федерации;
поручений Совета Федерации или Государственной Думы, оформленных соответствующими постановлениями;
запросов комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы;
запросов депутатов (членов) Совета Федерации и депутатов Государственной Думы;
запросов Правительства Российской Федерации;
запросов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Решение о рассмотрении запроса и подготовке заключения или об отказе в этом принимается Коллегией Счетной палаты. В случае отказа Председатель Счетной палаты возвращает запрос с указанием причин отказа.
Заключения Счетной палаты не могут содержать политических оценок решений, принимаемых органами представительной и исполнительной власти Российской Федерации по вопросам ее ведения.
Статья 20 ФЗ «О счетной палате» регламентирует экспертную деятельность Счетной палаты. Нормы данной статьи основываются на положении п. 1 ст. 12 Лимской декларации ИНТОСАИ о том, что в важных случаях высший контрольный орган может предоставить в распоряжение парламента и администрации свои профессиональные знания и опыт в форме экспертного заключения, включая замечания по проектам законов и других постановлений, относящихся к финансовым вопросам. Там же предусмотрено, что административное руководство должно нести полную ответственность за принятие или отклонение такого экспертного заключения; более того, эта дополнительная задача высшего контрольного органа не может предполагать получения от него дальнейших выводов и не может влиять на эффективность проверки.
Проведение финансовой экспертизы проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, определено в норме ст. 2 ФЗ «О счетной палате» среди основных задач Счетной палаты. Об экспертизе проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров РФ, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов России, говорится и в ст. 9 Закона как об одном из видов деятельности Счетной палаты.
Детализируя данные нормы, норма ч. 1 статьи 20 ФЗ «О счетной палате» определяет перечень таких документов, по которым Счетная палата проводит экспертизу и дает заключения. В частности, определено, что к таким документам относятся:
проект федерального бюджета. При этом в общем виде определен предмет экспертизы, проводимой Счетной палатой, - обоснованность доходных и расходных статей, размеры государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита федерального бюджета;
проблемы бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в России;
проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимые на рассмотрение Государственной Думы;
Информация о работе Контрольная ревизионная и аналитическая деятельность Счетной Палаты РФ