Контрольная работа по: Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 21:32, контрольная работа

Краткое описание

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти

Оглавление

1. Бюджетная система РФ. Принципы Бюджетного
устройства РФ……………………………………………………………… 3

1.1 Устройство бюджетной системы РФ. Принципы
функционирования бюджетной системы РФ……………………... 4

1.2 Доходы и расходы……………………………………………………. 5
1.3 Федеральный бюджет Российской Федерации…………………….. 8

1.4 Бюджеты субъектов Российской Федерации………………………. 8
1.5 Местные бюджеты…………………………………………………… 10

2. Расходы бюджета на образование, подготовку кадров и культуру………………………………………………………………………,, 11

2.1 Финансирование расходов на образование………………………… 11

2.2 Финансирование расходов на подготовку кадров…………………. 14

2.3 Финансирование расходов на культуру……………………………. 15

Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Г.р..doc

— 148.50 Кб (Скачать)

Целевой характер использования  бюджетных ресурсов означает, что предоставление бюджетных средств осуществляется строго по целевому назначению в соответствии с утвержденным бюджетом. Если в ходе составления этого основного финансового плана страны государство устанавливает приоритетность и объемы удовлетворения тех или иных общественных потребностей, исходя из реальной социально-экономической ситуации, то принцип целевого использования бюджетных ресурсов также способствует повышению эффективности бюджетных расходов.

1.3 Федеральный бюджет Российской Федерации

 

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Государственной Думой в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной политики.

Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляются в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Например, из доходов, поступающих от уплаты НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, лишь 75 % поступает в федеральный бюджет. [4]

1.4 Бюджеты субъектов Российской Федерации

 

Бюджеты субъектов  Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств,

предназначенных для  обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

В настоящее время  на уровне субнациональных (региональных и местных) бюджетов сосредоточено  около половины налоговых доходов  консолидированного бюджета Российской Федерации, примерно 60% непроцентных расходов.

Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ, а именно:

  • налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным ставкам в соответствии с действующим законодательством ;
  • НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, за исключением налога на добавленную стоимость на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, - в размере 25 процентов доходов;
  • акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - в размере 50 процентов доходов;
  • акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за исключением акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее перекачке и акцизов на природный газ, бензин автомобильный и легковые автомобили, - в размере 100 процентов доходов;
  • лицензионных и регистрационных сборов - в соответствии с действующим законодательством;
  • подоходного налога с физических лиц - в размере 100 процентов доходов;
  • налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, - в размере 40 процентов доходов;
  • платежей за пользование природными ресурсами - по нормативам, установленным действующим законодательством;
  • лесного налога - в размере 100 процентов доходов;
  • налога с розничных продаж - в размере 100 процентов доходов;
  • прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством.

Процедура утверждения  и построение бюджетов субъектов  Российской Федерации аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако существуют определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов - каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов). Кроме этого, ряд субъектов РФ заключил с Федерацией договоры и соглашения, регламентирующие межбюджетные отношения.

Тем регионам, в которых  среднедушевой доход по бюджету  за предыдущий год ниже, чем в  целом по России, и у которых  собственных доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов Федерации (ФФПР). Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя менее 95 % от средне российского уровня и условная сумма расходов менее 100 % плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ осуществляется помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований.

компенсаций будет сокращаться  вплоть до его полной ликвидации

Дополнительными элементами механизма финансовой помощи субъектам  Федерации станут Фонд регионального развития (софинансирование инвестиционных программ по развитию регионов) и Фонд развития (реформирования) региональных финансов (поддержка на конкурсной основе экономических и бюджетных реформ в регионах). [7]

1.5 Местные бюджеты

 

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных в предметам ведения местного самоуправления.

За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд  других расходов, однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, при которой до 60 % от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы покрываются иногда лишь на 10 % (в муниципальных образованиях Республики Марий Эл, в Удмуртии, в Камчатской, Липецкой и др. областях), превращает органы местного самоуправления в постоянных просителей. В качестве одной из мер ля решения вопроса бюджетного обеспечения местных бюджетов в РФ принят закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», установивший единую методологию формирования местных бюджетов для всех субъектов РФ. Однако без закрепления за местными бюджетами реальных размеров доходов, отвечающих потребностям бюджетов муниципальных образований, проблему решить невозможно (в настоящее время БК РФ - ст. 60 -закрепил за местными бюджетами в полном размере только государственную пошлину и местные налоги и сборы. [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Расходы бюджета на образование, подготовку кадров и культуру

 

Расходы на социальные нужды – это самый крупный  вид расходов. К таким расходам относятся расходы на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, социальное страхование.

Эти расходы позволяют государству поддерживать, развивать и совершенствовать систему социально - культурного обеспечения населения. Кроме того, расходы федерального бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, ведь они опосредованно влияют на общественное производство, т.к. способствуют улучшению качественного состава трудовых ресурсов, создают условия для повышения производительности труда за счет использования его научной организации и передовых научных достижений в этой области. Отдельно следует упомянуть о роли расходов на социально - культурные нужды в ускорении научно-технического прогресса.

Природа этих расходов во многом понятна – конституции  многих стран, в т.ч. и Российской Федерации, провозгласили неотъемлемыми правами граждан

права на бесплатное школьное и дошкольное образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение после выхода на пенсию и пр. Кроме того, Российская действительность предъявляет самые жесткие требования к данной группе расходов, во многом обеспечивающих стабильность в обществе, где без усиления социальной ориентации федерального бюджета не обойтись.

Государство не только должно взять на себя финансирование национальных программ развития образования, здравоохранения, культурного, социального обеспечения, но и по мере возможности пополнять этот список новыми видами затрат. [6]

 

2.1 Финансирование расходов на образование

 

          Образование представляет одну из важнейших отраслей непроизводственной сферы. Право на получение образование согласно Закону РФ «Об образовании» является одним из основных и неотъемлемых прав граждан Российской Федерации.

В расходы на образование в соответствии с бюджетной классификацией включают затраты на общее образование, воспитание детей и подростков, культурно-просветительскую работу, подготовку кадров.

Законом предусмотрено, что область образования входит в компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления[3].

В компетенции Российской Федерации – формирование доли федерального бюджета, направляемой на финансирование образования, установление федеральных  нормативов финансирования образования.

В компетенции субъектов  Федерации в этой области –  формирование их бюджетов в части  расходов на образование, установление региональных нормативов его финансирования.

В компетенции органов  местного самоуправления находятся  формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования.

На содержание учреждений образования в последние годы выделяется примерно 12% общих расходов консолидированного бюджета. Причем, из федерального бюджета направляется около 4% его расходов и около 20% расходов – из бюджетов субъектов Федерации.

В общей сумме расходов на образование затраты на детские  дошкольные учреждения составляют примерно 15%, на общее среднее образование — 41%, школы-интернаты — 8%, среднее специальное образование — 10%, на высшее образование — 12% (в соответствии с Рисунком 1.1).

 

Рисунок 1.1 - Расходы на образование

 

 

Необходимо отметить, что бюджеты различных уровней  принимают неодинаковое участие  в финансировании различных учреждений образования. Так, средние школы на 99% финансируются из бюджетов субъектов Федерации и только на 1% из федерального бюджета. В то же время высшие учебные заведения на 96% финансируются из федерального бюджета и только на 4% из территориальных бюджетов.

Финансирование учреждений образования осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому  типу и виду образовательного учреждения.

Федеральные нормативы финансирования должны утверждаться ежегодно Государственной Думой одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной год и быть минимально допустимыми.

Региональные и местные  нормативы финансирования должны учитывать  специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения.

Таким образом, мы видим, что при финансировании затрат на образование между федеральным и региональным источниками финансирования возникает интервал, в который необходимо вместить требуемые расходы.

Схема финансирования государственного и муниципального образовательных  учреждений определяется типовым положением о соответствующем виде образовательного учреждения.

Бюджетное финансирование получают и негосударственные образовательные  учреждения по нормативам финансирования, аналогичным для государственных  и муниципальных образовательных  учреждений на данной территории. Эти учреждения получают право на государственное и муниципальное финансирование с момента их государственной регистрации.

Переход к рыночным отношениям расширил возможности образовательных  учреждений по привлечению денежных средств для финансирования своей основной деятельности. Они вправе привлекать в соответствии с действующим законодательством финансовые ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы.

Негосударственные образовательные  учреждения могут предоставлять  учащимся дополнительные образовательные  услуги (помимо услуг, регламентированных образовательным стандартом). Если такие услуги предоставляются, то они  взимают плату с обучающегося не только за дополнительные образовательные услуги, но и в том числе за обучение в рамках государственных образовательных стандартов. Платная образовательная деятельность такого учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса, заработную плату персонала, на его совершенствование и развитие.

Информация о работе Контрольная работа по: Бюджетная система РФ