Контрольная работа по «Бюджетная система РФ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Федеральный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Бюджетная система является частью финансовой системы государства. По сути – это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
1. Сравнительная характеристика бюджетных систем федеративного и унитарного государств………………………………………………………...4
2. Словарь терминов и определений по бюджетной системе России……...9
Заключение…………………………………………………………………....12
Список используемых источников…………………………………………..13

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 85.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ  И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

 

СЕВЕРНЫЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  МЕДИЦИНСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА И ИНФОРМАТИКИ

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине  «Бюджетная система РФ»

Вариант 11

 

 

 

 

 

Выполнил студент: Некрасова А.А.

Шифр: МЗС - 110611

Специальность:  «Менеджмент»

Курс: 2

Форма обучения: заочная

Преподаватель:




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архангельск 2013

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Сравнительная характеристика  бюджетных систем федеративного  и унитарного государств………………………………………………………...4

2. Словарь терминов  и определений по бюджетной  системе России……...9

Заключение…………………………………………………………………....12

Список используемых источников…………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Федеральный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

     Бюджетная система является частью финансовой системы государства. По сути – это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.

       Принцип государственного устройства определяет распределение прав и обязанностей между уровнями бюджетной системы. Активное развитие бюджетных отношений государства, требует четкого правового регулирования с помощью бюджетного права, которое позволяет разграничить полномочия между различными уровнями публичной власти, определить компетенцию субъектов бюджетного права, обеспечив правовыми средствами баланс их финансовых интересов. Так, углубление процессов дифференциации регионов России по показателям социального и экономического развития, стремление к финансовой самостоятельности субъектов Федерации и муниципальных образований, возрастание роли косвенных методов управления макро- и микроэкономическими процессами, как в рамках страны, так и в пределах конкретных регионов, делают чрезвычайно важным выбор модели бюджетного устройства и методологии межбюджетных отношений в России.

 

 

 

 

 

 

1. Сравнительная  характеристика бюджетных систем  федеративного и унитарного государств

     Бюджетное устройство – представляет собой организационные принципы построения бюджетной систем, ее структуру и взаимосвязь объединяемы в ней бюджетов. Бюджетное устройство определяется государственным устройством: унитарные государства и федеративные государства1.

     Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц — областей, провинций, губерний. В таком государстве административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В таких унитарных государствах действуют единая конституция, единые органы власти, централизованное управление экономикой и социальной сферой. В Унитарных (единых) государствах бюджетная система включает 2 звена - это государственный бюджет и местный  бюджет2.

      Федеративные государства — это союзные государства, создаваемые из ряда государственных образований — штатов, земель, республик. В федеративном (объединенном) государстве административно-территориальные образования, входящие в состав государства, имеют собственную государственность, обладают определенной самостоятельностью в рамках распределенных между центром и административно-территориальными образованиями полномочий. В Федеративных государствах функционирует 3 уровневая  бюджетная система3.

     В унитарных государствах доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, а в федеративных государствах – не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых, в свою очередь, не входят в федеральный бюджет.

     Верхний уровень бюджетных систем и федеративного, и унитарного государства представлен всегда одним видом бюджета, а нижние — многочисленными видами бюджетов, определяемыми особенностями государственного устройства того или иного государства с учетом конкретных видов государственных муниципальных образований внутри его4

   Следует согласиться с мнением А.С. Колесова, что и федерализм как форма государственного устройства и унитарная форма государственного устройства обладают рядом достоинств и недостатков.

     Достоинства федерализма заключаются в следующем:

1. Федерализм предусматривает на национальном уровне сочетание внешнего единства и внутреннего разнообразия. Нижестоящие государственные образования могут различаться по неким факторам, которые будут способствовать свободным внутренним перемещениям населения в те регионы, условия существования в которых больше отвечают их внутренним потребностям;

2. Федеральная форма  устройства государства позволяет  населению активно участвовать  в политической жизни;

3. Благодаря значительному  количеству суверенных единиц, входящих в состав федерации, правительство каждой из них проводит свою политику, направленную на достижение удовлетворённости общества. Каждый регион стремится упрочить свое положение, а это порождает конкуренцию, ведущую к поиску и принятию необходимых решений;

4. Для контроля населением  за осуществлением государственных  функций возникает необходимость  существования прямой и прозрачной  отчетности.

     Недостатки федеративного бюджетного устройства:

1. Возможно возникновение  нерационального повторения функций и полномочий, в то же время часть функций может остаться неохваченной ни одним из уровней управления;

2. Помимо дублирования  может возникнуть ситуация, когда  определённым важным вопросам  уделяется не достаточно внимания. Это происходит в том случае, когда законодательно четко не оговорены те или иные моменты и руководство страны уверено, что вопросы успешно решаются на местах, а региональные органы власти считают, что этим занимается федеральное правительство. В свою очередь граждане, не получающие в полном объеме какой-то вид государственных услуг, также не знают куда обращаться за восстановлением социальной справедливости;

3. Нижестоящие федеративные  уровни (особенно представляющие  национальные меньшинства) могут  вступать в конфликт с идеей  национального единства страны и желанием идти в русле национальной политики. Наличие разных мнений способствует оздоровлению демократии, но предполагает и другое. Как только большинством принято окончательное решение, меньшинство должно починиться. К сожалению, такое происходит не всегда, и двойной суверенитет может явиться причиной межнациональных конфликтов;

4. Благодаря имеющимся  правам и полномочиям субнациональные  образования могут стремиться  обеспечить защиту местной промышленности, ограждая экономику региона от  «внешнего» вмешательства со стороны других образований федерации. Это может выражаться в установлении дополнительных пошлин, платежей, в ужесточении санитарного контроля на границе региона и прочее. Подобные действия будут подрывать принципы свободной торговли, существующей на территории федерации.

     Достоинства унитарной формы устройства государства заключаются в следующем:

1. Характерно наличие  одного правительства и единого  правительственного процесса по  всей стране. В этой системе  действуют одни и те же правила, которые применяются повсеместно, нет различий в оказываемых государственных услугах между областью или провинцией, в которой живёт человек или ведёт свой бизнес;

2. Одни и те же  услуги обеспечиваются государством  по всей стране вне зависимости  от региональных различий, особенностей региональных законов;

3. Деньги и торговые  потоки перемещаются без ограничений,  региональных и таможенных или  иных внутренних барьеров по  всей стране. Нет различий ставок  налогов на продажи, единая  система налогов на доходы.

     Недостатками бюджетного устройства в унитарных государствах являются:

1. Единого правительства  не обеспечивает быстрого реагирования  на проблемы отдельных областей, не учитываются региональные различия;

2. В связи с единством  центрального правительства административная структура становится громоздкой. Это делает администрацию сложным и негибким инструментом, не учитывающим интересы областей и жителей.

     Таким образом, можно сделать ряд выводов5:

  • Существует 3 формы государственного устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное
  • В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух звеньев - государственный бюджет и местные бюджеты
  • В федеративном государстве бюджетная система состоит из трех звеньев - федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты, в том числе:

- бюджеты муниципальных  районов, бюджеты городских округов,  бюджеты внутригородских муниципальных  образований городов федерального  значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских и сельских  поселений.

  • Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы и принципы ее построения
  • Бюджетная система РФ основана на принципах:

- единства бюджетной  системы Российской Федерации;

- разграничения доходов, расходов  и источников финансирования  дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

- самостоятельности бюджетов;

- равенства бюджетных прав субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований;

- полноты отражения  доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

- сбалансированности  бюджета;

- результативности и  эффективности использования бюджетных  средств;

- общего (совокупного)  покрытия расходов бюджетов;

- прозрачности (открытости);

- достоверности бюджета;

- адресности и целевого  характера бюджетных средств;

- подведомственности  расходов бюджетов;

- единства кассы6.

  • Ни унитарные, ни федеративные государства не имеют каких-либо преимуществ друг перед другом в вопросе разграничения компетенции между уровнями власти. Нельзя также утверждать, что унитарное или федеративное устройство обеспечивают лучшее или худшее государственное регулирование развития своих территорий. Государственное устройство не формирует ни качество, ни успешность этого регулирования, но оно самым прямым образом формирует модель этого регулирования, его схему, механизмы и процедуры.

     В западных странах правовая основа управления государственными финансами развивалась в течение многих веков, и бюджетное законодательство имеет многочисленные формы, определяет финансовые взаимоотношения между всеми уровнями управления бюджетной системы. В Германии Закон о развитии экономической стабильности и роста создал условия для последующих всесторонних реформ бюджетного законодательства. Закон ввел требования составления пятилетнего финансового плана для федерального правительства, осуществления анализа и отчетности на регулярной основе, а также установил некоторые меры, которые необходимо принимать в случае нарушения хода реформ.

    В Российской Федерации был создан единый законодательный акт, который стал методологической основой всей совокупности бюджетного законодательства, и регламентирует бюджетные отношения7.

 

2. Словарь терминов  и определений по бюджетной  системе России.

1. Администраторы доходов бюджета – органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание платежей в бюджет, а также имеющие в своем ведении бюджетные учреждения, которым представлено право получать доходы от предпринимательской деятельности.

2. Амортизационные средства – финансовые средства, выделяемые специальным назначением для сохранения и возобновления основных фондов предприятия.

3. Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

4. Бюджетная система РФ - это определяемая государственным устройством Российской Федерации, основанная на экономических отношениях, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. 

Информация о работе Контрольная работа по «Бюджетная система РФ»