Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 10:33, курсовая работа
Актуальность выбранной темы курсовой работы определяется тем, что государственная политика в сфере мобилизации бюджетных доходов в период посткризисной стабилизации была направлена на расширение финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, а также задействование их собственных возможностей по укреплению доходной базы региональных и местных бюджетов. Однако отдельные проблемы, негативно влияющие на устойчивость и сбалансированность субнациональных бюджетов, по-прежнему остаются нерешенными. В результате сохраняется зависимость бюджетов большинства регионов от федерального центра, формируются условия для неэффективного использования перераспределяемых межбюджетных трансфертов. Таким образом, проблемы формирования доходной базы местных бюджетов, связанные с поступлением налоговых и неналоговых доходов, усилением зависимости местных бюджетов от безвозмездных поступлений из других бюджетов, по-прежнему остаются актуальными.
Введение 3
Экономические и правовые основы процессов
формирования доходов бюджетной системы РФ 6
Формирование доходов федерального бюджета РФ 12
Виды доходов федерального бюджета РФ 12
Полномочия РФ по формированию доходов бюджета 14
Формирование доходов бюджета субъектов
РФ (региональные) 17
Виды доходов бюджета субъектов РФ 18
Полномочия субъектов РФ по формированию доходов
бюджетов субъектов РФ 20
Формирование доходов бюджета муниципальных
образований (местные) РФ 22
Виды доходов бюджета муниципальных образований РФ 23
Полномочия муниципальных образований РФ по
формированию доходов местных бюджетов 25
Экономические и правовые основы формирования доходов
бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ 28
Анализ статистических данных бюджета РФ 35
Структура доходов федерального бюджета РФ
за 2010 – 2012 гг. 35
Факторы, влияющие на структурные изменения доходов
бюджета РФ за последние 3 года 37
Заключение 40
Список использованной литературы 43
- доходы от капитализации временно свободных денежных средств;
- добровольные взносы юридических и физических лиц;
- прочие поступления.
ТФОМС создаются местными органами власти для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования. На ТФОМС возложены следующие основные задачи: финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями; выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направленных на проведение обязательного медицинского страхования; создание финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования.
Источники формирования ТФОМС:
- страховые взносы
- страховые платежи на
неработающее население из
- нормирование страховые запасы финансовых средств территориального фонда;
- средства, взыскиваемые со страхователей, медицинских учреждений и других лиц в виде штрафных санкций;
- доходы от капитализации временно свободных денежных средств;
- прочие поступления.
Для повышения эффективности использования средств социальных фондов необходимо совершенствование правовой основы, регламентирующей юридический статус фондов, процессы формирования и расходования их средств.
Изменение формирования ВБФ является одним из важных направлений реформирования финансовых отношений в России. Целесообразно назвать две основные проблемы системы формирования ВБФ РФ:
В настоящее время финансовыми источниками социальных услуг служат как ВБФ, так и федеральный, субъектный и местные бюджеты.
В бюджетной системе налицо дублирование источников пенсионного, социального и медицинского страхования. Оно легко устраняется образованием в федеральном и субъектных бюджетах пенсионного, социального и медицинского целевых фондов с одновременным упразднением внебюджетных фондов. Это позволит упростить систему финансирования социальных услуг, сделать ее прозрачной, оптимизировать управленческий аппарат, сэкономить значительные денежные средства.
Второе направление развития социальных фондов – это снижение совокупного уровня косвенного обложения до 20% объема оплаты труда и унификация многочисленных пособий и дотаций. В перспективе целесообразен переход от косвенного характера формирования социальных фондов к прямому.
Третье направление совершенствования ВБФ тесно связано с первыми двумя и заключается в стабилизации и сокращении расходов на содержание инфраструктуры и персонала ВБФ. [7, с. 196]
Формирование доходов федерального бюджета на 2010 – 2012 гг. осуществлялось на основе условий социально-экономического развития Российской Федерации, основных направлений налоговой и бюджетной политики в 2010 – 2012 гг., и оценки поступлений доходов в федеральный бюджет в предшествующие периоды.
Формирование доходов федерального бюджета на 2010 – 2012 гг. осуществлялось на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации и планируемых изменений бюджетного законодательства РФ, учитывало преобразование Стабилизационного фонда РФ в Резервный фонд и Фонд будущих накоплений. Указанное разделение потребовало иного структурирования доходов федерального бюджета на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы.
Таблица 1.
Структура доходов федерального бюджета РФ за 2010 – 2012 гг.
Виды доходов |
2010 г., млрд. руб. |
Уд. вес 2010 г., % |
2011 г., млрд. руб. |
Уд. вес 2011 г., % |
2012 г., млрд. руб. |
Уд. вес 2012 г., % |
Средний удельный вес, % |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
3227,7 |
38,86 |
4664,7 |
41,04 |
4962,7 |
38,61 |
39,50 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемы на территории РФ |
1442,6 |
17,37 |
2046,9 |
18,01 |
2442,8 |
19,00 |
18,13 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
1408,3 |
16,96 |
1985,0 |
17,46 |
2228,0 |
17,33 |
17,25 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ |
1199,6 |
14,44 |
1543,8 |
13,58 |
1713,0 |
13,33 |
13,78 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
427,8 |
5,15 |
380,1 |
3,35 |
543,3 |
4,23 |
4,24 |
Прочее |
599,3 |
7,22 |
745,5 |
6,56 |
963,8 |
7,5 |
7,10 |
Всего доходов: |
8305,4 |
100 |
11366,0 |
100 |
12853,7 |
100 |
100 |
Графическое представление федеральных доходов за 2010 – 2012 гг.
По данным таблицы 1 видно, что все доходы в рассматриваемый период возросли. Самые большие доходы поступают в бюджет за счет внешнеэкономической деятельности, они составляют в среднем 39,5% всех поступлений в бюджет (4962,7 млрд. руб.), что значительно больше доли других статей доходов. Однако стоит заметить, что большое количество поступлений в бюджет осуществляется за счет всех налогов. Их общая сумма за 2012 год составила 6383,8 млрд. руб., что составляет 49,6% от общей суммы всех доходов федерального бюджета России.
В рассматриваемый период все доходы в 2012 году значительно увеличились по сравнению с 2010. Причинами этого являются инфляция и стремление государства привести бюджет из состояния дефицита 2010 года к почти сбалансированному бюджету 2012 года.
Начиная с 2011 г. заметно существенное поступление денежных средств в бюджет – прирост составил 36,85% всех доходов по отношению к 2010 г. и в 2012 г. – прирост составил 13,09% по отношению к 2011 г. Данная ситуация была обусловлена рядом проведения следующих мероприятий:
- увеличение безвозмездных
- увеличение ставок отчислений
в Пенсионный фонд РФ (26%); Фонд
социального страхования РФ (2,9%);
Фонд обязательного
- увеличение штрафных санкций за правонарушения;
- наблюдается существенное
- другие изменения, которые обеспечили
увеличение прочей статьи
Существуют следующие проблемы пополнения доходной части бюджетной системы Российской Федерации:
Заключение
В результате изучения литературы и проведенного анализа темы на фактических цифровых материалах, можно сделать следующие выводы:
Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.
С помощью доходной части бюджета государство пытается воздействовать на производственные процессы, сглаживает отрицательные последствия действия стихийных рыночных сил. При этом финансовые поступления в бюджет становятся важнейшим инструментом государственного регулирования. Достигается это посредством: налогов, влияющих на развитие производства товаров, услуг, спрос на них; бюджетного финансирования общегосударственных программ; финансовой поддержки отраслей; образования за счет бюджетных ресурсов специальных фондов, резервов для предупреждения диспропорций в развитии экономики, социальных гарантий.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах отмечалось, что бюджетная политика, как составная часть экономической политики, должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, на создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата.
Внесены изменения в налоговое законодательство РФ, направленное на осуществление инноваций, расширена поддержка исследований и разработок, ведется плановая работа по созданию инновационного центра «Сколково», а также по реализации других проектов, одобренных Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России.
Роль налогов в формировании финансов государства несомненна была велика и таковой остается. Изначально функции налогов выполняли повинности и сборы. В настоящее же время размер поступлений налогов и сборов в бюджет государства довольно велик.
К важнейшим налоговым доходам федерального бюджета следует отнести НДС, акцизы, подоходный налог и таможенные пошлины; регионального и местного бюджетов – имущественные и земельные налоги.
Налоги должны стимулировать инвестиции в приоритетные отрасли, направления развития хозяйства страны, сферы производства и типа предприятий, обеспечивать финансирование общественных благ, которые предоставляет государство населению.
Снижение налоговых ставок должно приводить к росту производительности труда и увеличению выпуска продукции, потребительского спроса вследствие роста необлагаемого дохода. России нужна такая налоговая система, которая бы не препятствовала развитие хозяйства, а являлась мощным импульсом к подъему экономики страны.
Необходимо постоянно совершенствовать методы организации и функционирования всех уровней бюджетной системы для улучшения деятельности государства, и, следовательно, для экономического процветания граждан Российской Федерации. Ведь конечным результатом существования любого государства, является экономическое благополучие.
Многие элементы государственной политики, в том числе в бюджетной и налоговой сферах, пока не в полной мере настроены на стимулирование инновационного развития страны. Не завершено формирование условий для модернизации экономики и изменения модели экономического роста. Для бюджетной системы страны сохраняются риски, обусловленные высокой зависимостью экономики и, соответственно, бюджетных доходов от внешнеэкономической конъюнктуры.
Исходя из этого, необходимы системные действия по следующим ключевым направлениям: