Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 10:33, курсовая работа
Актуальность выбранной темы курсовой работы определяется тем, что государственная политика в сфере мобилизации бюджетных доходов в период посткризисной стабилизации была направлена на расширение финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, а также задействование их собственных возможностей по укреплению доходной базы региональных и местных бюджетов. Однако отдельные проблемы, негативно влияющие на устойчивость и сбалансированность субнациональных бюджетов, по-прежнему остаются нерешенными. В результате сохраняется зависимость бюджетов большинства регионов от федерального центра, формируются условия для неэффективного использования перераспределяемых межбюджетных трансфертов. Таким образом, проблемы формирования доходной базы местных бюджетов, связанные с поступлением налоговых и неналоговых доходов, усилением зависимости местных бюджетов от безвозмездных поступлений из других бюджетов, по-прежнему остаются актуальными.
Введение 3
Экономические и правовые основы процессов
формирования доходов бюджетной системы РФ 6
Формирование доходов федерального бюджета РФ 12
Виды доходов федерального бюджета РФ 12
Полномочия РФ по формированию доходов бюджета 14
Формирование доходов бюджета субъектов
РФ (региональные) 17
Виды доходов бюджета субъектов РФ 18
Полномочия субъектов РФ по формированию доходов
бюджетов субъектов РФ 20
Формирование доходов бюджета муниципальных
образований (местные) РФ 22
Виды доходов бюджета муниципальных образований РФ 23
Полномочия муниципальных образований РФ по
формированию доходов местных бюджетов 25
Экономические и правовые основы формирования доходов
бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ 28
Анализ статистических данных бюджета РФ 35
Структура доходов федерального бюджета РФ
за 2010 – 2012 гг. 35
Факторы, влияющие на структурные изменения доходов
бюджета РФ за последние 3 года 37
Заключение 40
Список использованной литературы 43
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет заочного и дистанционного обучения
Кафедра финансов и кредита
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: «Бюджетный процесс в РФ»
Наименование темы: «Экономические и правовые основы процессов формирования доходов бюджетной системы Российской Федерации»
Шифр работы КП/КР ______________________________
Руководитель: Царегородцева Г.Ю.
Выполнила студентка: Вершинина Г.П.
Группа, курс: ЗФК-61, 6 курс
Дата сдачи: ______________
Дата защиты: _______________
Оценка по защите: __________________
Вологда
2014 г.
Содержание
Введение 3
формирования доходов бюджетной системы РФ 6
РФ (региональные) 17
бюджетов субъектов РФ 20
образований (местные) РФ 22
формированию доходов местных бюджетов 25
бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ 28
за 2010 – 2012 гг. 35
бюджета РФ за последние 3 года 37
Заключение 40
Список использованной литературы 43
Введение
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное управление, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных устройств, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное управление – является социальный механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. С помощью финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь ее отдельных звеньев, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.
В последние годы в связи с многообразием
форм собственности, усилением самостоятельности
регионов произошли принципиальные изменения
и в бюджетном устройстве. В соответствии
с действующим законодательством стали
самостоятельными: федеральный бюджет,
бюджеты республик в составе РФ, бюджеты
национально – государственных и административно-
Государственные доходы являются необходимым финансовым институтом государства с момента его возникновения. Государственные доходы – это часть национального дохода страны, обращаемая через специальные финансовые механизмы в собственность государства с целью создания финансовой базы для выполнения своих задач и функций по осуществлению социально – экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, функционирования государственных органов и т.д.
Основным видом доходов государственных и местных бюджетов в Российской Федерации являются налоговые доходы, составляющие около 90% государственных централизованных финансов. Значительная доля налогов в системе доходов характерна для бюджетов многих развитых государств.
Министерство финансов Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти и его органы на местах обеспечивают управление финансами и разработку финансовой политики государства. Обеспечивая исполнение федерального бюджета, Минфин России осуществляет контроль за поступлением средств, выделяемых из федерального бюджета учреждениям и организациям, по истечении года составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета и представляет его в Правительство РФ.
Актуальность выбранной темы курсовой работы определяется тем, что государственная политика в сфере мобилизации бюджетных доходов в период посткризисной стабилизации была направлена на расширение финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, а также задействование их собственных возможностей по укреплению доходной базы региональных и местных бюджетов. Однако отдельные проблемы, негативно влияющие на устойчивость и сбалансированность субнациональных бюджетов, по-прежнему остаются нерешенными. В результате сохраняется зависимость бюджетов большинства регионов от федерального центра, формируются условия для неэффективного использования перераспределяемых межбюджетных трансфертов. Таким образом, проблемы формирования доходной базы местных бюджетов, связанные с поступлением налоговых и неналоговых доходов, усилением зависимости местных бюджетов от безвозмездных поступлений из других бюджетов, по-прежнему остаются актуальными.
Предмет исследования – определение особенностей структуры и принципов процесса формирования доходов РФ.
Объект исследования – федеральные, региональные и муниципальные доходы РФ, а также доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ.
Методологическую основу исследования составили: диалектический метод изучения правовых явлений и процессов, позволяющий анализировать их в развитии, взаимодействии и в противоречии друг с другом, обосновывающий взаимосвязь и взаимообусловленность процессов, связанных с формированием бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; системный метод – рассмотрение совокупность доходов бюджетной системы как единое целое: имеющее взаимосвязь и обусловленность всех доходов, подразделяющихся на отдельные группы и виды.
Целью данной работы является рассмотрение теоретических основ и особенностей процессов формирования доходов бюджетной системы Российской Федерации, проведение анализа структуры доходов за 2010-2012 гг., разработка мероприятий, направленных на увеличение и оптимизацию доходов федерального бюджета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическую и правовую сущность формирования доходов бюджетной системы РФ;
- проанализировать состав и структуру доходов федерального бюджета;
- выявить факторы, влияющие на структурное изменение доходов бюджета;
Государство, используя финансовые отношения, осуществляет перераспределение ВВП и НД и формирует фонды денежных средств, которые являются доходами бюджетов. [5, с.248]
Роль бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации определяется тем, что они выступают центральными звеньями финансовой системы государства. Через бюджет государство организует перераспределение финансовых потоков между сферами общественной жизни. Бюджет представляет собой важнейший инструмент достижения приоритетов финансовой политики государства посредством аккумулирования и последующего распределения средств, поддержания стабильной макроэкономической ситуации (как на федеральном, так и на региональном и местных уровнях власти).
Именно бюджет должен и может обеспечить увеличение объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации его функций, в том числе социально – экономических задач, которые в совокупности должны быть направлены на устойчивое развитие экономики страны в целом, ее отдельных регионов и территорий муниципальных образований. В научной литературе отмечается, что каждый бюджет тесно взаимосвязан со всеми звеньями финансовой системы Российской Федерации и именно через него осуществляется финансовая политика государства. [2, с.143]
Общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности государства и урегулированные нормами бюджетного права, становятся бюджетными правоотношениями, т.е. отношениями, участники которых выступают носителями юридически закрепленных прав и обязанностей по образованию (аккумулированию), распределению и последующему использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (как государственных, так и муниципальных).
Бюджетные правоотношения возникают на основе нормативных правовых актов в процессе планового образования, распределения и использования государственных и муниципальных финансов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Бюджетные правоотношения являются разновидностью имущественных отношений. Отличительной особенностью бюджетных правоотношений является то, что, во-первых, это денежные отношения; во-вторых, одной из сторон всегда выступает государство или его уполномоченный орган, орган местного самоуправления; в-третьих, для бюджетных правоотношений характерно наличие финансового плана, т.е. бюджета, поскольку данные правоотношения складываются по поводу образования, распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципального образования.
В ст. 1 БК РФ определяется круг правоотношений, подпадающих под регулирование Кодекса. Это отношения, возникающие между субъектами правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Сущность бюджетных правоотношений обусловлена не только приоритетной по отношению к ней категории «финансы», но и сущностью современного Российского государства, его функциями и задачами, закрепленными в Конституции РФ и других базовых законодательных актах. [2, с.147]
Бюджетное устройство государства определяется, прежде всего, его государственным устройством, закрепленным в Конституции РФ. Согласно ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.
Построение бюджетной системы Российской Федерации в настоящее время базируется на федеративном устройстве, определенном Конституцией РФ, а также на сложившейся государственно-управленческой структуре. Бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации являются финансовой основой для эффективного функционирования органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления.
Правовые основы регулирования бюджетной системы Российской Федерации формируются всеми уровнями власти, базируются на Конституции РФ и Бюджетном кодексе РФ, могут находить свое законодательное закрепление как в форме законов о бюджетах соответствующих уровней, так и в форме иных законов и подзаконных актов, регулирующих бюджетные отношения в пределах закрепленных за различными уровнями власти полномочий. [2, с.162]