Экономические и правовые основы процессов формирования доходов бюджетной системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы курсовой работы определяется тем, что государственная политика в сфере мобилизации бюджетных доходов в период посткризисной стабилизации была направлена на расширение финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, а также задействование их собственных возможностей по укреплению доходной базы региональных и местных бюджетов. Однако отдельные проблемы, негативно влияющие на устойчивость и сбалансированность субнациональных бюджетов, по-прежнему остаются нерешенными. В результате сохраняется зависимость бюджетов большинства регионов от федерального центра, формируются условия для неэффективного использования перераспределяемых межбюджетных трансфертов. Таким образом, проблемы формирования доходной базы местных бюджетов, связанные с поступлением налоговых и неналоговых доходов, усилением зависимости местных бюджетов от безвозмездных поступлений из других бюджетов, по-прежнему остаются актуальными.

Оглавление

Введение 3
Экономические и правовые основы процессов
формирования доходов бюджетной системы РФ 6
Формирование доходов федерального бюджета РФ 12
Виды доходов федерального бюджета РФ 12
Полномочия РФ по формированию доходов бюджета 14
Формирование доходов бюджета субъектов
РФ (региональные) 17
Виды доходов бюджета субъектов РФ 18
Полномочия субъектов РФ по формированию доходов
бюджетов субъектов РФ 20
Формирование доходов бюджета муниципальных
образований (местные) РФ 22
Виды доходов бюджета муниципальных образований РФ 23
Полномочия муниципальных образований РФ по
формированию доходов местных бюджетов 25
Экономические и правовые основы формирования доходов
бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ 28
Анализ статистических данных бюджета РФ 35
Структура доходов федерального бюджета РФ
за 2010 – 2012 гг. 35
Факторы, влияющие на структурные изменения доходов
бюджета РФ за последние 3 года 37
Заключение 40
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

Доходы Б.С..docx

— 143.39 Кб (Скачать)

Структура и состав доходов бюджетов обусловлены формой государственного устройства, сложившейся системой взаимоотношений на основе распределения властных полномочий между центром и территориальными образованиями.

Понятие «доход» чрезвычайно распространенное, широко применяемое, емкое и в тоже время крайне многозначное.

Данный термин применяется к государству в целом (национальный доход, государственный доход), к субъектам государства (региональный доход), к местному самоуправлению (доход местных бюджетов), к предприятиям, организациям (валовой доход, частный доход), к отдельным лицам (личный доход).

Доходы государства напрямую зависят от эффективного функционирования его экономики и имеют определенные особенности как по объему финансовых средств, так и по источникам их поступления в различных регионах и муниципалитетах.

Можно также сказать, что доходы бюджета по своему содержанию выражают экономические, имущественные отношения, возникающие в процессе формирования централизованных и децентрализованных денежных средств. Формой указанных отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и граждан в бюджеты соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды.

Понятие «бюджетные доходы» более узкое по сравнению с понятием «государственные доходы», поскольку последние включают в себя также доходы различных внебюджетных фондов, доходы государственных унитарных предприятий и др. [2, с.175]

Доходы бюджета – это экономические (денежные) отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств, поступающих в распоряжение органов власти разного уровня и местного самоуправления. [5, с. 248]

Доходы представляют собой поступающие в собственность государства и муниципальных образований финансовые (денежные) средства, необходимые для эффективного и бесперебойного осуществления соответствующими органами власти и управления возложенных на них публичных, социальных, экономических и иных функций и расходных обязательств.

Состав (структура) доходов бюджетов органически связан с объемами общественного продукта  и национального дохода и определяется финансовой политикой государства, которая вследствие ряда поправок в действующее законодательство стала носить более плановый характер, ориентироваться на конечный результат и грамотное бюджетное планирование и администрирование.

Статья 6 БК РФ под доходами бюджета понимает поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Будет обоснованным выделить ряд теоретических классификаций категории «доходы бюджетов».

  • По методам взимания:

- налоговые;

- неналоговые.

  • В зависимости от государственного устройства различают доходы:

- государственного бюджета;

- региональные бюджетные  доходы;

- доходы местных бюджетов.

  • В зависимости от уровня бюджетной системы страны, за которым закрепляются доходы:

- собственные;

- регулирующие.

По действующей редакции БК РФ все доходы бюджетов определяются как «собственные», и все нормативы отчислений в бюджеты различных уровней закрепляются на постоянной основе нормами БК РФ. Статься 47 БК РФ к собственным доходам бюджетов относит:

а) налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах сборах;

б) неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;

в) доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

  • По источникам образования:

- доходы, поступающие от  юридических лиц;

- доходы, зачисляемы в бюджет посредством платежей физических лиц.

  • По конкретным объектам налогообложения:

- с имущества;

- с дохода.

  • По конкретным видам прямых или косвенных налогов.

В ст. 39 БК РФ также определено, что доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. [2, с.176]

В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. Так, доходы федеральных целевых бюджетных фондов распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом (ст. 54 Бюджетного кодекса РФ). [5, с.249]

 

 

 

  1. Формирование доходов федерального бюджета РФ

Федеральный бюджет является основной финансовой базой деятельности федеральных органов государственной власти. В нем концентрируется основной объем финансовых ресурсов, формируемых в распоряжении этих органов.

Федеральный бюджет – фонд денежных средств, находящийся в распоряжении федеральных органов государственной власти и обеспечивающий выполнение возложенных на них функций и задач.

Формирование федерального бюджета осуществляется посредством мобилизации налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений и других доходов. [8, с. 283]

    1. Виды доходов федерального бюджета РФ

К налоговым доходам федерального бюджета относятся доходы: от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на добычу полезных ископаемых и др.); от денежных взысканий за нарушение налогового законодательства РФ по налогам и сборам, подлежащим зачислению в федеральный бюджет.

Неналоговыми доходами федерального бюджета являются: доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенных пошлин и таможенных сборов и др.); доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности (перечисления части прибыли Центрального банка РФ, арендной платы за передачу в возмездное пользование государственного имущества PФ и др.); платежи при пользовании природными ресурсами (плата за использование лесов, за геологическую информацию о недрах, за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и др.); доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (за предоставление информации, содержащейся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, и др.); доходы от продажи материальных и нематериальных активов (конфискованного имущества, обращенного в доход государства, и др.); административные платежи и сборы, штрафные санкции и средства, полученные в возмещение ущерба, причиненного Российской Федерации (денежные взыскания и нарушение законодательства РФ об основах конституционного строя РФ, бюджетного законодательства РФ в части федерального бюджета и др.).

В федеральный бюджет могут зачисляться безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы РФ, от юридических и физических лиц, от международных организаций и правительств иностранных государств.

К другим доходам федерального бюджета относятся доходы от приносящей доход деятельности, осуществляемой федеральными бюджетными учреждениями, и иные доходы, предусмотренные законодательством РФ.

Помимо различных видов доходов в федеральный бюджет зачисляются поступления из источников финансирования дефицита бюджета, которые подразделяются на поступления из внутренних источников и поступления из внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета.

К поступлениям из внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета относятся: денежные средства от размещения государственных ценных бумаг РФ и привлечения кредитов кредитных и международных финансовых организаций в валюте РФ; поступления от продажи определенного имущества (например, акций), находящегося в федеральной собственности; бюджетные кредиты; поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и камней; остатки средств на счетах по учету средств федерального бюджета.

Поступлениями из внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета являются денежные средства от размещения государственных ценных бумаг РФ и привлечения кредитов иностранных государств, иностранных юридических ниц, международных финансовых организаций в иностранной валюте.

Поступившие в федеральный бюджет средства направляются на осуществление расходов по реализации полномочий органов государственной власти РФ по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

За счет средств федерального бюджета обеспечиваются: финансирование деятельности Президента РФ, федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти; финансирование национальной обороны и государственной безопасности Российской Федерации; государственная поддержка субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в приоритетных для Российской Федерации отраслях экономики (капиталоемких, инновационных, стратегических); финансирование деятельности государственных учреждений, обеспечивающих оказание государственных услуг; финансирование международной деятельности в общефедеральных интересах; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; финансовая поддержка субъектов РФ и муниципальных образований особого статуса; финансирование выборов и референдумом Российской Федерации; обслуживание государственного долга Российской Федерации; финансирование иных функций органом государственной власти РФ.

Наряду с федеральным бюджетом значительный объем финансовых ресурсов, формируемых в распоряжении органов государственной власти РФ, сосредоточен в бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ. [8, с. 284]

    1. Полномочия РФ по формированию доходов бюджета

Процесс формирования и исполнения бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетными правоотношениями, т.е. урегулированными нормами права общественными отношениями, к которым относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в ходе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы, контроля за их исполнением, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.

Бюджетные правоотношения связаны с финансовым планированием и возникают в процессе планового формирования и использования бюджетных средств.

Бюджетные компетенции и полномочия федеральных органов власти закреплены в Конституции РФ и в Бюджетном кодексе РФ. [5, с. 63]

Бюджетным кодексом РФ регламентируется также полномочия федеральных органов власти в сфере формирования бюджетных доходов и средств целевых бюджетных фондов.

Установлено, что новые виды доходов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство РФ. Федеральные органы законодательной власти могут также устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять или изменять действующие после представления федеральными органами исполнительной власти своего заключения и только путем внесения изменений в Бюджетный кодекс РФ.

Федеральные органы исполнительной власти предоставляют неналоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет в соответствии с налоговым законодательством РФ в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных федеральным законом о  федеральном бюджете на очередной финансовый год.

К ведению федеральных органов относится разграничение бюджетных доходов между федеральными и региональными. Разграничение налогов и сборов между бюджетами регламентируется Бюджетным кодексом РФ (разд. II, гл. 7 – 9).

Бюджетным кодексом РФ определяется порядок формирования и распределения целевых бюджетных фондов (ст. 54). Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. [5, с. 66]

 

 

 

 

Информация о работе Экономические и правовые основы процессов формирования доходов бюджетной системы Российской Федерации