Экономические и правовые основы процессов формирования доходов бюджетной системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы курсовой работы определяется тем, что государственная политика в сфере мобилизации бюджетных доходов в период посткризисной стабилизации была направлена на расширение финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, а также задействование их собственных возможностей по укреплению доходной базы региональных и местных бюджетов. Однако отдельные проблемы, негативно влияющие на устойчивость и сбалансированность субнациональных бюджетов, по-прежнему остаются нерешенными. В результате сохраняется зависимость бюджетов большинства регионов от федерального центра, формируются условия для неэффективного использования перераспределяемых межбюджетных трансфертов. Таким образом, проблемы формирования доходной базы местных бюджетов, связанные с поступлением налоговых и неналоговых доходов, усилением зависимости местных бюджетов от безвозмездных поступлений из других бюджетов, по-прежнему остаются актуальными.

Оглавление

Введение 3
Экономические и правовые основы процессов
формирования доходов бюджетной системы РФ 6
Формирование доходов федерального бюджета РФ 12
Виды доходов федерального бюджета РФ 12
Полномочия РФ по формированию доходов бюджета 14
Формирование доходов бюджета субъектов
РФ (региональные) 17
Виды доходов бюджета субъектов РФ 18
Полномочия субъектов РФ по формированию доходов
бюджетов субъектов РФ 20
Формирование доходов бюджета муниципальных
образований (местные) РФ 22
Виды доходов бюджета муниципальных образований РФ 23
Полномочия муниципальных образований РФ по
формированию доходов местных бюджетов 25
Экономические и правовые основы формирования доходов
бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ 28
Анализ статистических данных бюджета РФ 35
Структура доходов федерального бюджета РФ
за 2010 – 2012 гг. 35
Факторы, влияющие на структурные изменения доходов
бюджета РФ за последние 3 года 37
Заключение 40
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

Доходы Б.С..docx

— 143.39 Кб (Скачать)

В соответствии с п. 1, 2, 3 ст. 58 БК РФ в бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы.

Неналоговые доходы местных бюджетов формируются в соответствии со ст. 41, 42 и 46 БК РФ, в том числе за счет:

- доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

- доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм  участия в капитале, государственных  запасов драгоценных металлов  и драгоценных камней), находящегося  в государственной или муниципальной  собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

-  доходов от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями

- части прибыли муниципальных  унитарных предприятий, остающейся  после уплаты налогов и иных  обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленными муниципальными правовыми актами представительными органами муниципальных образований.

В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40%.

В бюджеты городских округов и муниципальных районов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, по нормативу 100%. [4, с. 472]

    1. Полномочия муниципальных образований РФ по формированию доходов местных бюджетов

Органы местного самоуправления в соответствии с БК РФ и иными федеральными законами осуществляют следующие бюджетные полномочия (ст. 9 п.1 БК РФ):

  1. установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
  2. составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
  3. детализация объектов бюджетной классификации РФ в части, относящейся к соответствующему местному бюджету;
  4. в случае и порядке, предусмотренным БК РФ и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
  5. иные бюджетные полномочия, отнесенные БК РФ и иными федеральными законами к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления муниципальных районов, помимо вышеуказанных полномочий, осуществляют также следующие бюджетные полномочия (ст.9 п.2 БК РФ):

  1. установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ нормативов отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ, законодательством о налогах и борах и (или) законами субъектов РФ в бюджеты муниципальных районов;
  2. установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;
  3. определение целей и порядка предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов, представительный орган которого формируется в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на решение вопросов местного значения муниципального характера;
  4. составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.
  5. Органы местного самоуправления поселений наряду с полномочиями, перечисленными в п.1 ст.9, в соответствии с БК РФ и иными федеральными законами осуществляют также бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения. [6, с. 31] 
    Экономические и правовые основы формирования    доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ

Государственные внебюджетные фонды – одно из звеньев финансовой системы. С их помощью осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта по инициативе и в интересах органов государственной власти.

Главной причиной существования внебюджетных фондов в любой стране является наличие тенденций к возникновению дефицита бюджета, при этом недостаток средств всегда отражается на социально значимых статьях бюджета.

Внебюджетные фонды могут создаваться двумя путями:

  1. Выделением из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, и созданием специальных фондов;
  2. Формированием внебюджетных фондов с собственными источниками доходов.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и управляются автономно. Средства внебюджетных фондов находятся в государственной или муниципальной собственности.

Классификация внебюджетных фондов:

  1. По уровню управления:
    1. федеральные;
    2. региональные;
    3. местные.
  2. По праву собственности:
    1. государственные (федеральные и субъектные);
    2. муниципальные;
    3. негосударственные.
  3. По целевому назначению:
    1. социальные;
    2. экономические;
    3. природоохранные;
    4. межгосударственные;
    5. инновационные.

В России функционируют три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные). Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования. В организационном отношении социальные внебюджетные фонды – самостоятельные финансово-кредитные организации. Однако их самостоятельность имеет свои особенности, существенно отличая от экономической самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных организаций. Во внебюджетных социальных фондах мобилизуются и используются средства в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

Через внебюджетные фонды проходит довольно существенная часть денежных ресурсов государства, поэтому, они будут рассмотрены подробнее.

Пенсионный фонд РФ (ПФ) образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения Российской Федерации. Государственная пенсионная система в России функционирует на принципе непрерывной финансовой солидарности поколений работающего и нетрудоспособного населения. Сложившаяся демографическая ситуация увеличивает пенсионную нагрузку на работающее население.

Источники формирования Пенсионного Фонда РФ:

- страховые взносы работодателей  в виде отчислений от единого  социального налога;

- ассигнования из федерального  бюджета (на выплату государственных  пенсий и пособий военнослужащим, их семьям; социальных пенсий);

- средства Фонда социального  страхования РФ;

- средства взыскиваемые с работодателей в результате предъявления к ним регрессивных требований;

- доходы от капитализации  временно свободных денежных  средств;

- добровольные взносы  юридических и физических лиц;

- прочие поступления.

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) создан в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. №822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и действует в соответствии с Положением от 12 февраля 1994 г. №101. Фонд социального страхования РФ предназначен для управления средствами государственного страхования. Данный социальный фонд является вторым по объему аккумулируемых средств среди российских государственных внебюджетных фондов.

Современная пенсионная система РФ включает в себя:

- государственное базовое  пенсионное страхование, по которому  выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового (трудового) стажа;

- накопительную часть  пенсий;

- государственное социальное  пенсионное обеспечение для отдельных  категорий граждан.

Фонд социального страхования РФ предназначен для решения социальных проблем. Основные задачи ФСС:

- обеспечение гарантированных  государством пособий по временной  нетрудоспособности, по беременности  и родам, по рождению ребенка, на погребение, на санитарно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;

- участие в разработке  и реализации государственных  программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

- организация работы по  подготовке и повышению квалификации  специалистов для государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.

Около 70% финансовых средств Фонда социального страхования остается в распоряжении плательщиков для выплаты большинства пособий в организациях.

Источники формирования Фонда социального страхования РФ:

- страховые взносы работодателей  в виде отчислений от единого  социального налога;

- ассигнования из федерального  бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие радиационных аварий и их последствий;

- поступления от реализации  путевок, оплачиваемых за счет  средств Фонда;

- средства, взыскиваемые  со страхователей в результате  предъявления к ним регрессивных  требований;

- доходы от капитализации  временно свободных денежных  средств;

- добровольные взносы  юридических и физических лиц;

- прочие поступления.

Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1. Целью медицинского страхования является предоставление гарантий гражданам при возникновении страхового случая на получение медицинской помощи за счет накопленных средств, а также на финансирование профилактических мероприятий. Медицинское страхование осуществляется в двух формах: обязательной и добровольной.

С введением обязательного медицинского страхования осуществляется переход к новой форме социального страхования и внедрение смешанной системы финансирования здравоохранения – бюджетно-страховой, т.е. бюджетный источник финансирования дополняется внебюджетными средствами.

Различают Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

ФФОМС выполняет следующие задачи: выравнивание условий деятельности территориальных фондов по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования; финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования; разработку нормативно-методических документов; организацию подготовки для системы обязательного медицинского страхования; участие в создании территориальных фондов обязательного медицинского страхования и в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования.

Источники финансирования средств ФОМС РФ:

- страховые взносы работодателей  в виде отчисления от единого  социального налога;

- взносы территориальных  фондов на реализацию совместных  программ, выполняемых на договорных началах;

- ассигнования из федерального  бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;

Информация о работе Экономические и правовые основы процессов формирования доходов бюджетной системы Российской Федерации