Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 10:33, курсовая работа
Актуальность выбранной темы курсовой работы определяется тем, что государственная политика в сфере мобилизации бюджетных доходов в период посткризисной стабилизации была направлена на расширение финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, а также задействование их собственных возможностей по укреплению доходной базы региональных и местных бюджетов. Однако отдельные проблемы, негативно влияющие на устойчивость и сбалансированность субнациональных бюджетов, по-прежнему остаются нерешенными. В результате сохраняется зависимость бюджетов большинства регионов от федерального центра, формируются условия для неэффективного использования перераспределяемых межбюджетных трансфертов. Таким образом, проблемы формирования доходной базы местных бюджетов, связанные с поступлением налоговых и неналоговых доходов, усилением зависимости местных бюджетов от безвозмездных поступлений из других бюджетов, по-прежнему остаются актуальными.
Введение 3
Экономические и правовые основы процессов
формирования доходов бюджетной системы РФ 6
Формирование доходов федерального бюджета РФ 12
Виды доходов федерального бюджета РФ 12
Полномочия РФ по формированию доходов бюджета 14
Формирование доходов бюджета субъектов
РФ (региональные) 17
Виды доходов бюджета субъектов РФ 18
Полномочия субъектов РФ по формированию доходов
бюджетов субъектов РФ 20
Формирование доходов бюджета муниципальных
образований (местные) РФ 22
Виды доходов бюджета муниципальных образований РФ 23
Полномочия муниципальных образований РФ по
формированию доходов местных бюджетов 25
Экономические и правовые основы формирования доходов
бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ 28
Анализ статистических данных бюджета РФ 35
Структура доходов федерального бюджета РФ
за 2010 – 2012 гг. 35
Факторы, влияющие на структурные изменения доходов
бюджета РФ за последние 3 года 37
Заключение 40
Список использованной литературы 43
В соответствии с п. 1, 2, 3 ст. 58 БК РФ в бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы.
Неналоговые доходы местных бюджетов формируются в соответствии со ст. 41, 42 и 46 БК РФ, в том числе за счет:
- доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходов от продажи имущества
(кроме акций и иных форм
участия в капитале, государственных
запасов драгоценных металлов
и драгоценных камней), находящегося
в государственной или
- доходов от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями
- части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленными муниципальными правовыми актами представительными органами муниципальных образований.
В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40%.
В бюджеты городских округов и муниципальных районов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, по нормативу 100%. [4, с. 472]
Органы местного самоуправления в соответствии с БК РФ и иными федеральными законами осуществляют следующие бюджетные полномочия (ст. 9 п.1 БК РФ):
Органы местного самоуправления муниципальных районов, помимо вышеуказанных полномочий, осуществляют также следующие бюджетные полномочия (ст.9 п.2 БК РФ):
Государственные внебюджетные фонды – одно из звеньев финансовой системы. С их помощью осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта по инициативе и в интересах органов государственной власти.
Главной причиной существования внебюджетных фондов в любой стране является наличие тенденций к возникновению дефицита бюджета, при этом недостаток средств всегда отражается на социально значимых статьях бюджета.
Внебюджетные фонды могут создаваться двумя путями:
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и управляются автономно. Средства внебюджетных фондов находятся в государственной или муниципальной собственности.
Классификация внебюджетных фондов:
В России функционируют три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные). Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования. В организационном отношении социальные внебюджетные фонды – самостоятельные финансово-кредитные организации. Однако их самостоятельность имеет свои особенности, существенно отличая от экономической самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных организаций. Во внебюджетных социальных фондах мобилизуются и используются средства в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.
Через внебюджетные фонды проходит довольно существенная часть денежных ресурсов государства, поэтому, они будут рассмотрены подробнее.
Пенсионный фонд РФ (ПФ) образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения Российской Федерации. Государственная пенсионная система в России функционирует на принципе непрерывной финансовой солидарности поколений работающего и нетрудоспособного населения. Сложившаяся демографическая ситуация увеличивает пенсионную нагрузку на работающее население.
Источники формирования Пенсионного Фонда РФ:
- страховые взносы
- ассигнования из федерального
бюджета (на выплату государственных
пенсий и пособий
- средства Фонда социального страхования РФ;
- средства взыскиваемые с работодателей в результате предъявления к ним регрессивных требований;
- доходы от капитализации временно свободных денежных средств;
- добровольные взносы юридических и физических лиц;
- прочие поступления.
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) создан в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. №822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и действует в соответствии с Положением от 12 февраля 1994 г. №101. Фонд социального страхования РФ предназначен для управления средствами государственного страхования. Данный социальный фонд является вторым по объему аккумулируемых средств среди российских государственных внебюджетных фондов.
Современная пенсионная система РФ включает в себя:
- государственное базовое пенсионное страхование, по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового (трудового) стажа;
- накопительную часть пенсий;
- государственное социальное
пенсионное обеспечение для
Фонд социального страхования РФ предназначен для решения социальных проблем. Основные задачи ФСС:
- обеспечение гарантированных
государством пособий по
- участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
- организация работы по
подготовке и повышению
Около 70% финансовых средств Фонда социального страхования остается в распоряжении плательщиков для выплаты большинства пособий в организациях.
Источники формирования Фонда социального страхования РФ:
- страховые взносы
- ассигнования из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие радиационных аварий и их последствий;
- поступления от реализации путевок, оплачиваемых за счет средств Фонда;
- средства, взыскиваемые
со страхователей в результате
предъявления к ним
- доходы от капитализации временно свободных денежных средств;
- добровольные взносы юридических и физических лиц;
- прочие поступления.
Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1. Целью медицинского страхования является предоставление гарантий гражданам при возникновении страхового случая на получение медицинской помощи за счет накопленных средств, а также на финансирование профилактических мероприятий. Медицинское страхование осуществляется в двух формах: обязательной и добровольной.
С введением обязательного медицинского страхования осуществляется переход к новой форме социального страхования и внедрение смешанной системы финансирования здравоохранения – бюджетно-страховой, т.е. бюджетный источник финансирования дополняется внебюджетными средствами.
Различают Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС).
ФФОМС выполняет следующие задачи: выравнивание условий деятельности территориальных фондов по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования; финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования; разработку нормативно-методических документов; организацию подготовки для системы обязательного медицинского страхования; участие в создании территориальных фондов обязательного медицинского страхования и в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования.
Источники финансирования средств ФОМС РФ:
- страховые взносы
- взносы территориальных
фондов на реализацию
- ассигнования из федерального
бюджета на выполнение