Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 10:33, курсовая работа
Актуальность выбранной темы курсовой работы определяется тем, что государственная политика в сфере мобилизации бюджетных доходов в период посткризисной стабилизации была направлена на расширение финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, а также задействование их собственных возможностей по укреплению доходной базы региональных и местных бюджетов. Однако отдельные проблемы, негативно влияющие на устойчивость и сбалансированность субнациональных бюджетов, по-прежнему остаются нерешенными. В результате сохраняется зависимость бюджетов большинства регионов от федерального центра, формируются условия для неэффективного использования перераспределяемых межбюджетных трансфертов. Таким образом, проблемы формирования доходной базы местных бюджетов, связанные с поступлением налоговых и неналоговых доходов, усилением зависимости местных бюджетов от безвозмездных поступлений из других бюджетов, по-прежнему остаются актуальными.
Введение 3
Экономические и правовые основы процессов
формирования доходов бюджетной системы РФ 6
Формирование доходов федерального бюджета РФ 12
Виды доходов федерального бюджета РФ 12
Полномочия РФ по формированию доходов бюджета 14
Формирование доходов бюджета субъектов
РФ (региональные) 17
Виды доходов бюджета субъектов РФ 18
Полномочия субъектов РФ по формированию доходов
бюджетов субъектов РФ 20
Формирование доходов бюджета муниципальных
образований (местные) РФ 22
Виды доходов бюджета муниципальных образований РФ 23
Полномочия муниципальных образований РФ по
формированию доходов местных бюджетов 25
Экономические и правовые основы формирования доходов
бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ 28
Анализ статистических данных бюджета РФ 35
Структура доходов федерального бюджета РФ
за 2010 – 2012 гг. 35
Факторы, влияющие на структурные изменения доходов
бюджета РФ за последние 3 года 37
Заключение 40
Список использованной литературы 43
В значительной степени возрастает роль и значение региональных органов власти в развитии регионов, социальном обеспечении населения, решении хозяйственных вопросов на территориальном уровне. Региональные бюджеты, или бюджеты субъектов РФ, становятся основным звеном, предназначенным для финансового обеспечения задач регионов и выполнения функций государственными органами управления субъектов РФ. Анализ деятельности федеральных органов власти и органов субъектов РФ свидетельствует, что центр тяжести перемещается от центра к регионам. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их влияния расширяется. Государство через региональные бюджеты пытается активно проводить экономическую и социальную политику путем предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов с целью прямого финансирования социальной сферы, сельского хозяйства, промышленности, строительства, охраны окружающей среды и других направлений.
Государство посредством регулирования бюджетов субъектов РФ стремится к выравниванию уровней социального и экономического развития территорий. [1, с. 138]
Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год и плановый период, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации.
Доходы бюджетов субъектов РФ формируются в соответствии с нормами бюджетного права (ч. 2, раздел 2, гл. 8 БК РФ). [4, с. 303]
Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов. Регулирующие доходы бюджетов связаны с федеральными и региональными налогами, по которым устанавливаются нормативы по распределению отчислений по уровням бюджетной системы, в том числе субъектам Федерации и местным бюджетам. Эти нормативы утверждаются ежегодно.
В доходы бюджетов субъектов Российской Федерации поступают доли от федеральных и региональных налогов, могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. [9, с. 87]
В доходы бюджетов субъектов РФ полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ. [3, с. 93]
Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов и неналоговых поступлений. Собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет региональных налогов и сборов, виды и ставки которых определены Налоговым кодексом РФ, а пропорции их распределения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами определены законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год. К региональным налогам и сборам относятся:
Регулирующие налоговые доходы бюджетов субъектов РФ поступают от федеральных налогов и сборов, которые закреплены на постоянной основе или закрепляются решением Правительства РФ в случае недостаточности средств, аккумулированных в бюджетах субъектов РФ. Регулирующие налоги формируют бюджеты субъектов РФ на 70% общей суммы бюджета. К регулирующим федеральным налогам, закрепленным на постоянной основе, отнесены:
Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет:
Из бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются строительство, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, жилищно-коммунальная сфера, охрана окружающей природной среды, социально-культурные мероприятия и другие расходы, имеющие социальную направленность. Бюджеты субъектов РФ становятся важнейшим источником финансирования социально – экономических программ регионов. [9, с. 88]
Органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с БК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ осуществляют следующие бюджетные полномочия (ст.8 БК РФ):
Органы государственной власти субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, кроме вышеперечисленных бюджетных полномочий, в соответствии с БК РФ и другими федеральными законами осуществляют дополнительные бюджетные полномочия. [6, с. 31]
Одним из важных условий выполнения функций и решения задач местными органами управления являются их финансово-бюджетные права. То есть финансовой базой местных органов власти являются местные бюджеты. Из местных бюджетов финансируется развитие производственной сферы, в первую очередь пищевой промышленности и коммунального хозяйства. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется непосредственно через их назначение и выполнение органами власти функций, а именно
В основу местных бюджетов (муниципальных районов и поселений) заложены принципы самостоятельности местных бюджетов и их государственной финансовой поддержки со стороны государства и субъекта РФ. В соответствии с данными принципами происходит формирование доходов местного бюджета. Доходы местного бюджета формируются за счет собственных и регулирующих доходов от налоговых источников и поступлений в доход от неналоговых источников. Собственные доходы местных бюджетов не являются основными источниками формирования бюджета. [1, с. 166]
Муниципальные доходы представляют собой часть национального дохода, служащую финансовой базой местного самоуправления для решения муниципальными образованиями вопросов местного значения. [2, с. 39]
Доходы бюджетов поселений, бюджетов муниципальных районов и бюджетов городских округов формируются за счет:
- налоговых доходов от местных налогов, федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами и (или) региональных налогов и сборов по установленным нормативам отчислений;
- неналоговых доходах местных бюджетов;
- средств, перечисленных
в порядке межбюджетного
Налоговые доходы установлены Бюджетным кодексом РФ дифференцированно по типам муниципальных образований.
Формирование налоговых доходов бюджетов поселений. В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах: земельного налога (100%); налога на имущество физических лиц (100%); налога на доходы физических лиц (10%); единого сельскохозяйственного налога (50%); государственные пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, уполномоченными законодательными актами РФ на совершение нотариальных действий (100%).
Зачисление налоговых доходов в бюджеты поселений регламентируется ст. 58 и ст. 63 БК РФ.
Формирование налоговых доходов бюджетов муниципальных районов. В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами муниципальных районов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах: земельного налога, взимаемого на межселенных территориях (100%); налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях (100%); налога на доходы физических лиц (20%); единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (90%); единого сельскохозяйственного налога (30%); государственной пошлины, подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов (100%).
В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 58 БК РФ.
Налоговые доходы бюджета городского округа. В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами городских округов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах: земельного налога (100%); налога на имущество физических лиц (100%); налога на дохода физических лиц (30%); единого налога на вмененный доход (90%); единого сельскохозяйственного налога (60%); государственной пошлины, подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершении юридически значимых действий или выдачи документов (100%).