Экономическая сущность и роль государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:18, реферат

Краткое описание

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических
процессов, решения социальных, политических, производственных,
экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм.

Оглавление

Введение 3



Глава I. Экономическая сущность и роль государственного бюджета. 5


1.1 Государственный бюджет как экономическая категория 5


1.2 Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта
и национального дохода 10


1.3 Функции бюджета 13



Глава II. Проблемы сбалансированности и несбалансированности
государственного бюджета 14


2.1 Дефицит бюджета 15.
2.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и
бюджетной политики 16
2.3 Государственный долг 18
2.4 Избыток бюджета 19
2.5 Мультипликатор сбалансированного бюджета 20



Глава III. Современное состояние государственного бюджета Республики
Казахстан 22


3.1 Состав доходов и расходов государственного бюджета 22

3.2 Баланс бюджета и дефицит бюджета 25

3.3 Бюджетная система и бюджетное устройство 27


3.4 Бюджетный процесс 29

3.5 Пути совершенствования и развития государственного бюджета 33



Заключение 35

Список используемой литературы 36

Файлы: 1 файл

Экономическая сущность и роль государственного бюджета.docx

— 120.31 Кб (Скачать)

об  исполнении  республиканского  бюджета  на  уровне  подпрограмм.  Местные

исполнительные органы ежемесячно представляют отчеты об исполнении  бюджетов

вышестоящему исполнительному  органу  и  соответствующему  представительному

органу - маслихату. Областные исполнительные  органы  и городов Астаны  и

Алматы представляют ежемесячные отчеты Министерству  финансов.  Министерство

финансов ежемесячно составляет сводный  отчет об исполнении  республиканского

и местных бюджетов за отчетный период нарастающим итогом и представляет  его

Правительству Республики Казахстан.

  Контроль  за  правильностью исполнения  и утверждения   смет   расходов

государственных учреждений, финансируемых  из  республиканского  бюджета,  а

также за использованием бюджетных  средств  в  соответствии  с  казначейскими

разрешениями, осуществляется Министерством  финансов и  его  территориальными

подразделениями, а  государственных  учреждений,  финансируемых  из  местных

бюджетов, а также за  использованием  бюджетных  средств  в  соответствии  с

финансовыми разрешениями, осуществляется местными исполнительными органами.

 

    Контроль за исполнением республиканского бюджета осуществляется Счетным

комитетом по контролю за исполнением республиканского  бюджета,  а местных

бюджетов    -    ревизионными    комиссиями     представительных     органов

соответствующего  уровня,  а   также   Министерством   финансов   Республики

Казахстан и его территориальными  органами  с  обязательным  информированием

соответствующих местных исполнительных и представительных органов

 

 

                                      .

 

         3.5 Пути  совершенствования и развития  государственного бюджета

 

 

 

   Относительно арендной платы  за использование космодрома  Байконур. В

соответствии с Соглашением от 8 октября 1998 года между Казахстаном и

Россией об урегулировании взаимных финансовых вопросов оплата арендной

платы за использование Российской Федерацией комплекса "Байконур" в 1999

году была предусмотрена в размере 115 млн. долл. США, из них: 65 млн. долл.

США – поставками товаров, 50 млн. долл. США – в денежной форме, которые

своевременно поступили в бюджет.

 

   Недопоступление связано с тем, что указанные выше поставки товаров на

сумму 65 млн. долл. США в 1999 году не производились. В настоящее время

соответствующие государственные  органы определяют и согласовывают  с

российской стороной перечень товаров.

 

   По вопросу недополучения доходов от операций с капиталом.   В

соответствии с проектом Концепции управления государственным имуществом и

приватизации в Республике Казахстан, внесенной на рассмотрение

Правительства Республики Казахстан, необходимо смещение акцента с

приватизации государственного имущества  на обеспечение его эффективного

управления с целью улучшения  финансово-экономических показателей

государственных предприятий.

 

   Приоритетом при обеспечении  эффективного управления государственного

имущества будет являться классификация  объектов государственной

собственности по признакам, определяющим специфику управления и определение

цели государственного управления по каждому объекту управления (или  группе

объектов).

 

   Отмечаемое автором невыполнение плана по приватизации (составившего за

шесть месяцев 15,3% к намеченному  на полугодие объему) связано с  тем, что

из десяти объектов, относящимся  к так называемым "голубым фишкам", четыре

объекта выведены из программы в  соответствии с решениями Правительства:

"ССГПО", "Алюминий Казахстана", "ТНК Казхром", "Корпорация Казахмыс". Из

предполагаемых госпакетов продан госпакет акций, соответствующий 16,7%

уставного капитала ОАО "Народный Сберегательный Банк Казахстана". Кроме

того, из пяти оставшихся объектов реальна (учитывая заинтересованность

инвесторов) продажа только пакетов  акций двух объектов – ОАО

"Мангистаумунайгаз" и ОАО "Казахтелеком".

 

   По вопросу расширения  доходной базы местных бюджетов. Во внесенных

Правительством на рассмотрение Парламента Республики Казахстан предложениях

о внесении некоторых изменений  и дополнений в Закон Республики Казахстан "О

бюджетной системе" уже учтены упоминаемые  автором предложения по расширению

перечня поступлений, включаемых в  местный бюджет, путем передачи им

некоторых источников поступлений. Это  очень широкий перечень, начиная  от

сборов за проезд по платным государственным  автомобильным дорогам местного

значения заканчивая поступлениями  изъятых доходов, полученных от

безлицензионной деятельности казино, тотализаторов и игорного бизнеса.

 

   По децентрализации бюджетной  системы. Одним из показателей

децентрализации государственных  функций является отношение расходов

республиканского бюджета к  расходам местных бюджетов. Анализ расходов

государственного бюджета с 1998 года по первое полугодие 2000 года

свидетельствует, о том, что отношение  расходов республиканского бюджета  к

расходам местных бюджетов сократилось  с 1,98 в 1998 году до 1,56 по

состоянию на 1 июня 2000 года.

 

   Вышеназванной децентрализации  предшествовала реализация следующих

мероприятий. В рамках подготовки проекта Закона Республики Казахстан "О

республиканском бюджете на 1999 год" был проведен функциональный анализ

расходов государственного сектора  Республики Казахстан.

 

   С целью рационализации  функций государственных органов  и исключения

дублирующих функций в процессе административной реформы государственного

управления была осуществлена попытка  устранения излишних уровней и звеньев

управления путем передачи подведомственных организаций государственных

органов, выполняющих функции управления, надзора и контроля государственных

органов в состав государственных  органов. В рамках реформирования

административной и бюджетной  системы были определены государственные

органы, ответственные за выполнение вышеперечисленных государственных

функций.

 

   Роль государственного сектора  в настоящее время ограничивается  только

теми видами деятельности, которые  не могут эффективно реализовываться

частным сектором. Учитывая, что виды деятельности, относящиеся к частному

сектору, все еще будут осуществляться государственными предприятиями,

существует необходимость дальнейшая работа по определению границы бюджетной

сферы для разделения государственного и частного секторов.

 

   Функция выплаты пенсий  по солидарной системе и государственным

социальным пособиям, по инвалидности, потере кормильца и по возрасту

принята на республиканский бюджет. При этом Правительство исходило из

принципа обязательности и равномерности  социальных выплат на территории

всей страны.

 

   Другим моментом децентрализации  является предоставление права  местным

исполнительным органам осуществлять заимствование. В 1999 году местными

исполнительными органами привлечено в виде займов 4,2 млрд. тенге и  эти

деньги нужно вовремя отдать, не допуская просроченных долгов. Избежать

местных дефолтов поможет система  инвентаризации и мониторинга

задолженности, оценка эффективности  региональных инвестиционных программ и

прогнозирование денежных потоков.

 

   По планированию бюджета.   Бюджетная комиссия образована  Указом

Президента Республики Казахстан  в марте 2000 года. Она интенсивно работает

над закреплением финансовой стабильности в стране, расширением

финансирования социальной сферы, соблюдением бюджетного рационализма в

планируемых расходах.

 

   В основу разработки бюджета  на 2001 год заложен принцип среднесрочного

бюджетного планирования, основные параметры государственного бюджета

определяются на основе Индикативного  плана социально-экономического

развития Казахстана на предстоящий  среднесрочный период.

 

   Правительством определены  следующие приоритеты расходов  и кредитования:

 

   1) в части обеспечения  национальной безопасности: выполнение

обязательств Республики Казахстан  по обслуживанию и погашению

правительственного долга, направление  средств на оборонные расходы  в объеме

не менее одного процента от прогнозного  объема ВВП на 2001 год, а также

направление средств на борьбу с  терроризмом, наркоманией и наркобизнесом;

 

   2) в части социального  развития: направление средств на  выплату пенсий и

государственных социальных пособий; на информатизацию, учебники, подготовку

кадров; централизованный закуп противодиабетических, противотуберкулезных

препаратов и других необходимых  медицинских препаратов.

 

   3) в части обеспечения  экономического роста: направление  средств на

погашение кредиторской задолженности  республиканского бюджета, по итогам

предыдущих финансовых лет; на инвестиционные проекты; на

сельскохозяйственные нужды.

 

   4) в части инфраструктуры, транспорта и связи – направление  средств на

строительство и обеспечение функционирования автомобильных дорог;

 

   5) в части формирования  профессионального Правительства  – направление

средств на административные расходы  центральных государственных органов

 

Заключение

 

 

    Решение проблем бюджетных   расходов   в  условиях  переходного   периода

связано,  прежде  всего,  с  последовательным  сокращением  прямого  участия

государства в сфере производства. Передача соответствующих функций  частному

сектору позволит существенно сократить  текущие  расходы  бюджета,  а  также

создаст предпосылки для увеличения будущих доходов  в  результате  повышения

эффективности  работы приватизированных  хозяйственных объектов.

 

 

    Важным  инструментом  стабилизации   становится   проведение   политики

жесткого  ограничения   бюджетных   расходов   и   повышения   эффективности

использования  государственных  средств.  Для  этого  необходимо  перейти  к

системе бюджетного планирования, в  рамках которой каждой группе  (программе)

государственных расходов будет выделяться определенная часть  в  виде  квоты

расходов в процентах от ВВП. Задачей Министерства Финансов и  его  бюджетных

органов в такой системе  становится  поиск  наиболее  эффективных  вариантов

использования выделенных ассигнований.

 

 

    В  целях  постоянного   контроля  за  размерами   бюджетного   дефицита,

источниками его финансирования и  видами  финансируемых  за  счет  бюджетного

дефицита  расходов  целесообразно   бюджет   разделить   на   регулярный   и

чрезвычайный.  Регулярный  охватывал бы,  в основном,   текущие   расходы,

финансируемые за счет стабильных текущих доходов, а чрезвычайный включал бы

инвестиционные  расходы,  финансирование   которых   допускается   за   счет

государственной   задолженности.   Важным    условием    решения    проблемы

эффективного  управления  бюджетным  дефицитом   должно   стать   разделение

кредитной и бюджетной системы  страны  и  соответствующее  изменение  функций

Министерства Финансов и  Национального  Банка,  направленное  на  исключение

возможностей  автоматического  кредитования  государственных   расходов.   В

случае  же  нехватки  бюджетных средств могут допускаться   краткосрочные

кассовые кредиты для финансирования сезонного колебания доходов.

 

 

 

Список используемой литературы:

 

 

   1. Закон Республики Казахстан  от 1 апреля 1999 года N 357-1 «О  бюджетной

      системе» (с изменениями, внесенными в соответствии с  Законами  РК  от

      16.07.99 г. N 440-1; от 26.07.99 г. N 463-1; от  4.11.99  г.  N  472-1

      (вступили в действие с 1.01.2000); от 22.11.99 г. N  485-1  (действуют

      до 31.12.2002 г.); от 29.11.99 г. N 487-1);

 

   2. Закон Республики Казахстан  «О налогах и других обязательных  платежах в

      бюджет» от 24.04.95 г.  с изменениями и дополнениями  по  состоянию  на

      01.01.2000 г.;

   3. «Финансы» Мельников В.  Д., Ильясов К. К., Алматы 2001;

 

   4. «Общая теория финансов»  Учебник, Дробозина Л.А.;

 

 

   5. «Финансы, денежное обращение,  кредит» Под ред.  Дробозиной Л.А.;

 

 

   6. «Курс  экономической   теории»  Учебник,  под  общей ред.  проф.  М.Н.

      Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров: Издательство «АСА», 1997;

 

 

   7.  «Государственные финансы  в новых условиях» Лушин   С.И.,  издательство

      Финансы, Москва, 1998;

 

 

   8. «Финансы» Учебное пособие,  Ковалева А.М., Баранникова Н.П.,  Богачева

      В.Д., под ред. проф. Ковалевой А.М.,  Москва,  Финансы   и  статистика,

      1997;

 

 

   9. «Экономическая теория»  Учебное пособие, Борисов Е.Ф., «ЮРАЙТ», Москва,

      1998;

 

 

  10. "Казахстанская правда" от 24 июня 2000 года.

 


Информация о работе Экономическая сущность и роль государственного бюджета