Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:18, реферат
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических
процессов, решения социальных, политических, производственных,
экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм.
Введение 3
Глава I. Экономическая сущность и роль государственного бюджета. 5
1.1 Государственный бюджет как экономическая категория 5
1.2 Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта
и национального дохода 10
1.3 Функции бюджета 13
Глава II. Проблемы сбалансированности и несбалансированности
государственного бюджета 14
2.1 Дефицит бюджета 15.
2.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и
бюджетной политики 16
2.3 Государственный долг 18
2.4 Избыток бюджета 19
2.5 Мультипликатор сбалансированного бюджета 20
Глава III. Современное состояние государственного бюджета Республики
Казахстан 22
3.1 Состав доходов и расходов государственного бюджета 22
3.2 Баланс бюджета и дефицит бюджета 25
3.3 Бюджетная система и бюджетное устройство 27
3.4 Бюджетный процесс 29
3.5 Пути совершенствования и развития государственного бюджета 33
Заключение 35
Список используемой литературы 36
развития объединяются затраты, связанные с потребностями расширенного
воспроизводства, централизованным финансированием новых социально-
экономических мероприятий; анализ составных частей бюджета развития
предоставляет возможность более взвешенно и осмотрительно подойти к новым
дополнительным расходам государства. Здесь должен последовательно
осуществляться принцип: финансировать потребности строго в пределах
фактически получаемых источников, собственных и заемных. Предусмотренные
расходы бюджета развития не должны носить обязательного характера и их
следует рассматривать, как верхний предел, то есть если в ходе исполнения
бюджета не удастся получить больше доходов, то придется сократить расходы
бюджета развития.
3.2 Баланс бюджета и дефицит бюджета.
В каждом бюджете желательно уравновесить, то есть сбалансировать,
доходную и расходную части. Баланс - это равновесие, и при составлении
бюджета основным вопросом является достижение такого состояния денежных
поступлении и расходов государства. Превышение доходов над расходами
образует бюджетный излишек - профицит. Он направляется на погашение
государственного долга или может составить свободные остатки бюджетных
средств (в республиканском и местных бюджетах). Свободные остатки бюджетных
средств, образовавшиеся на конец бюджетного периода по завершенному
бюджетному году, зачисляются на специальные счета правительства и местных
исполнительных органов и используются на прирост оборотной кассовой
наличности и на покрытие государственного долга соответствующего органа
власти. При отсутствии такой необходимости решения об использовании данных
средств принимаются соответствующими администрациями. Превышение расходов
над доходами вызывает дефицит государственного бюджета. Наличие
значительного и постоянного дефицита характеризует кризисное состояние
финансов. Допустимым уровнем дефицита считается 2-3% от величины валового
внутреннего продукта страны. В таких случаях дефицит может быть
сравнительно легко покрыт с помощью выпуска государственных займов или
эмиссии бумажных денег. При значительном и хроническом дефиците бюджета
займы не покрывают потребностей государства, которые обеспечиваются
дополнительной (то есть сверх потребностей товарооборота) эмиссией денег,
что ведет к развитию инфляции, нарушению законов денежного обращения,
обесценению денег, снижению реальных доходов и падению жизненного уровня
населения.
Бюджетный дефицит отражает состояние экономики, а его наличие вызывается
следующими причинами:
1) общим спадом производства в экономике страны;
2) ростом издержек общественного производства;
3) чрезмерным выпуском в обращение денег, не покрываемых товарными
массами;
4) преобладанием в расходах
бюджета значительных
соответствующих уровню развития экономики;
5) большими объемами
промышленного комплекса, на управление;
6) крупномасштабным оборотом «теневой» экономики;
7) непроизводительными расходами и потерями в национальном хозяйстве.
Существуют следующие способы покрытия бюджетного дефицита:
а) государственные займы;
б) увеличение налогообложения;
в) эмиссия денег.
В свою очередь эмиссия денег может выражаться как в прямом выпуске
денежных знаков в обращение, так и косвенно – путем выпуска государственных
ценных бумаг и реализации их коммерческим банкам, которые увеличивают свои
резервы н посредством банковского мультипликатора увеличивают количество
денег в обращении.
Фискальная политика в
концепциях.
1. Ежегодно балансируемый бюджет.
Подобный бюджет до последнего
времени считался целью
Однако такое состояние
направленность фискальной политики. Сбалансирование бюджета может даже
усугубить колебания экономического цикла. При наличии безработицы и падении
доходов населения налоговые
случае для сбалансирования бюджета государству необходимо либо повысить
ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо осуществить
оба чти действия. Итогом будет сокращение совокупного спроса и еще большее
падение производства.
Политика сбалансирования
инфляции повышение денежных доходов автоматически увеличивает налоговые
поступления. Для ликвидации бюджетного излишка государство должно принять
следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить государственные
расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. В любом из этих случаев
усилится инфляция.
2. Бюджет, балансируемый на циклической основе. Согласно этой
концепции бюджет балансируется в ходе экономического цикла, а не ежегодно.
Для предотвращения спада производства государство снижает налоги и
увеличивает расходы, намеренно создавая дефицит. При последующем подъеме
экономики государство увеличивает налоги и сокращает расходы, а возникающие
бюджетные излишки направляются на погашение дефицитов в годы спада. Таким
образом, проводится антициклическая фискальная политика и балансирование
бюджета в течение экономического цикла. Слабым звеном этой концепции
является то, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и
длительности, что может нарушить циклическую сбалансированность бюджета.
3. Концепция фискальных финансов состоит в том, что их целью является
балансирование экономики в целом для достижения макроэкономической
стабильности, обеспечения неинфляционной полной занятости. Балансирование
бюджета при этой концепции является второстепенной задачей, допускается как
наличие дефицитов бюджета и государственного долга, так и бюджетных
излишков. В данном случае предполагается, что налоговая система обеспечит
поступления в бюджет автоматически по мере экономического роста, а
макроэкономическая
чего дефицит будет самофинансироваться. Помимо этого, государство
практически неограниченно может манипулировать налогами и покрывать
дефициты бюджета. В данной концепции предполагается также, что наличие
дефицитов и крупного государственного долга для нормальной экономики не
опасны.
Фискальная политика, ориентированная
на концепции бюджета,
на циклической основе и функциональных финансов, предполагает разработку
обоснованной программы финансовых мероприятий, учитывающей состояние
денежного обращения, обеспечивающей контроль за формированием бюджетных
дефицитов, финансирование эффективных мероприятии по направлениям
государственных расходов.
3.3 Бюджетная система и бюджетное устройство
Бюджетная система
отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов.
Бюджетное устройство - это принципы построения бюджетной системы,
организационные формы взаимосвязи ее звеньев.
Состав бюджетной системы определяется национально-государственным
устройством страны. Возможны федеративное и унитарное устройство
государства: в первом случае применяется трех звеньевая бюджетная система:
центральный бюджет (союзный, федеральный, республиканский), бюджеты членов
федерации (республик, штатов, земель и т.д.) и местные бюджеты. Во втором
случае применяется двух звеньевая бюджетная система: центральный бюджет и
местные бюджеты. В обоих случаях возможна различная степень обособления и
самостоятельности бюджетов, но, как привило, за центральным бюджетом
сохраняется определенная регулирующая роль по отношению к низовым бюджетам
в зависимости от уровня централизации управления социально-экономическими
процессами.
В состав бюджетной системы Республики Казахстан входят:
республиканский бюджет;
местные бюджеты: областей, городов, районов, районные в городах.
Бюджетная система основывается на принципах единства, полноты,
реальности, гласности.
1. Принцип единства означает степень организационно-экономической
централизации бюджетной системы. Наиболее полно принцип единства проявлялся
в бюджетной системе СССР. В настоящее время этот принцип ослаблен в связи с
обретением самостоятельности местных органов власти и передачей им части
прав по распоряжению финансовыми ресурсами.
Единство выражается в существовании общей системы государственных
доходов, действующих на территории страны, единообразии государственных
расходов. Этот принцип гарантирует единство методологии и организации
бюджетного планирования, его взаимосвязь с социально-экономическим
прогнозированием. Задачей принципа единства бюджета является установление
эффективного контроля со стороны Парламента за движением бюджетных средств.
Принцип единства
системы, использованием единой бюджетной классификации и документации,
предоставлением необходимой информации с одного уровня бюджета на другой
для составления свода
системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, которое
осуществляется через использование регулирующих доходных источников.
Единство бюджетной системы реализуется через единую социально-
экономическую, включая налоговую, политику.
2. Принцип полноты означает сосредоточение в бюджете всех финансовых
операций правительства, всех собираемых им доходов и производимых расходов,
составление такого бюджета, где по каждой статье учитываются все
поступления и затраты государства. В мировой практике этот принцип в
настоящее время считается менее целесообразным, поскольку следование ему
перегружает бюджет расходами, которые могут быть выделены автономно с
самостоятельными источниками доходов. В Казахстане же принят
централизованный способ формирования государственных финансовых средств,
поэтому с 1998 г. в государственный бюджет включены средства внебюджетных
фондов: пенсионного, социального страхования, дорожного, содействия
занятости населения,
3. Принцип реальности необходим для предотвращения и устранения
фальсификации бюджетных росписей. Он предусматривает правдивое отражение в
бюджете финансовых операций государства, соответствие утвержденных сумм
исполнению бюджетных назначений. Реальность определяется обоснованностью
расчетов всех источников доходов и направлений расходов, базирующихся на
показателях прогнозов и программ развития и подкрепленных наличием
бюджетных резервов.
4. Принцип гласности означает требование публиковать данные о доходах и
расходах бюджета в печати для ознакомления общественности с составом и
структурой бюджета, размерами дефицита и способами его покрытия (сокращение
расходов, увеличение доходов, займы, эмиссия денег).
Условиями нормального и эффективного функционирования низовых - местных
бюджетов являются самостоятельность и сбалансированность.
Самостоятельность бюджетов обеспечивают собственные и закрепленные
законом источники доходов всех звеньев бюджетной системы и право
использовать бюджетные средства по усмотрению соответствующего органа
власти в пределах полномочий, определенных законами страны.
Сбалансированность бюджетов всех уровней может являться необходимым
требованием бюджетно-финансовой политики. При рассмотрении и утверждении
бюджетов соответствующими органами власти и управления могут
устанавливаться предельные размеры дефицита бюджетов.
Законом установлено, что покрытие бюджетного дефицита за счет эмиссии
денежных средств не допускается. Основными формами покрытия дефицита
бюджета является:
1. выпуск государственных займов;
2. использование кредитных ресурсов.
С целью уменьшения дефицита или его устранения используется секвестр -
пропорциональное снижение государственных расходов на определенный процент
по всем статьям (кроме защищенных) в течение оставшегося времени текущего
Информация о работе Экономическая сущность и роль государственного бюджета