Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:18, реферат
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических
процессов, решения социальных, политических, производственных,
экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм.
Введение 3
Глава I. Экономическая сущность и роль государственного бюджета. 5
1.1 Государственный бюджет как экономическая категория 5
1.2 Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта
и национального дохода 10
1.3 Функции бюджета 13
Глава II. Проблемы сбалансированности и несбалансированности
государственного бюджета 14
2.1 Дефицит бюджета 15.
2.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и
бюджетной политики 16
2.3 Государственный долг 18
2.4 Избыток бюджета 19
2.5 Мультипликатор сбалансированного бюджета 20
Глава III. Современное состояние государственного бюджета Республики
Казахстан 22
3.1 Состав доходов и расходов государственного бюджета 22
3.2 Баланс бюджета и дефицит бюджета 25
3.3 Бюджетная система и бюджетное устройство 27
3.4 Бюджетный процесс 29
3.5 Пути совершенствования и развития государственного бюджета 33
Заключение 35
Список используемой литературы 36
предприятий. Часть чистого дохода населения перечисляется в бюджет в
порядке перераспределения.
Распределение части
обусловлено необходимостью создания централизованного фонда денежных
средств для расширенного воспроизводства и удовлетворения других совокупных
потребностей общества, путем перераспределения средств между отраслями
производственной и
также между экономическими районами страны: государственного регулирования
денежных накоплений в отдельных отраслях народного хозяйства, отдельных
предприятиях, объединениях и корпорациях, в сельскохозяйственном секторе, в
торговле и т.д.
Перераспределение
фирмами через государственный бюджет обусловлено главным образом
необходимостью передачи части чистого дохода из одной отрасли в другую в
соответствии с планами экономического и социального развития страны, с
программами радикальных экономических преобразований общества, для
осуществления перестройки структуры общественного производства и т.д.
Такое перераспределение
в значительной степени
технического оснащения, энерго и фондовооруженности объединений,
предприятий и отраслей; неравномерностью размещения и выявления новых
природных богатств; действующей системой ценообразования и тем, что при
переходе к рыночным отношениям необходима поддержка со стороны государства
перспективных отраслей производства.
Перераспределение
как между отраслями, так и внутри отраслей происходит посредством
государственных инвестиций и приоритетного финансирования отдельных видов
производств, высоких технологий, инновационных процессов. Важным
направлением перераспределения национального дохода является выделение
части средств, идущих на развитие непроизводственной сферы. В условиях
рыночных отношений это прежде всего относится к поддержанию государством
таких сфер жизнедеятельности общества, как здравоохранение, просвещение,
наука и культура. Значительное место в структуре перераспределяемой части
национального дохода отводится содержанию аппарата управления,
правоохранительных органов и т.д.
Пропорции национального дохода, распределяемого через государственный
бюджет, не были постоянными, поскольку определялись достигнутым уровнем
развития производительных сил, задачами, решаемыми государством на разных
этапах общественного развития.
Так, на первых этапах строительства социалистического государства
распределение национального дохода было подчинено максимальному
сосредоточению фонда накопления в руках государства для обеспечения
развития тяжелой промышленности и укрепления обороны страны. Накануне
периода индустриализации через государственный бюджет перераспределялась
примерно одна четвертая часть национального дохода. В годы, предшествующие
Великой Отечественной войне, и в послевоенный период доля национального
дохода, перераспределяемого через бюджет составляла более 60% его величины,
причем происходило его
общественного производства, между отраслями производства (главным образом
между промышленностью и сельским хозяйством), колхозным и государственным
секторами экономики.
При переходе к рыночным
отношениям существенно
регулировании общественного производства и распределении национального
дохода. Основные направления этих преобразований ( сосредоточение главных
ресурсов государственного бюджета на приоритетных отраслях экономики,
определение наиболее общих пропорций развития общественного производства и
необходимых темпов развития экономики в целом. Основная логика таких
трансформаций состоит в том, что должна соблюдаться общая тенденция
развития экономики в условиях рыночных отношениях ( перенос центра тяжести
с централизованных на децентрализованные финансы страны.
На основании этого возможно более обоснованное решение вопросов
рационального распределения и перераспределения национального дохода и
формирования бюджета.
Производство, распределение и перераспределение совокупного
общественного продукта и национального дохода является предпосылкой и
целью развития общества в целом и каждого человека в отдельности. В этой
связи, рассматривая роль бюджета в распределении совокупного общественного
продукта и национального
на процесс воспроизводства личностного элемента производства ( рабочей
силы. Изучая первую фазу этого воспроизводства ( производство личностного
элемента производства (эта фаза включает бюджетные расходы на
здравоохранение, культуру, общеобразовательную подготовку, профессиональную
подготовку и переподготовку кадров, повышение деловой квалификации и
мастерства работников), необходимо отметить, что эта фаза воспроизводства
рабочей силы органически связана с расходной частью бюджета. Сюда же
относятся так называемые трансфертные платежи ( такие виды платежей,
которые затем ни в какой форме не возвращаются в бюджет. Это платежи из
бюджета в виде пенсий, пособий, стипендий и .т.д.
Вторая фаза воспроизводства личностного элемента производства (
распределение работников по отраслям производства и сферам деятельности, (
в значительной степени связана с расходной частью бюджетных средств. Речь
идет о содержании за счет бюджетных средств бирж труда и центров занятости,
содержание временно не работающих
лиц, находящихся в статусе
расходах по трудоустройству незанятой рабочей силы и т.д.
Третья фаза ( фаза потребления (использования) рабочей силы (
непосредственно связана с фазой производства общественного производства.
Здесь происходит процесс создания материальных благ, совокупного
общественного продукта и национального дохода ( с одной стороны, и процесс
потребления рабочей силы ( с другой. Таким образом, фаза использования
рабочей силы непосредственно связана с доходной частью бюджета. Это
выражается в том, что часть вновь созданной работниками материального
производства стоимости (прибыли, поступающей в бюджет в виде налогов, части
необходимого продукта ( подоходных налогов с населения) поступает в
доходную часть бюджета для дальнейшего перерапрседеления между отраслями,
сферами общественного производства, различными группами и слоями населения
и т.д.
Рассмотрение проблем
силы с бюджетным процессом позволяет на стадиях формирования и исполнения
бюджета определять наиболее приоритетные направления расходования бюджетных
средств с точки зрения качественного воспроизводства рабочей силы.
1.3 Функции бюджета.
Сущность государственного бюджета как экономической категории
реализуется через его функции: распределительную, контрольную и функцию по
обеспечению существования государства.
Проявление распределительной функции обусловлено тем, что в отношения с
бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным
объектом бюджетного распределения и перераспределения является чистый
доход, получаемый в обществе. Между тем, это не исключает возможности
перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта
(подоходный налог с граждан),
а иногда и национального
распределительной функции бюджета происходит концентрация денежных средств
в руках государства и их дальнейшее использование с целью удовлетворения
общественных потребностей. Распределение и перераспределение денежных
средств происходит между отдельными
отраслями и сферами
отдельными слоями населения, между некоторыми видами услуг. В результате
распределения и перераспределения осуществляется формирование различных
фондов денежных ресурсов ( государственного и местных бюджетов, фондов
социального страхования, фондов пенсионного обеспечения, фондов занятости
населения, фондов социальной защиты, инновационного фонда.
Распределительная функция бюджета используется также для вмешательства
государства в процесс общественного производства ( регулирования
хозяйственной деятельности предприятий, ускорения темпов экономического
роста, усиления хозяйственной активности предпринимателей. Посредством
бюджета государство воздействует не только на перераспределение
национального дохода, но и на его производство, накопление денежных
средств, сферу потребления, процессы демонополизации экономики и
обобществление производства, а также его разгосударствление.
Существенно, что содержание распределительной функции бюджета
определяется процессами перераспределения финансовых средств между
различными подразделениями
Важно отметить, что ни одно из звеньев финансовой системы не осуществляет
такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и
многоуровневого (республиканский, областной, городской бюджет и др.)
перераспределения денежных средств, как бюджет.
Контрольная функция
формирование и использование денежных средств государства ( отражает
экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. При
формировании государственных доходов финансовый контроль осуществляется за
правильностью взимания различных видов налогов, мобилизации других
источников доходов, соблюдением установленных пропорций между ними,
определением налоговой базы, формами льготного налогообложения, сроками
поступления доходов. При расходовании бюджетных средств контролируются
эффективность их использования, их соответствие целевому назначению.
Финансовый контроль
потреблением совокупного
пропорциями, складывающимся в процессе перераспределения национального
дохода.
Функция обеспечения существования государства ставит своей задачей
создание материально-финансовой базы функционирования государства;
содержание аппарата управления страной, президентской власти,
законодательной и исполнительной власти, правоохранительных и таможенных
органов, налоговой службы.
Глава II. Проблемы
несбалансированности и
государственного бюджета.
Одним из важнейших
вопросов государственных
бюджетного дефицита и государственного долга. Дефицит бюджета и величина
государственного долга – это
термометр состояния экономики,
проблеме уделяется
экономистов, так и всего населения в целом.
2.1 Дефицит бюджета.
Дефицит бюджета –
эта сумма, на которую в
превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в
процессе национального воспроизводства, фиксирует результаты этих
изменений.
В экономической теории различают структурный и циклический бюджетный
дефицит. Структурный дефицит – это разность между федеральными доходами и
расходами при определенной фискальной политике (действующий уровень
налогообложения и текущих затрат правительства) и постоянно заданном
уровне безработице (базовый уровень безработицы составляет 6%). Если
уровень безработицы начинает превышать базовый (когда экономическая система
входит в состояние спада), реальный бюджетный дефицит становится больше
уровня структурного дефицита бюджета. Это происходит частично за счет
сокращения налоговых поступлений. Разность между реально наблюдаемым
Информация о работе Экономическая сущность и роль государственного бюджета