Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:18, реферат
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических
процессов, решения социальных, политических, производственных,
экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм.
Введение 3
Глава I. Экономическая сущность и роль государственного бюджета. 5
1.1 Государственный бюджет как экономическая категория 5
1.2 Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта
и национального дохода 10
1.3 Функции бюджета 13
Глава II. Проблемы сбалансированности и несбалансированности
государственного бюджета 14
2.1 Дефицит бюджета 15.
2.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и
бюджетной политики 16
2.3 Государственный долг 18
2.4 Избыток бюджета 19
2.5 Мультипликатор сбалансированного бюджета 20
Глава III. Современное состояние государственного бюджета Республики
Казахстан 22
3.1 Состав доходов и расходов государственного бюджета 22
3.2 Баланс бюджета и дефицит бюджета 25
3.3 Бюджетная система и бюджетное устройство 27
3.4 Бюджетный процесс 29
3.5 Пути совершенствования и развития государственного бюджета 33
Заключение 35
Список используемой литературы 36
финансового года. Состав защищенных статей определяется Парламентом
республики и местными органами власти.
3.4 Бюджетный процесс
Бюджетный процесс (бюджетная процедура) - это регламентированная
законодательством деятельность органов власти и управления по составлению,
рассмотрению, утверждению, исполнению бюджетов, контролю за исполнением и
утверждением отчетов об исполнении бюджетов. Бюджетный процесс в Республике
Казахстан определяется Законом «О бюджетной системе», ежегодным Законом «О
республиканском бюджете», иными законами Республики Казахстан, а также
решениями органов исполнительной власти.
Составление, исполнение бюджетов, составление отчетов об исполнении
бюджетов являются функциями органов исполнительной власти, рассмотрение и
утверждение — функциями Парламента и местных представительных органов -
маслихатов; контроль за исполнением бюджетов выполняют обе ветви власти.
Для разработки проекта республиканского бюджета Президент Республики
Казахстан образует бюджетную комиссию, которая рассматривает внесённые
Министерством финансов основные прогнозные показатели проекта
республиканского бюджета и сопутствующие ему предложения, согласовывает их.
Важная роль в бюджетном процессе отводится Министерству финансов. Оно
разрабатывает прогнозные показатели государственного бюджета на предстоящий
трёхлетний период на основе параметров индикативного плана социально-
экономического развития страны, экономических и социальных программ
развития территории с учетом ежегодного послания Президента Республики
Казахстан к народу. Министерство финансов обобщает заявки администраторов
республиканских бюджетных программ*, с учетом предложений бюджетной
комиссии разрабатывает и
проект закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Министерство финансов доводит до акимов областей, городов Астаны и Алматы
согласованные показатели: поступления в их бюджеты, лимиты долга, объёмы
расходов на погашение и обслужи
ванне долга местных
Администраторы республиканских бюджетных программ в сроки,
устанавливаемые Правительством, вносят в Министерство финансов бюджетные
заявки, а акимы областей и городов Астаны и Алматы - вышеупомянутые
согласованные показатели их бюджетов.
Закон о республиканском бюджете должен содержать:
1. объемы доходов, полученных от официальных трансфертов, погашения
основного долга по ранее выданным кредитам, расходов, кредитования и
дефицита (профицита) бюджета;
2. минимальные размеры месячной заработной платы, пенсии и месячного
расчетного показателя;
3. размер резервов Правительства Республики Казахстан;
4. сумму выполнения обязательств по государственным гарантиям Республики
Казахстан;
5. лимит долга местных
исполнительных органов,
конец соответствующего финансового года:
6. перечень предельных расходов по функциональным группам,
администраторам
республиканских бюджетных
7. перечень республиканских и местных бюджетных программ, не подлежащих
секвестированию*;
8. особо важные бюджетные
программы, финансируемые из
разрезе областей и городов Астаны и Алматы с определением минимальной
суммы расходов. Проект
закона о республиканском
финансовый год представляется Правительством в Парламент Республики
Казахстан не позднее 15 сентября года, предшествующего планируемому.
Утверждение республиканского бюджета и внесение в него изменений и
дополнений происходит на совместном заседании палат, после процедур
последовательного рассмотрения проекта бюджета сначала в Мажилисе, а затем
- в Сенате. Республиканский бюджет утверждается на уровне республиканских
бюджетных программ на совместном заседании палат Парламента не менее чем в
двух чтениях и не позднее 15 декабря текущего года. В случае если Парламент
в этот срок не примет Закон о республиканском бюджете, Президент вправе
издать Указ «О республиканском финансовом плане на 1 квартал предстоящего
финансового года», который действует до утверждения Парламентом
республиканского бюджета.
Для разработки проектов местных бюджетов акимы образуют бюджетные
комиссии соответствующих
административно-
определяют задачи и порядок их работы. Комиссии рассматривают и
вырабатывают предложения о предоставлении на согласование основные
прогнозных показателей по их бюджетам: объёмов поступлений, лимитов долгов,
объемов расходов на погашение и обслуживание долгов местных органов власти
с учетом бюджетных заявок администраторов местных бюджетных программ.
Бюджетные комиссии формируют и представляют на одобрение акимов основные
прогнозные показатели проекта местного бюджета. Местные исполнительные
органы с учетом предложений бюджетных комиссий разрабатывают проекты
соответствующих местных бюджетов и до 1 сентября предоставляют прогнозы в
Министерство финансов.
Областные представительные органы утверждают стабильные нормативы
распределения доходов между областными бюджетами и бюджетами районов
(городов), долговременные размеры субвенций, передаваемых из областных
бюджетов и бюджеты районов (городов), и бюджетных изъятий, передаваемых из
бюджетов районов (городов) в областные бюджеты.
Акимы областей и городов Астаны и Алматы не позднее двухнедельною срока
после вступления и силу закона о республиканском бюджете уточняют ранее
составленные прогнозные объемы бюджета и вносят их на рассмотрение
маслихатов, которые в течение двух недель принимают решение об их
утверждении.
Акимы районов (городов) в
двухнедельный срок после
бюджета вносят проект бюджета на рассмотрение соответствующих маслихатов.
которые не позднее двухнедельного срока принимают решение об утверждении
бюджета.
Решение маслихата о местном бюджете должно содержать:
1. объемы доходов, полученных от официальных трансфертов, погашения
основного долга по ранее выданным из местного бюджета кредитам,
расходов, кредитования, дефицита (профицита) бюджета и
финансирования дефицита (использования профицита) бюджета;
2. нормативы распределения
доходов между областным
районов (городов)
на основе утвержденных
3. размеры резервов
и лимит долга области,
конец соответствующего финансовою года;
4. размеры местного государственного фонда охраны окружающей среды;
5. Предельные расходы по функциональным группам, администраторам
местных бюджетных программ и по программам;
6. перечень местных бюджетных программ, не подлежащих секвестированию.
До утверждения местных
бюджета первого квартала осуществляется в размере 25% от проекта годового
бюджета на соответствующий финансовый год.
Вмешательство Правительства Республики Казахстан, вышестоящих
государственных органов и местных исполнительных органов областей в процесс
разработки и исполнения нижестоящих бюджетов не допускается (за исключением
случаев, предусмотренных Законом «О бюджетной системе»).
Исполнение республиканского
бюджета обеспечивает
Казахстан. Государственные учреждения в пределах утвержденных
администраторами программ, смет производят расходы на основании разрешений,
выдаваемых Комитетом казначейства Министерства финансов Республики
Казахстан; оно вправе отзывать, приостанавливать финансирование в случае
использования выделенных средств на цели, не предусмотренные казначейскими
разрешениями.
Министерство финансов Республики Казахстан вправе размещать временно
свободные бюджетные деньги со счетов органов Казначейства во вклады
(депозиты) в Национальном банке Республики Казахстан в порядке,
определяемом Правительством.
Правительство Республики
вносить изменения в перечень государственных органов, реализующих
программы, в пределах сумм по программам, утвержденным Законом о
республиканском бюджете, и изменить источники покрытия дефицит
республиканского бюджета.
Местные исполнительные органы обеспечивают исполнение бюджетом
соответствующих административно-
целевое использование бюджетных средств. Ведение счетов местных бюджетов,
счетов государственных
переводные операции для них осуществляются органами Казначейства
Министерства финансов на основании финансовых разрешений, выдаваемых
местными исполнительными
финансирование в случае использования выделенных средств на цели, не
предусмотренные финансовыми разрешениями.
Если в ходе исполнения бюджета местными исполнительными органами
принимаются нормативные правовые акты, в соответствии с которыми
увеличиваются расходы либо уменьшаются доходы нижестоящих бюджетов, этим
бюджетам возмещаются средства из вышестоящих бюджетов. Нормативные правовые
акты Правительства и
которыми увеличиваются расходы бюджетов областей, городов Астаны и Алматы.
принимаются с установлением вступления их в силу не ранее следующею
финансовою года.
Свободные остатки бюджетных средств, полученные на начало финансового
года, не подлежат изъятию в вышестоящий бюджет. Они используются на
погашение основного долга местного исполнительного органа, погашение
кредиторской задолженности
финансирование местных
Применяется порядок изменения расходов бюджета, состоящий в следующем:
при превышении установленною уровня дефицита бюджета либо снижении
поступлений доходных источников в ходе его исполнения, Правительством
Республики Казахстан, а также местными исполнительными органами принимается
решение о сокращении расходов бюджета по каждой программе, но не более чем
на 10% от утвержденных сумм: а свыше 10% - путем внесения изменений в Закон
о республиканском бюджете и
в соответствующие решения
бюджетах.
Перечень программ, не подлежащих секвестированию, определяется
Парламентом Республики Казахстан и местными представительными органами в
законе и решениях о бюджетах на соответствующий год.
Операции республиканского и местных бюджетов отражаются на кассовой
основе через Единый Казначейский счет; при отражении расходов счет
дебетуется, доходов - кредитуется. Операции по поступлениям и налогам за
счет государственных внешних займов и грантов отражаются на основе месячных
отчетов по поступлениям и расходованию этих средств в национальной валюте
по курсу, установленному Национальным Банком на дату совершения операций.
Натуральные гранты в операции республиканского бюджета не включаются.
Для функции расходов, не обеспеченных финансированием в истекшем
финансовом году по утвержденным суммам, а также по зачислению в бюджеты
официальных трансфертов, установлен срок, в течение которою проводятся
заключительные операции, не включаемые в новый финансовый год - счетный
период, продолжительностью до 1 апреля текущего бюджетного года. Финансовый
год — бюджетно-учетный период, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31
декабря календарного года.
Годовой отчет об исполнении республиканского бюджета представляет
Правительство Республики Казахстан Парламенту и Счетному комитету по
контролю за исполнением республиканского бюджета не позднее 1 июля года,
следующего за отчетным. Министерство финансов представляет в Счетный
комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета месячные отчеты
Информация о работе Экономическая сущность и роль государственного бюджета