Экономическая сущность и роль государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:18, реферат

Краткое описание

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических
процессов, решения социальных, политических, производственных,
экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм.

Оглавление

Введение 3



Глава I. Экономическая сущность и роль государственного бюджета. 5


1.1 Государственный бюджет как экономическая категория 5


1.2 Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта
и национального дохода 10


1.3 Функции бюджета 13



Глава II. Проблемы сбалансированности и несбалансированности
государственного бюджета 14


2.1 Дефицит бюджета 15.
2.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и
бюджетной политики 16
2.3 Государственный долг 18
2.4 Избыток бюджета 19
2.5 Мультипликатор сбалансированного бюджета 20



Глава III. Современное состояние государственного бюджета Республики
Казахстан 22


3.1 Состав доходов и расходов государственного бюджета 22

3.2 Баланс бюджета и дефицит бюджета 25

3.3 Бюджетная система и бюджетное устройство 27


3.4 Бюджетный процесс 29

3.5 Пути совершенствования и развития государственного бюджета 33



Заключение 35

Список используемой литературы 36

Файлы: 1 файл

Экономическая сущность и роль государственного бюджета.docx

— 120.31 Кб (Скачать)

и, как кажется, наиболее очевидный  ответ  состоит  в  том,  что  равный  по

величине прирост и государственных  закупок  и  налогов  не  должен  оказать

какого-либо  влияния  на  уровень  доходов.  Однако  этот   вывод   является

ошибочным. Почему?

   Предположим, что объем  государственных закупок увеличивается  от  нуля  до

100 и на такую же  величину  возрастают  налоги.  Инвестиции  равны  250,  а

показатель MPC составляет 0,75.  Прирост  правительственных  расходов  почти

сразу вызывает увеличение совокупного  спроса на 100 единиц.  И  одновременно

прирост налогов сокращает величину  располагаемого  дохода  на  100  единиц.

Однако – и этот пункт является здесь ключевым  –  сокращение  располагаемого

дохода на 100 единиц уменьшает совокупный спрос только на 75 (0,75  *  100),

т.е. на величину равную произведению MRC и суммы  сокращения  располагаемого

дохода. Таким  образом,  спрос  на  товары  при  первоначальном  равновесном

уровне  доходов  вырос  на  100  единиц  (из-за  увеличения  государственных

закупок) и одновременно снизился на 75  (из-за  увеличения  налогов).  Итак,

при исходном уровне доходов равном 1000, совокупный спрос показывает  чистый

прирост в 25 единиц. Следовательно,  выпуск  продукции  увеличился.  И  этот

прирост равновесного выпуска продукции  равен  величине  мультипликатора  4,

помноженной на сумму прироста спроса при исходном уровне  выпуска  продукции

в 1000 единиц.

   На рисунке показано, как  влияние  со  стороны  возросших  государственных

расходов и сократившегося  уровня  потребления,  взятых  вместе,  перемещает

кривую АД вверх, в положение  АД1

   [pic]

 

   Государственные расходы  возрастают с нуля до 100, и одновременно  на  100

единиц увеличиваются налоги. Кривая АД перемещается  вверх  на  25  пунктов.

Новая  кривая  совокупного  спроса  АД1   пересекает   биссектрису   системы

координат в точке Е1. Это означает, что равновесный уровень доходов теперь

выше, чем он мог бы быть при полном отсутствии  государственных  расходов  и

налогообложения. Новый равновесный  уровень доходов равен  1100(1000  +4*25).

Наши рассуждения предполагают, что  величина  прироста  равновесного  уровня

доходов может быть вычислима с помощью стандартной формулы мультипликатора:

мультипликатор  –  прирост  расходов  при  исходном,  первоначальном  уровне

доходов.

   Данный пример является  хорошей иллюстрацией особого   варианта  фискальной

политики: фискального расширения сбалансированного бюджета, когда  и  налоги

и правительственные расходы увеличиваются  на  одинаковую  величину.  В  этом

случае   мы   получаем   знаменитый    эффект    действия    мультипликатора

сбалансированного бюджета.

   Мультипликатор  сбалансированного   бюджета  устанавливает,  что   прирост

правительственных расходов, сопровождаемый  равными по  величине  приростом

налогов – имеет своим результатом  увеличение выпуска продукции.

   Причина того, почему объем выпуска продукции увеличивается (вместо  того,

чтобы оставаться неизменным), состоит  в  том,  что  прирост  государственных

расходов приводит  к  незамедлительному  увеличению  совокупного  спроса  на

величину этого прироста, в то время как  прирост  налогов,  как  только  что

могли видеть  в  приведенном  примере,  сокращает  уровень  потребительского

спроса  на  гораздо  меньшую  величину.  Эти  два  эффекта  взятые   вместе,

действительно приводят к увеличению  совокупного  спроса  и,  следовательно,

являются причиной роста выпуска  продукции.

   При неизменном данном  уровне инвестицией результат  действия

мультипликатора сбалансированного  бюджета будет еще более специфичен. Как и

предполагалось в приведенном  выше примере, величина мультипликатора

сбалансированного бюджета в этом случае будет в точности равна 1. А это

означает, что объем выпуска  продукции будет увеличиваться  ровно на величину

прироста правительственных расходов.

    Глава III. Современное  состояние государственного бюджета  Республики

                                 Казахстан.

           3.1 Состав  доходов и расходов государственного  бюджета

 

  Функционирование бюджета,  связанное  с  формированием   и  использованием

централизованного   фонда   денежных   средств    государства,    происходит

посредством особых экономических  форм -  доходов  и  расходов  бюджета.  Они

выражают  отдельные  этапы   стоимостного   распределения.   Обе   категории

объективны,  как и сам бюджет,   и   имеют   специфическое   общественное

назначение:   доходы   обеспечивают   государство   необходимыми   денежными

средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в  соответствии  с

общегосударственными потребностями.

 

  Состав  и  структура   доходов   и   расходов   зависят   от   направлений

осуществления бюджетной и налоговой  политики государства,  осуществляемой  в

конкретных  социально-экономических  и  исторических  условиях.   При   этом

государство использует приемлемые в  определенных  условиях  формы  и  методы

формирования доходов и осуществления  расходов.

  Как правило, источником  доходов являются налоги или   платежи,  адекватные

им.  Состав  и  структура  доходов   государственного   бюджета   Республики

Казахстан   определяются   действующей   системой   налоговых   платежей   и

поступлениями неналоговых средств  относительно нестабильного характера.

  Структура  государственного  бюджета   строится   на   основе   бюджетной

классификации и включает семь частей:

  I. Доходы.

  II. Полученные официальные трансферты (гранты).

  III. Погашение кредитов, выданных  из бюджета.

  IV. Расходы.

  V. Кредитование.

  VI. Дефицита (профицита) бюджета.

  VII. Финансирование (дефицита (использование  профицита) бюджета).

  В спою очередь доходы  подразделяются на:

    . налоговые поступления;

    . неналоговые поступления;

    . доходы от операции  с капиталом.

  Эти три основные категории бюджетных  поступлений  дополняются  частью  (и

одновременно  категорией)  полученные  официальные   трансферты,   то   есть

средств, полученных как от нижестоящих  органов  государственного  управления

(текущие и капитальные), субвенции  и бюджетные изъятия, так и  средств  из-за

границы на безвозвратной основе (гранты).

  Категория погашение  кредитов,  выданных  из  бюджета  представляет  собой

поступления  денежных  средств  со  стороны  государственных   хозяйствующих

субъектов по бюджетным кредитам  (предоставленным  на  возвратной  основе  -

кредитования в предыдущие периоды (годы).

  Во второй части - расходы  отражаются расходы  по  основным  функциональным

группам: государственные  услуги  общего  характера;  оборона;  общественный

порядок   и   безопасность;   образование;    здравоохранение;    социальное

обеспечение и социальная помощь; жилищно-коммунальное  хозяйство;  культура;

спорт и информационное  пространство;  отрасли  экономики:  прочие  расходы;

обслуживание долга; официальные  трансферты нижестоящим бюджетам.

  Расходы   по   обслуживанию   государственного   долга   проводятся    по

функциональной группе – «обслуживание  долга»  с  выделением  государственных

учреждений  администраторов  бюджетных  программ   -   аппарата   акимов   и

Министерства финансов по подпрограммам - выплата вознаграждений  (интересов)

по займам и выплаты комиссионных за размещение займов.

  Средства, предназначенные для  кредитования других  экономических   единиц,

подлежащие в последующем возврату в бюджет в виде погашений, показываются  в

соответствующей части - кредитовании, являющейся  функциональной группой.

  Шестая часть - дефицит бюджета  - представляет собой отрицательную  разницу

между  поступлениями  и  расходами,  включая   кредитование:   положительная

разница между этими величинами означает профицит бюджета.

  Седьмая  часть  (и  одновременно  функциональная  группа)  финансирование

дефицита (использование профицита) бюджета отражает  расходы на  погашение

внутреннего  и  внешнего   государственного   долга.   Она   имеет   двойное

назначение:

  1) в случае дефицита - привлечение  средств из внутренних  источников  (от

Национального  банка,  коммерческих  банков,  реализации  ценных  бумаг,  по

зачету, остатки бюджетных средств  назначало  года,  обращаемые  на  покрытие

расходов) и от внешних займов;

  2) при профиците -  использование сверхплановых поступлений,  в первую

очередь  на  погашение  государственных  обязательств   или   дополнительное

финансирование первоочередных бюджетных  программ.

  Подробный  перечень  и   группировка  доходов  и   расходов   определяются

бюджетной классификацией. Бюджетная  классификация - это  систематизированная

группировка доходов и расходов бюджета по однородным  признакам,  заложенная

в основу всей бюджетной деятельности финансовых органов государства.

  Бюджетная классификация обеспечивает  тесную  связь  бюджета  с   планами,

прогнозами и программами экономического и социального развития  государства,

с финансовыми планами министерств  и  ведомств,  организаций  и  учреждений;

позволяет объединить индивидуальные  сметы  и  финансовые  планы  в  сводные

сметы и планы,  обеспечивает  увязку  между  сводными  планами  и  бюджетной

росписью.

  До  1996  г.  бюджетная   классификация  содержала   следующие  структурные

подразделения: раздел, параграф, статью, главу.

  Однако  применяемая  долгое  время   классификация   перестала   отвечать

современным  требованиям  прогнозирования,  учета   и   контроля   бюджетных

средств, а также осуществления  бюджетного процесса.

  Поэтому с 1996г. она заменена  на  новую,  соответствующую международным

стандартам.   Поступления   в    бюджет    классифицируются    по    четырем

подразделениям: категория, класс, подкласс, специфика.  Категории  включают:

налоговые  поступления;  доходы  от   операций   с   капиталом;   полученные

официальные трансферты;  погашение  кредитов,  выданных  из  бюджета;  общее

финансирование; движение остатков бюджетных  средств.

  Остальные  подразделения   характеризуют  доходы  в   порядке  все  большей

детализации доходных источников. Например, в  налоговых  поступлениях  класс

означает налоговую группу, подкласс – вид налога,  специфика  -  конкретного

плательщика или объекта налога.

  В расходах предусмотрена функциональная,  экономическая и ведомственная

классификации.

  Согласно функциональной классификации   расходы  подразделяются  на  пять

разделов: функциональная группа, подфункция,  государственное  учреждение  -

администратор  программ,  программа,   подпрограмма.   Сочетание   названных

уровней образует код функциональной классификации расходов.

  Функциональная  классификация   представляет  развернутую   характеристику

видов деятельности, мероприятий и  участников бюджетных отношений.

  Экономическая классификация  расходов  распределяет  их  по  экономическим

признакам  по  четырем  разделам:  категория,  класс,  подкласс,  специфики.

Категория включает: текущие  расходы,  капитальные  расходы,  предоставление

кредитов, финансирование. Класс, подкласс и специфика уточняют назначение  и

характер расходов, например, в  текущих расходах: расходы на товары и  услуги

- заработная  плата  рабочих   и  служащих  -  основная  заработная  плата  и

служащих.

  При   исполнении   бюджет   используется   сочетание   функциональной   и

экономической классификаций в  виде  перекрестной  классификации,  включающей

основные подразделения обеих  классификаций.

  Исполнение расходов и кредитование  бюджета по ведомственной классификации

означают  группировку  по  администраторам  бюджетных   программ,   например

Администрация  Президента  Республики  Казахстан,  хозяйственное  управление

Парламента, Канцелярия Премьер-министра, акимы областей и городов Алматы  и

Астаны,  министерства,  комитеты,  агентства,  другие  ведомства  и   службы

Республики Казахстан.

  Бюджетная   классификация   позволяет   всесторонне   четко   и   адресно

систематизировать   поступления   и   расходы   для    достижения    высокой

оперативности управления с применением  средств автоматизации.

  В  ряде  государств  применяется  практика  разделения  расходной   части

государственного бюджета на бюджет текущих расходов  и  бюджет  развития.  В

бюджет развития включаются ассигнования на финансирование  инвестиционной  и

инновационной  деятельности  и  другие  затраты,  связанные  с   расширенным

воспроизводством. В текущем бюджете  сконцентрированы  все  расходы,  которые

вытекают   из   действующих   норм   и   сложившегося   уровня    социальной

обеспеченности.  Он  полностью  сбалансирован  за  счет  прироста   денежных

накоплений и поступлений от населения, аккумулируемых в бюджете.  В  бюджете

Информация о работе Экономическая сущность и роль государственного бюджета