Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:18, реферат
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических
процессов, решения социальных, политических, производственных,
экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм.
Введение 3
Глава I. Экономическая сущность и роль государственного бюджета. 5
1.1 Государственный бюджет как экономическая категория 5
1.2 Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта
и национального дохода 10
1.3 Функции бюджета 13
Глава II. Проблемы сбалансированности и несбалансированности
государственного бюджета 14
2.1 Дефицит бюджета 15.
2.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и
бюджетной политики 16
2.3 Государственный долг 18
2.4 Избыток бюджета 19
2.5 Мультипликатор сбалансированного бюджета 20
Глава III. Современное состояние государственного бюджета Республики
Казахстан 22
3.1 Состав доходов и расходов государственного бюджета 22
3.2 Баланс бюджета и дефицит бюджета 25
3.3 Бюджетная система и бюджетное устройство 27
3.4 Бюджетный процесс 29
3.5 Пути совершенствования и развития государственного бюджета 33
Заключение 35
Список используемой литературы 36
и, как кажется, наиболее очевидный ответ состоит в том, что равный по
величине прирост и
какого-либо влияния на уровень доходов. Однако этот вывод является
ошибочным. Почему?
Предположим, что объем
государственных закупок
100 и на такую же величину возрастают налоги. Инвестиции равны 250, а
показатель MPC составляет 0,75. Прирост правительственных расходов почти
сразу вызывает увеличение совокупного спроса на 100 единиц. И одновременно
прирост налогов сокращает величину располагаемого дохода на 100 единиц.
Однако – и этот пункт является здесь ключевым – сокращение располагаемого
дохода на 100 единиц уменьшает совокупный спрос только на 75 (0,75 * 100),
т.е. на величину равную произведению MRC и суммы сокращения располагаемого
дохода. Таким образом, спрос на товары при первоначальном равновесном
уровне доходов вырос на 100 единиц (из-за увеличения государственных
закупок) и одновременно снизился на 75 (из-за увеличения налогов). Итак,
при исходном уровне доходов равном 1000, совокупный спрос показывает чистый
прирост в 25 единиц. Следовательно, выпуск продукции увеличился. И этот
прирост равновесного выпуска продукции равен величине мультипликатора 4,
помноженной на сумму прироста спроса при исходном уровне выпуска продукции
в 1000 единиц.
На рисунке показано, как влияние со стороны возросших государственных
расходов и сократившегося уровня потребления, взятых вместе, перемещает
кривую АД вверх, в положение АД1
[pic]
Государственные расходы возрастают с нуля до 100, и одновременно на 100
единиц увеличиваются налоги. Кривая АД перемещается вверх на 25 пунктов.
Новая кривая совокупного спроса АД1 пересекает биссектрису системы
координат в точке Е1. Это означает, что равновесный уровень доходов теперь
выше, чем он мог бы быть при полном отсутствии государственных расходов и
налогообложения. Новый равновесный уровень доходов равен 1100(1000 +4*25).
Наши рассуждения предполагают, что величина прироста равновесного уровня
доходов может быть вычислима с помощью стандартной формулы мультипликатора:
мультипликатор – прирост расходов при исходном, первоначальном уровне
доходов.
Данный пример является хорошей иллюстрацией особого варианта фискальной
политики: фискального расширения сбалансированного бюджета, когда и налоги
и правительственные расходы
случае мы получаем знаменитый эффект действия мультипликатора
сбалансированного бюджета.
Мультипликатор сбалансированного бюджета устанавливает, что прирост
правительственных расходов, сопровождаемый равными по величине приростом
налогов – имеет своим результатом увеличение выпуска продукции.
Причина того, почему объем выпуска продукции увеличивается (вместо того,
чтобы оставаться неизменным), состоит в том, что прирост государственных
расходов приводит к незамедлительному увеличению совокупного спроса на
величину этого прироста, в то время как прирост налогов, как только что
могли видеть в приведенном примере, сокращает уровень потребительского
спроса на гораздо меньшую величину. Эти два эффекта взятые вместе,
действительно приводят к увеличению совокупного спроса и, следовательно,
являются причиной роста выпуска продукции.
При неизменном данном уровне инвестицией результат действия
мультипликатора сбалансированного
бюджета будет еще более
предполагалось в приведенном выше примере, величина мультипликатора
сбалансированного бюджета в этом случае будет в точности равна 1. А это
означает, что объем выпуска продукции будет увеличиваться ровно на величину
прироста правительственных
Глава III. Современное
состояние государственного
3.1 Состав
доходов и расходов
Функционирование бюджета, связанное с формированием и использованием
централизованного фонда денежных средств государства, происходит
посредством особых экономических форм - доходов и расходов бюджета. Они
выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории
объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное
назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными
средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с
общегосударственными
Состав и структура доходов и расходов зависят от направлений
осуществления бюджетной и налоговой политики государства, осуществляемой в
конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом
государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы
формирования доходов и
Как правило, источником доходов являются налоги или платежи, адекватные
им. Состав и структура доходов государственного бюджета Республики
Казахстан определяются действующей системой налоговых платежей и
поступлениями неналоговых средств относительно нестабильного характера.
Структура государственного бюджета строится на основе бюджетной
классификации и включает семь частей:
I. Доходы.
II. Полученные официальные
III. Погашение кредитов, выданных из бюджета.
IV. Расходы.
V. Кредитование.
VI. Дефицита (профицита) бюджета.
VII. Финансирование (дефицита (использование профицита) бюджета).
В спою очередь доходы подразделяются на:
. налоговые поступления;
. неналоговые поступления;
. доходы от операции с капиталом.
Эти три основные категории бюджетных поступлений дополняются частью (и
одновременно категорией) полученные официальные трансферты, то есть
средств, полученных как от нижестоящих органов государственного управления
(текущие и капитальные), субвенции и бюджетные изъятия, так и средств из-за
границы на безвозвратной основе (гранты).
Категория погашение кредитов,
поступления денежных средств со стороны государственных хозяйствующих
субъектов по бюджетным кредитам (предоставленным на возвратной основе -
кредитования в предыдущие периоды (годы).
Во второй части - расходы отражаются расходы по основным функциональным
группам: государственные услуги общего характера; оборона; общественный
порядок и безопасность; образование; здравоохранение; социальное
обеспечение и социальная помощь; жилищно-коммунальное хозяйство; культура;
спорт и информационное пространство; отрасли экономики: прочие расходы;
обслуживание долга; официальные трансферты нижестоящим бюджетам.
Расходы по обслуживанию государственного долга проводятся по
функциональной группе – «обслуживание долга» с выделением государственных
учреждений администраторов бюджетных программ - аппарата акимов и
Министерства финансов по подпрограммам - выплата вознаграждений (интересов)
по займам и выплаты комиссионных за размещение займов.
Средства, предназначенные для кредитования других экономических единиц,
подлежащие в последующем
соответствующей части - кредитовании, являющейся функциональной группой.
Шестая часть - дефицит бюджета
- представляет собой
между поступлениями и расходами, включая кредитование: положительная
разница между этими величинами означает профицит бюджета.
Седьмая часть (и одновременно функциональная группа) финансирование
дефицита (использование профицита) бюджета отражает расходы на погашение
внутреннего и внешнего государственного долга. Она имеет двойное
назначение:
1) в случае дефицита - привлечение средств из внутренних источников (от
Национального банка, коммерческих банков, реализации ценных бумаг, по
зачету, остатки бюджетных средств назначало года, обращаемые на покрытие
расходов) и от внешних займов;
2) при профиците - использование сверхплановых поступлений, в первую
очередь на погашение государственных обязательств или дополнительное
финансирование первоочередных бюджетных программ.
Подробный перечень и группировка доходов и расходов определяются
бюджетной классификацией. Бюджетная классификация - это систематизированная
группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, заложенная
в основу всей бюджетной деятельности финансовых органов государства.
Бюджетная классификация
прогнозами и программами
с финансовыми планами
позволяет объединить индивидуальные сметы и финансовые планы в сводные
сметы и планы, обеспечивает увязку между сводными планами и бюджетной
росписью.
До 1996 г. бюджетная классификация содержала следующие структурные
подразделения: раздел, параграф, статью, главу.
Однако применяемая долгое время классификация перестала отвечать
современным требованиям прогнозирования, учета и контроля бюджетных
средств, а также осуществления бюджетного процесса.
Поэтому с 1996г. она заменена на новую, соответствующую международным
стандартам. Поступления в бюджет классифицируются по четырем
подразделениям: категория, класс, подкласс, специфика. Категории включают:
налоговые поступления; доходы от операций с капиталом; полученные
официальные трансферты; погашение кредитов, выданных из бюджета; общее
финансирование; движение остатков бюджетных средств.
Остальные подразделения характеризуют доходы в порядке все большей
детализации доходных источников. Например, в налоговых поступлениях класс
означает налоговую группу, подкласс – вид налога, специфика - конкретного
плательщика или объекта налога.
В расходах предусмотрена функциональная, экономическая и ведомственная
классификации.
Согласно функциональной
разделов: функциональная группа, подфункция, государственное учреждение -
администратор программ, программа, подпрограмма. Сочетание названных
уровней образует код функциональной классификации расходов.
Функциональная классификация представляет развернутую характеристику
видов деятельности, мероприятий и участников бюджетных отношений.
Экономическая классификация расходов распределяет их по экономическим
признакам по четырем разделам: категория, класс, подкласс, специфики.
Категория включает: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление
кредитов, финансирование. Класс, подкласс и специфика уточняют назначение и
характер расходов, например, в текущих расходах: расходы на товары и услуги
- заработная плата рабочих и служащих - основная заработная плата и
служащих.
При исполнении бюджет используется сочетание функциональной и
экономической классификаций в виде перекрестной классификации, включающей
основные подразделения обеих классификаций.
Исполнение расходов и
означают группировку по администраторам бюджетных программ, например
Администрация Президента Республики Казахстан, хозяйственное управление
Парламента, Канцелярия Премьер-министра, акимы областей и городов Алматы и
Астаны, министерства, комитеты, агентства, другие ведомства и службы
Республики Казахстан.
Бюджетная классификация позволяет всесторонне четко и адресно
систематизировать поступления и расходы для достижения высокой
оперативности управления с применением средств автоматизации.
В ряде государств применяется практика разделения расходной части
государственного бюджета на бюджет текущих расходов и бюджет развития. В
бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и
инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным
воспроизводством. В текущем бюджете сконцентрированы все расходы, которые
вытекают из действующих норм и сложившегося уровня социальной
обеспеченности. Он полностью сбалансирован за счет прироста денежных
накоплений и поступлений от населения, аккумулируемых в бюджете. В бюджете
Информация о работе Экономическая сущность и роль государственного бюджета