Формирование и использование финансовых ресурсов в здравоохранении

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть и проанализировать финансовые ресурсы учреждения здравоохранения, источники их формирования и направления более эффективного использования.
Данная цель будет достигнута решением следующих задач:
- рассмотреть понятие, источники и механизмы формирования финансовых ресурсов медицинских учреждений на федеральном и региональном уровнях;
- проанализировать финансовое состояние бюджета в области здравоохранения, определить проблемы финансирования и пути их решения.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 261.48 Кб (Скачать)

 

Продолжение таблицы 2.4

Субсидии на выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медсестрам «Скорой медицинской помощи»

10 781,1

11 088,4

11 088,4

Денежные выплаты врачам общей практики, участковым терапевтам, педиатрам, медицинским сестрам  соответствующих врачей

23 262,9

23 262,9

23 262,9

Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан

4 000,0

4 000,0

4 000,0

Совершенствование организации  медицинской помощи пострадавшим при  дорожно-транспортных происшествиях

2 550,6

2 402,3

2 402,3

Совершенствование организации  медицинской помощи больным сердечнососудистыми  заболеваниями

3 127,1

3 134,2

3 439,2


 

По данным таблицы можно  сделать вывод о том, что затраты  на национальный проект «Здоровье» увеличивались  с каждым годом . Основные затраты составляют высокотехнологичные виды медицинской помощи на 2010 и 2011 годы 31578,9 тыс. руб., а так же денежные выплаты врачам на 2010 и 2011 годы 301,5 тыс. руб..

В структуре бюджета здравоохранения  также намечены расходы, связанные  с проведением текущих и планируемых  целевых программ здравоохранения Российской Федерации (таблица 2.5).

Таблица 2.5 – Финансирование федеральных целевых программ в области здравоохранения, млн. руб.

 Наименование программ, подпрограмм 

2009 год 

2010 год 

2011 год

Программа «Дети России» на 2007-2010 годы

2532,6

2540,4

-

в том числе:

подпрограмма «Здоровое  поколение»

698,1

998,1

-

Программа «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы»

в том числе:

6418,3

12018,6

12637


Продолжение таблицы 2.5

подпрограмма «Сахарный  диабет»

375,8

408,5

434,0

подпрограмма «Туберкулез»

2553,3

3617,6

4138,1

подпрограмма «Вакцинопрофилактика»

415,4

953,1

953,2

подпрограмма «ВИЧ-инфекция»

426,5

1891,0

1812,7

подпрограмма «Онкология»

1361,0

2422,8

2433,3

подпрограмма «Инфекции, передаваемые половым путем»

258,7

444,9

470,1

подпрограмма «Вирусные  гепатиты»

489,8

603,8

636,9

подпрограмма «Психические расстройства»

478,3

1613,0

1690,7

подпрограмма «Артериальная  гипертония»

59,4

63,9

68,9


 

Из вышеприведенной таблицы  следует, что государство выделило приоритетные направления финансирования федеральных целевых программ в  области здравоохранения. Данные программы  разбиваются на подпрограммы для  более точного направления денежных средств. Так же это позволяет  наглядно рассматривать результаты именно по отдельным направлениям программ, а не в целом. По данным таблицы  видно, что наибольшее финансирование идет на подпрограммы «Туберкулез», «Онкология», «Технические расстройства», т.е в этих областях медицины существуют проблемы, на решение которых и направлено данное финансирование.

По итогам 2011 г. в рамках модернизации регионального здравоохранения было сделано следующее:

- в 1746 медучреждениях был проведен капитальный ремонт;

- закуплено 89,99 тыс. ед. медицинского оборудования;

- открыты 223 офиса врачей общей практики, 163 врачебных амбулаторий, 75 фельдшерско-акушерских пунктов;

- организованы 4028 домовых хозяйств первой помощи в малонаселенных пунктах с численностью населения до 100 человек;

- 1 млн. 123,6 тыс. 14-летних подростков прошли диспансеризацию.

Завершено строительство 14 медицинских учреждения для детей, в 549 проведен капитальный ремонт. В медицинские учреждения для детей закуплено и поставлено 19 316 ед. медоборудования. Открыто 1114 реанимационных коек для недоношенных и новорожденных, 1406 коек II этапа выхаживания для недоношенных.

С начала реализации программ модернизации благодаря внедрению  в регионах стандартов оказания медицинской  помощи, начался рост зарплат медицинского персонала. По итогам 2011 г. средняя заработная плата врачей в муниципальных ЛПУ и ЛПУ регионов составила 28 тыс. руб., что на 16% больше, чем в 2010 г. средняя заработная плата средних медработников в муниципальных ЛПУ и ЛПУ регионов составила 15, 5 тыс. руб., это на 14,7% больше, чем в 2010 г.

В IV квартале 2011 года регионы  приступили к осуществлению направления  информатизации здравоохранения. В  соответствии с разработанной Миинздравсоцразвития России Концепцией создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения информатизация позволит достичь трёх целей:

1) Повышение информированности населения РФ о медицинских услугах;

2) Повышение качества медицинской помощи и медицинских услуг, благодаря использованию информационных технологий, специализированного оборудования под управлением компьютерных информационных систем, а также за счёт возможности контроля предоставления медицинских услуг;

3) Повышение прозрачности финансирования здравоохранения в соответствии с переходом на одноканальное финансирование.

Законодательно единые федеральные  стандарты будут введены в 2013 году. Однако в регионах, в рамках процесса модернизации, уже начался  процесс перехода на единые стандарты. На 2011 год были внедрены 89 стандартов медицинской помощи в 3178 медучреждениях.

Всего планируется внедрение 1190 федеральных стандартов. Они разрабатываются  специалистами с учётом достижений современного мирового здравоохранения. При определении экономической  стороны стандартов учитываются  мероприятия, заложенные в программу  модернизации здравоохранения. То есть после закупки и установки  необходимого оборудования, внедрения  порядков оказания медицинской помощи, подготовки медицинских кадров, стоимость  лечения должна увеличиться пропорционально проводимым мероприятиям.

Так, рассчитанная стоимость  федерального стандарта по инфаркту миокарда на 2011 год составила 46 512,03 рубля, а на 2012 год - 63 567,6 рублей. Увеличение стоимости стандарта приведет к  изменению объемов финансирования по статьям расходов, особенно в  части медикаментов и заработной платы. По тому же федеральному стандарту  оказания помощи при инфаркте миокарда заработная плата медицинского персонала  на 2011 год составила 17 466,7 рублей, а  на 2012 год - 23 933,74 рублей, медикаменты  и расходные материалы - 24 188,7 рублей и 35 786,5 рублей, соответственно. Некоторые  проекты стандартов для публичного обсуждения уже начали публиковаться на сайте Министерства.

На территории Республики Северная Осетия-Алания в 2011 году действовало 43 республиканские целевые программы, направленные на решение проблемных вопросов социально – экономического развития (3% было направлено на здравоохранение).

В соответствии с Республиканской  целевой программой «Вакцинопрофилактика»  на 2007-2011 годы на приобретение вакцин против сибирской язвы, туляримии и лептоспироза из республиканского бюджета выделено 99,9 тыс. рублей (18,5% годового лимита) и местных бюджетов – 402,5 тыс. рублей (57,5% годового лимита).

По Республиканской целевой  программе «ВИЧ-инфекция» на 2008-2012 годы на приобретение реактивов для  ГУЗ «Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными  заболеваниями» из республиканского бюджета  выделено 107,3 тыс. рублей (10,7% годового лимита), местных бюджетов – 609,2 тыс. рублей (100% годового лимита).

В рамках Республиканской  целевой программы «Развитие  и совершенствование службы медицины катастроф Республики Северная Осетия – Алания» на 2009-2012 годы на приобретение оргтехники для ГУЗ «Территориальный центр медицины катастроф» из республиканского бюджета выделено 1342,1 тыс. рублей или 44,7% годового лимита.

По Республиканской целевой  программе «Здоровое поколение» на 2007-2011 годы на приобретение медикаментов за отчетный период из республиканского бюджета выделено 187,8 тыс. рублей (10% годового лимита).

В соответствии с Республиканской  целевой программой «Развитие психиатрической  помощи в Республике Северная Осетия-Алания на 2007-2011 годы» в рамках Республиканской адресной инвестиционной программы в 2011 году на реконструкцию 2-го корпуса Республиканской психиатрической больницы в г. Владикавказе выделено 10 000 тыс. рублей (100% годового лимита).

В рамках Республиканской  целевой программы «Пожарная  безопасность учреждений здравоохранения» на 2009-2011 годы для установки пожарной сигнализации в ГУЗ «Республиканский центр СПИД» и ГУ «Автобаза  МЗ РСО-Алания» из республиканского бюджета в 2011 году выделено 756,8 тыс. рублей (100% годового лимита).

В соответствии с Республиканской  целевой программой «Сахарный диабет» (2007-2011 годы) на приобретение медикаментов из республиканского бюджета выделено 1668,4 тыс. рублей (83,4% годового лимита).

В 2012 году расходы на здравоохранение  вырастут по всем источникам, включая  федеральный и региональные бюджеты, а также средства Федерального фонда ОМС. С января 2012 года вступил в силу закон о страховании в регионах неработающего населения и введении за них фиксированного платежа в систему ОМС. За счет этой меры только в 2012 году система финансирования получит увеличение бюджета на 40 млрд. руб. Эти средства будут направлены на обеспечение тарифа оказания бесплатной медицинской помощи, и, как следствие, увеличения заработной платы, финансового обеспечения расходных материалов и питания.

С 2013 года в среднем на 30% будут увеличены зарплаты медицинских  работников. Средства, полученные от повышения  на 2% тарифа страховых взносов в  фонд обязательного медицинского страхования (около 230 млрд. руб. ежегодно), с 2013 года будут направлены на обеспечение  стандартов медицинской помощи, включая  зарплату медперсонала, лекарства, питание пациентов.

С этого времени начнется выравнивание качества оказания медицинской  помощи в регионах. Это необходимо, чтобы все граждане имели одинаковые гарантии получения медицинской  помощи и ее качества. Обеспечение  качества медпомощи произойдет за счет внедрения с 2013 года единых для всей России стандартов медицинской помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Здоровье нации как  одна из важнейших сфер, определяющих качество жизни граждан, вошло в  число приоритетных направлений  социально-экономической политики российского Правительства.

В современных условиях финансирование отечественного здравоохранения требует  тщательного переосмысления с позиции  дополнительного привлечения финансовых средств и их эффективного использования. Неофициальные соплатежи населения не могут рассматриваться как жизнеспособное решение данной проблемы. Сегодня необходим переход на экономические методы управления медицинскими организациями с целью вывода значительной доли финансирования медицинских организаций из «тени».

В современных условиях существует целый ряд проблем финансирования учреждений здравоохранения, основной из которых является проблема недостаточности  финансирования за счет средств бюджета, перекликающаяся с отсутствием  четкого разграничения расходов между отдельными источниками и  с бюджетным финансированием  по остаточному принципу. И ряд  других менее значительных проблем, которые в основном прорисовываются  в отдельных учреждениях. Так, в  Республике Северная Осетия-Алания отсутствует финансирование по отдельным статьям, что отрицательно влияет на отрасль здравоохранения в регионе.

Одноканальное финансирование здравоохранения в данном случае представляет собой такую систему  финансирования отрасли, когда ресурсы  поступают в нее преимущественно  по одному каналу, роль которого выполняет  система обязательного медицинского страхования.

Одномоментный переход к одноканальному финансированию не способен в полной мере решить проблему дефицита средств в бюджетных учреждениях здравоохранения. Одноканальное финансирование не предполагает наличие единственного источника средств. Чтобы обеспечить оптимальный уровень финансирования здравоохранения нужно сочетать различные источники оплаты оказываемой медицинской помощи, в том числе развивать систему ДМС и использовать средства, получаемые от предпринимательской деятельности.

Информация о работе Формирование и использование финансовых ресурсов в здравоохранении