Формирование и использование финансовых ресурсов в здравоохранении

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть и проанализировать финансовые ресурсы учреждения здравоохранения, источники их формирования и направления более эффективного использования.
Данная цель будет достигнута решением следующих задач:
- рассмотреть понятие, источники и механизмы формирования финансовых ресурсов медицинских учреждений на федеральном и региональном уровнях;
- проанализировать финансовое состояние бюджета в области здравоохранения, определить проблемы финансирования и пути их решения.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 261.48 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Здравоохранение – это наука, изучающая закономерности общественного здоровья, факторы, его формирующие, закономерности общественного здравоохранения и разрабатывающая оптимальные организационные формы охраны здоровья населения. Перед здравоохранением поставлены задачи, которые требуют поэтапного решения:

  1. изучение закономерностей, определяющих зависимость здоровья населения и здравоохранения от общественных условий;
  2. обоснование теоретических и организационных основ охраны здоровья населения как системы, освещение его исторического развития;
  3. разработка системы практических мероприятий по охране и управлению здоровьем населения;
  4. исследование экономических проблем здравоохранения.

Здравоохранение, являясь  сложной социально-экономической  системой и специфической отраслью народного хозяйства, призвано обеспечить реализацию важнейшего социального  принципа – сохранение и улучшение  здоровья граждан, оказания им высококвалифицированной, специализированной лечебно-профилактической помощи.

В меняющихся условиях жизни  общества, функционирования отрасли  здравоохранения возникают совершенно новые принципы, подходы и формы  деятельности, взаимодействия специалистов занятых в охране здоровья населения. Повышаются требования к уровню их знании, возникает потребность овладения новыми знаниями о факторах, формирующих здоровье населения, о хозяйственной деятельности в рамках здравоохранения, о современных подходах и стилях руководства коллективом и собственной производственной деятельностью.

Финансовые ресурсы учреждений здравоохранения – это совокупность денежных средств, находящихся в оперативном управлении данного учреждения. Они являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования. Для финансирования учреждений здравоохранения используются следующие источники: бюджет (федеральный и территориальный); фонды обязательного медицинского страхования; денежные средства, полученные от выполнения работ (услуг), проведения мероприятий на платной основе; доходы от предпринимательской и иных видов деятельности; добровольные взносы; другие денежные поступления.

Цель данной работы –  рассмотреть и проанализировать финансовые ресурсы учреждения здравоохранения, источники их формирования и направления  более эффективного использования.

Данная цель будет достигнута решением следующих задач:

- рассмотреть понятие,  источники и механизмы формирования  финансовых ресурсов медицинских  учреждений на федеральном и  региональном уровнях;

- проанализировать финансовое  состояние бюджета в области  здравоохранения, определить проблемы  финансирования и пути их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

1.1 Здравоохранение как отрасль непроизводственной сферы: сущность, модели развития

 

Система здравоохранения  становится органическим элементом  обобществленного экономического пространства. Одновременно здравоохранение становится отраслью, которая потребляет огромное количество материальных и трудовых ресурсов. Причем объемы потребления  этих ресурсов увеличиваются достаточно высокими темпами.

В обществе, с одной стороны, значительно возрастают объемы оказываемых  населению медико-профилактических услуг, с другой, – усиливается роль и значение системы здравоохранения как крупной отрасли экономического пространства, имеющей множественные связи и отношения в общей производственно-социальной структуре государства.

Сегодня более 30 отраслей общественного  хозяйства прямо или косвенно связаны со сферой здравоохранения. Это, к примеру, медицинская промышленность, капитальное строительство, фармацевтическая промышленность, приборостроение, специальные отрасли текстильной, пищевой промышленности, машиностроение, транспорт и другие [10].

Цель экономики здравоохранения  – изучение экономических отношений, хозяйственных (производственных) контактов, складывающихся между людьми в процессе обеспечения медицинской деятельности.


Объектом исследований экономики  здравоохранения являются экономические  отношения в сфере здравоохранения.

Экономика здравоохранения, использует следующие методы, для  анализа экономических взаимоотношений  в здравоохранении:

- математически-статистический метод, позволяющий оценить количественную и качественную связь между медико-диагностическими и профилактическими процессами;

- балансовый метод, обеспечивающий оптимальное соотношение между лечебными, диагностическими и реабилитационными процессами;

- экспериментальный метод, позволяющий отработать наиболее эффективные меры по улучшению качества здоровья населения и хозяйствования органов и учреждений здравоохранения.

Экономика здравоохранения  тесно связана с экономикой страны в целом. Существует тесная взаимосвязь здравоохранения со всеми отраслями народного хозяйства. Это взаимодействие, прежде всего, касается:

- влияния здоровья населения и здравоохранения на развитие народного хозяйства в целом и отдельных его отраслей;

- влияния экономики отдельных отраслей на здоровье населения.

Здравоохранение влияет на развитие экономики народного хозяйства через сохранение здоровья населения (снижение смертности, особенно в трудоспособном возрасте, младенческой и повозрастной смертности детей, заболеваемости и инвалидности, увеличение средней продолжительности жизни) [7].

Целесообразно выделять три  основных организационно-экономических  варианта формирования национальных систем охраны здоровья: частное здравоохранение (система, основанная на добровольном (частном) медицинском страховании  или непосредственной оплате медицинской  помощи), государственная (бюджетная) модель и модель здравоохранения, основанная на социальном (обязательном) медицинском страховании.

Первая модель – платная  медицина, основанная на рыночных принципах  с использованием частного медицинского страхования.

Для неё характерно предоставление медицинской помощи преимущественно  на платной основе, за счет самого потребителя  медицинских услуг, отсутствие единой системы государственного медицинского страхования. Главным инструментом удовлетворения потребностей в медицинских услугах является рынок медицинских услуг. Ту часть потребностей, которая не удовлетворяется рынком (малообеспеченные слои населения, пенсионеры, безработные) берет на себя государство путем разработки и финансирования общественных программ медицинской помощи. Таким образом, масштабы государственного сектора малы. Наиболее ярко данная модель представлена здравоохранением США, где основа организации здравоохранения – частный рынок медицинских услуг, дополняемый государственными программами медицинского обслуживания бедных «Medicade» и пенсионеров «Medicare». Такую модель обычно называют платной, рыночной, американской, иногда - системой частного страхования[9].

Вторая модель – государственная  медицина с бюджетной системой финансирования, характеризуется значительной (исключительной) ролью государства. Все медицинские услуги оказываются государственным сектором, финансирование которого осуществляется главным образом из госбюджета, за счет налогов с предприятий и населения. Население страны получает медицинскую помощь бесплатно (за исключением небольшого набора медицинских услуг). Таким образом, государство является главным покупателем и поставщиком медицинской помощи, обеспечивая удовлетворение большей части общественной потребности в услугах здравоохранения. Рынку здесь отведена второстепенная роль, как правило, под контролем государства. Государство является главным гарантом защиты доходов медицинских работников от инфляции (минимальная заработная плата, пенсионное обеспечение, отпуска и т.д.) [11].

Функционирование государственно-бюджетной системы здравоохранения имеет ряд положительных сторон, поскольку такая система обеспечивает высокую степень социальной защищенности граждан путем установления гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи, проведения строгого государственного контроля за условиями оказания медицинской помощи. Другими преимуществами этой системы является ее высокая эффективность при воздействии на заболеваемость особо опасными инфекционными заболеваниями, а также в условиях чрезвычайных ситуаций.

Государственная система  здравоохранения в значительной степени представлена в таких  странах, как Великобритания, Италия, Куба, Россия и других.

Третью модель (система  здравоохранения, основанная на принципах  социального страхования и регулирования  рынка с многоканальной системой финансирования) определяют как социально-страховую или систему регулируемого страхования здоровья. Данная модель здравоохранения опирается на принципы смешанной экономики, сочетая в себе рынок медицинских услуг с развитой системой государственного регулирования и социальных гарантий, доступности медицинской помощи для всех слоев населения. Она характеризуется в первую очередь наличием обязательного медицинского страхования всего или почти всего населения страны при определенном участии государства в финансировании страховых фондов. Государство здесь играет роль гаранта в удовлетворении общественно необходимых потребностей всех или большинства граждан в медицинской помощи независимо от уровня доходов, не нарушая рыночных принципов оплаты медицинских услуг. Многоканальная система финансирования (из прибыли страховых организаций, отчислений от зарплаты, государственного бюджета) создает необходимую гибкость и устойчивость финансовой базы социально-страховой медицины и механизма социальной защиты ее работников[1].

Такая модель типична для  большинства экономически развитых стран. Наиболее ярко она представляется здравоохранением Франции, Нидерландов, Австрии, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Канады и Японии.

В третью модель включены признаки и государственной, и рыночной моделей. В зависимости от того, какие параметры  преобладают, социально-страховая модель может быть ближе либо к государственной, либо к рыночной. Поэтому масштабы государственного сектора в странах, использующих данную модель, значительно различаются. Например, социально-страховые модели систем здравоохранения стран Скандинавии и Канады имеют много общего с государственной моделью, и в них государственному сектору отводится важная роль.

В таблице 1.1 приведены расходы на здравоохранение для различных стран. По рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) финансирование медицины должно быть не менее 5 % от ВВП.

Таблица 1.1 – Доля расходов ВВП на здравоохранение

Страна

% от ВВП

США

13,4

Германия

10,9

Франция

10,5

Бельгия

10,1

Греция

10

Великобритания

8,3

Венгрия

8,3

Испания

8,1

Япония

5,9

Россия

3,1


 

Описанные ранее модели организации  здравоохранения по-разному учитывают  специфику медицинской услуги как  товара. И этот фактор является не менее  важным, чем роль государства, для  выделения различных типов организации  системы здравоохранения, более  того именно он и определяет масштабы государственного сектора в каждой модели.

В мировой практике главной формой прямой оплаты медицинских услуг из личных средств являются формальные соплатежи населения, то есть установленная законом оплата части стоимости посещения врача, госпитализации. Основная часть затрат покрывается из государственных средств, а пациент доплачивает определенную сумму. Иными словами, соплатеж – это форма соучастия государства и населения в покрытии расходов на медицинскую помощь. Необходимо отметить высокую медико-экономическая результативность этой системы финансирования.

В последние 10-15 лет во многих странах Восточной Европы отмечается повышенный интерес к соплатежам как форме привлечения дополнительных средств в сферу здравоохранения. Некоторые страны уже ввели соплатежи (Эстония, Венгрия, Польша, Болгария, Кыргызстан и прочие), другие рассматривают такую возможность (Таджикистан, Армения). В России этот вопрос обсуждается в контексте задачи формирования новой системы государственных гарантий медицинской помощи [9].

Переход от одной модели к другой требует изменения как  ключевых факторов, определяющих специфику  каждой модели, так и соответствующих  методов управления, взаимодействия с пациентами и населением, с общественным мнением, с производителями лекарств и медицинского оборудования.

Информация о работе Формирование и использование финансовых ресурсов в здравоохранении