Формирование и использование финансовых ресурсов в здравоохранении

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть и проанализировать финансовые ресурсы учреждения здравоохранения, источники их формирования и направления более эффективного использования.
Данная цель будет достигнута решением следующих задач:
- рассмотреть понятие, источники и механизмы формирования финансовых ресурсов медицинских учреждений на федеральном и региональном уровнях;
- проанализировать финансовое состояние бюджета в области здравоохранения, определить проблемы финансирования и пути их решения.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 261.48 Кб (Скачать)

- во-вторых, преимущественно  одноканальное финансирование здравоохранения  позволяет оптимизировать организацию  медицинской помощи и развивать  приоритетные направления: совершенствовать  амбулаторно-поликлиническую помощь, оказание медицинской помощи  по принципу врача общей практики, внедрять и расширять стационарозамещающие технологии, сокращать дорогостоящую стационарную базу.

Таким образом, внедрение  преимущественно одноканальной  системы финансирования приводит к  включению механизма экономической  заинтересованности в расширении ресурсосберегающих технологий и рациональном использовании  имеющихся финансовых средств в самом хозяйствующем субъекте. Перевод учреждений здравоохранения субъекта Российской Федерации на преимущественно одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования позволит:

- исключить неэффективное использование финансовых средств и ресурсов;

- внедрить механизм финансирования лечебных учреждений за объемы оказанной медицинской помощи с учетом конечных результатов и избавиться от порочной системы содержания учреждений вне зависимости от объемов и качества оказанной медицинской помощи. В свою очередь внедрение принципа «деньги идут за пациентом» подтолкнет лечебные учреждения к повышению качества медицинской помощи, внедрению современных эффективных технологий диагностики и лечения заболеваний, повышению структурной эффективности здравоохранения путем реструктуризации подразделений и учреждений здравоохранения для расширения востребованных объемов медицинской помощи и прочее;

- наделить главного врача учреждения здравоохранения правами единственного распорядителя финансовых средств и самостоятельного принятия управленческих решений в учреждении.

Переход к преимущественно  одноканальной форме мобилизации  финансовых средств для здравоохранения предполагает уменьшение доли средств, направляемых из бюджета на непосредственное финансирование ЛПУ. Основные средства на финансирование ЛПУ в этом случае должны поступать в медицинские учреждения из системы ОМС. В распоряжении органов здравоохранения остаются средства на управление здравоохранением, целевые программы и капитальные вложения. Кроме того, в ряде территорий пока продолжится финансирование из муниципального бюджета расходов на коммунальное обслуживание муниципальных ЛПУ. Остается актуальной задача освежения основных фондов здравоохранения, которые не только успели сильно износиться, но и вообще скорость старения современного медицинского оборудования составляет около 5 лет. В 2006 году благодаря средствам национального проекта была значительно улучшена материально-техническая база амбулаторно-поликлинических учреждений за счет их оснащения современным медицинским оборудованием.

Существенной проблемой  является использование максимально  полных тарифов на оказание медицинской  помощи, обеспечивающих адекватное покрытие затрат медицинского учреждения в соответствии с объемом и качеством оказанной  помощи.

 

1.3 Концепция развития здравоохранения и проблемы оптимизации его финансирования

 

Цели, задачи и основные направления  концепции развития здравоохранения  до 2020 года:

- прекращение к 2011 году убыли населения Российской Федерации и доведение численности до 145 млн. человек к 2020 году;

- увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 75 лет;

- снижение общего коэффициента смертности до 10 (то есть в 1,5 раза по отношению к 2007 году);

- снижение показателя младенческой смертности до 7,5 на 1000 родившихся;

- повышение качества и доступности медицинской помощи, гарантированной населению Российской Федерации.

В соответствии с результатами анализа состояния здравоохранения  в Российской Федерации, а также  для достижения поставленных целей  предлагаются мероприятия по следующим  направлениям:

Формирование здорового  образа жизни

Сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации  возможно лишь при условии формирования приоритета здоровья в системе социальных и духовных ценностей российского  общества путем создания у населения  экономической и социокультурной  мотивации быть здоровым и обеспечения  государством правовых, экономических, организационных и инфраструктурных условий для ведения здорового  образа жизни [13].

В целях формирования здорового  образа жизни будут решены следующие  задачи:

- проведение прикладных научных и эпидемиологических исследований по обоснованию совершенствования законодательства и методической базы;

- обеспечение межведомственного сотрудничества и функционирования координационного механизма (включая организацию деятельности федерального ресурсного центра);

- разработка современных подходов и обеспечение условий для обучения специалистов, совершенствование учебных программ, развитие инфраструктуры федеральных научных, образовательных учреждений;

- организация и развитие медико-профилактической помощи путем внедрения современных медико-профилактических технологий;

- организационно-методическое обеспечение деятельности региональных профилактических организаций (центров медицинской профилактики), а также учреждений первичной медико-санитарной помощи;

- разработка и реализация федеральных информационных и коммуникационных кампаний;

- организация вертикали взаимодействия между центрами медицинской профилактики и кабинетами профилактики в первичном звене;

- организация школ здоровья по основным факторам риска;

- развитие условий для ведения здорового образа жизни, включая обеспечение мониторинга и современного уровня контроля (надзора) за соответствием продукции, предназначенной для человека, а также факторов среды обитания человека требованиям действующего законодательства.

Мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни  у граждан Российской Федерации, будут осуществляться в два этапа.

На первом этапе (2009 – 2015 гг.) будет разработана система оценки здоровья, определены базовые индикативные показатели, такие как потенциал общественного здоровья и индекс здорового образа жизни. Также обеспечена их стабилизация за счет постепенного наращивания объемов финансирования конкретных мероприятий, в том числе направленных, учитывая уровень распространенности вредных привычек в стране, на снижение потребления табака и алкоголя, на оказание медико-профилактической помощи населению на основе разработанных методик и стандартов с учетом групп риска и этапов внедрения отдельных медико-профилактических технологий (сначала «пилотные» регионы, затем тиражирование на всю территорию Российской Федерации).

На втором этапе (2016 – 2020 гг.) планируется выйти на необходимый, с точки зрения эффективности, объем  мероприятий для постепенного увеличения (по отношению к базовым показателям, установленным на первом этапе) потенциала общественного здоровья на 10% и индекса здорового образа жизни на 25%. При этом уровень распространенности употребления табака и объемов потребления алкоголя (в пересчете на чистый спирт) в стране за весь период должен снизиться в 2 раза.

При этом с 2009 по 2012 год финансовым обеспечением для мероприятий по формированию здорового образа жизни выступил приоритетный национальный проект «Здоровье», в котором было предусмотрено 3,8 млрд. рублей. В целом предполагается выделять бюджетные ассигнования федерального бюджета в общей сумме не менее 13,8 млрд. рублей на период 2009-2020. Также финансовое обеспечение мероприятий должно производиться из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Кроме того, создание механизмов мотивирования и усиление разъяснительной работы привлечет инвестиции частного сектора экономики в оздоровительную инфраструктуру.

Осуществление единой кадровой политики

Современная ситуация в здравоохранении  предполагает проведение глубоких преобразований в области управления кадровым потенциалом  отрасли.

Целью кадровой политики является подготовка и переподготовка специалистов, обладающих современными знаниями и  способных обеспечить экономическую  и клиническую эффективность  применяемых высоких медицинских  технологий и новых методов профилактики, диагностики и лечения, достижение оптимального соотношения численности  врачей и среднего медицинского персонала, а также устранение диспропорций в кадровом обеспечении всех уровней  системы здравоохранения.

Организация кадровой политики должна быть согласована с образовательной  политикой в системе непрерывного профессионального образования, а  также направлена на стимулирование мотивации медицинских работников к повышению профессиональной квалификации.

Основными критериями эффективности  кадровой политики, медицинского образования  и системы стимулирования медицинских  кадров являются качество оказываемой  медицинской помощи и удовлетворенность  пациента.

Перспективное кадровое планирование возможно лишь при условии наличия достоверной информации о количестве медицинских работников (врачей разного профиля и среднего медицинского персонала) в каждом субъекте Российской Федерации.

Еще одним направлением развития системы оказания медицинской помощи населению и залогом повышения  ее эффективности является создание условий для мотивированного  труда медицинского персонала. Механизмом регулирования должно стать создание системы профессионального самоуправления и корпоративной ответственности  в коллективе каждого лечебно-профилактического  учреждения.

Инновационное развитие здравоохранения

Совершенствование медицинской  помощи населению возможно лишь при  условии инновационного развития здравоохранения  на основе достижений фундаментальной  науки, создания и внедрения новых  эффективных лечебно-диагностических  технологий и лекарственных средств  в медицинскую практику. Непрерывный  поступательный процесс обновления медицинских технологий и лечебных субстанций, обеспечивающий повышение  эффективности лечения и профилактики, требует формирования и адекватного  финансового обеспечения целевых  научных программ по приоритетным направлениям развития медицины и здравоохранения.

Инновационная модель развития здравоохранения предусматривает  тесное взаимодействие системы здравоохранения  и медицинской науки, планирование научных медицинских исследований в зависимости от потребностей здравоохранения, активное внедрение научных результатов  в медицинскую практику, а также  целенаправленную подготовку специалистов, способных обеспечить внедрение  научных достижений.

Для обеспечения перехода здравоохранения на инновационный  путь развития необходимо повысить уровень  оснащения учреждений здравоохранения  медицинским оборудованием, уровень  подготовки и повышения квалификации медицинских кадров; создать условия для эффективного внедрения в медицинскую практику результатов научно-технической деятельности; обеспечить переход практического здравоохранения на стандарты оказания медицинской помощи населению, на новые формы организации и финансирования деятельности медицинских организаций.

Для этого необходимы, с  одной стороны, концентрация финансовых средств и кадровых ресурсов медицинской  науки на решении приоритетных задач  отечественного здравоохранения, с  другой – модернизация и переоборудование учреждений здравоохранения и подготовка квалифицированных специалистов. Таким  образом, будут созданы условия  для внедрения в практику новых  форм организации медицинской помощи населению, для перехода всех уровней  системы здравоохранения к стандартизации медицинской помощи, а также создания конкурентного рынка медицинских  услуг на основе внедрения в практику здравоохранения конкурентоспособных  результатов медицинских научных  исследований.

Инновационное развитие потребует  привлечения значительного количества бюджетных средств, вместе с тем, внедрение результатов научных  исследований в практическое здравоохранение  даст сильный импульс для повышения  качества медицинской помощи. Для  его обеспечения необходимо выделение  средств федерального бюджета в 2010 году в сумме 12,4 млрд. рублей с  увеличением к 2020 году до 355,5 млрд. рублей.

Финансовое обеспечение  оказания гражданам бесплатной медицинской  помощи

Оказание гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской  помощи осуществляется за счет:

1. федерального бюджета;

2. бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

3. бюджетов Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Скорая медицинская помощь, за исключением санитарной авиации, будет поэтапно включена в систему  ОМС при обязательном соблюдении условия – оказания и оплаты ее вне зависимости от наличия у  пациента полиса ОМС и его места  проживания.

Необходимо учитывать, что  учреждения и подразделения скорой медицинской помощи работают в «режиме  ожидания», поэтому должны быть предусмотрены  способы оплаты данного вида медицинской  помощи с учетом этой специфики.

Информация о работе Формирование и использование финансовых ресурсов в здравоохранении