Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 20:54, курсовая работа
Объект исследования в данной курсовой работе является Российская Федерация, предметом исследования - доходы бюджета РФ. 
Цель работы: рассмотреть понятие доходов  бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.
Введение ..............................................................................................................................6
Глава 1. Принципы формирования доходов бюджета .....................................................8 
1. 1. Экономическое  содержание доходов бюджета .........................................................8
1. 2. Налоговые  и неналоговые доходы ............................................................................ 9
1. 3. Доходы региональных  и местных бюджетов............................................................16
Глава 2. Ретроспективный  анализ доходов бюджета РФ................................................23
2.1. Анализ исполнения  доходной части федерального  и консолидированного бюджетов  РФ за период 1991 - 1996 г.г.....................................................................................23
2. 2. Анализ доходов  бюджета РФ за январь - февраль  1999 г. .................................. 32
Глава 3. Совершенствование  бюджетной политики РФ..................................................41
3. 1. Совершенствование  государственного финансового контроля.............................41
3. 2. Прогнозирование  социально-экономического развития  РФ на 2006-2008 г. г......50 
Заключение.........................................................................................................................57 
Список использованных источников.................................................................................58
3. 2. Прогнозирование 
социально-экономического 
Проекты федерального 
бюджета на 2006 г. и финансового 
плана на 2006-2008 г.г., а также прогноз 
социально-экономического развития Российской 
федерации на 2006-2008 гг. продолжают в 
целом экономическую и денежно-
1. Впервые разработан 
трехлетний финансовый план. Прогнозирование 
на три года вперед финансовых 
индикаторов в переходной 
2. Проекты федерального 
бюджета и финансового плана 
разработаны с учетом 
Важно, что на 
2006 г. и последующие годы разработчики 
федерального бюджета отказались от 
весьма спорной линии на обязательное 
снижение соотношения непроцентных 
расходов к ВВП. Будучи новым элементом 
денежно-финансовой политики государства, 
такой подход должен сыграть позитивную 
роль при формировании ориентиров для 
инвесторов рынка. 
Вместе с тем 
предусмотренное увеличение доходной 
и расходной частей бюджета и 
их соотношения с ВВП может 
считаться действительно 
3. В рамках 
разработки федерального 
4. В проекте 
федерального бюджета 
Вместе с тем 
позитивные элементы проектов федерального 
бюджета на 2006 г и финансового 
плана на 2006-2008 гг. вряд ли можно считать 
достаточными, чтобы признать бюджет 
действительно бюджетом развития. В 
своих главных чертах проекты 
федерального бюджета на 2006 г. и финансового 
плана на 2006-2008 гг. продолжают прежнюю 
стабилизационную по форме и инерционную 
по существу бюджетно-финансовую политику 
с упором на формирование резервов 
для предотвращения системных кризисов, 
аналогичных 1998 г. 
1. Проекты федерального 
бюджета на 2006 г. и финансового 
плана на 2006-2008 гг. основываются на 
прогнозируемых темпах 
Занижение темпов 
роста ВВП, а значит, и доходной 
части бюджета -- это обычная практика 
бюджетного процесса, которая всегда 
являлась предметом критики проектов 
бюджета. 
Пора отойти 
от взгляда на прогноз, особенно на 
среднесрочный период, как на простое 
предвидение. Принцип «меньше государства 
в экономике» должен заключаться 
не в бездействии или безразличии 
государства к состоянию 
2. Главное, что 
свидетельствует о продолжении 
прежней денежно-финансовой 
Кроме того, уже 
сейчас в золотовалютных резервах накоплено 
порядка 150 млрд долл., или, по нынешнему 
валютному курсу, более 4 тол11 руб., а к 
2008 г. эта цифра еще возрастает. 
Таким образом, 
из хозяйственного оборота изымается 
7-8 трлн руб., или примерно на треть больше 
доходов федерального бюджета 2008 г. 
По проекту 
федерального бюджета на 2006 г., стабилизационный 
фонд должен составить к концу 
этого года 2,2 трлн руб., что вместе с 
золото-валютным резервом составил порядка 
6 трлн руб., т.е. в 1,4 раза больше суммы непроцентных 
расходов федерального бюджета. 
Какую же цель имеет 
такое сосредоточение средств в 
стабилизационном фонде в противовес 
их использованию на развитие экономики 
и решение социальных проблем? Главное, 
по мнению разработчиков бюджета, - 
это сдерживание бюджетных 
3. Не ослабевает 
зависимость российской 
4. Не изменяется 
кардинально ситуация по 
Очевидно, что 
важнейшие сферы страны получили 
определенную (иногда весьма значительную) 
поддержку: увеличены расходы на 
национальную оборону, национальную безопасность 
и правоохранительную деятельность, 
на экономику, социальную политику и 
др. 
Проблема теперь 
состоит в том, чтобы эти позитивные 
сдвиги были закреплены не «ценовыми» 
успехами на нефтяном рынке, а стали 
результатом реального подъема 
российского производства, социального 
обеспечения населения, обеспечения 
его безопасности, а также национальной 
безопасности России в целом. 
Требует отдельного 
рассмотрения вопрос о методологических 
новациях. 
Первое. В настоящее 
бремя единые по своей сущности финансовые 
ресурсы государства доводятся 
до конечного получателя по самым 
различным каналам со своими структурой 
расходов, формами контроля и кассовым 
исполнением. Так, имеются финансовые 
ресурсы на реализацию федеральных 
целевых программ и, кроме того, государственный 
адресный инвестиционный фонд, включающий 
как инвестиции на ФЦП, так и непрограммную 
часть. В дополнение к ним создан инвестиционный 
фонд. пока еще не заполненный конкретными 
проектами. Особая процедура существует 
в использовании профицита бюджета. 
Огромные финансовые 
ресурсы выведены из бюджета в 
стабилизационным фонд, имеющий свою 
процедуру использования (на покрытие 
дефицита пенсионного фонда, выплаты 
внешнего долга, формирование бюджетного 
инвестиционного фонда). 
Все эти во многом 
позитивные моменты привели, однако, 
бюджетный процесс к 
Для преодоления 
этого противоречия необходимо законодательно 
установить согласованный порядок 
использования средств 
Второе. Бесспорно, 
что такой важнейший 
Так, первостепенное 
значение для всех параметров бюджета 
имеют два базовых показателя: 
цена отсечения и заложенная в 
доходную часть бюджета цена на нефть. 
В проекте бюджета на 2006 г. было 
принято увеличение цены отсечения 
до 27 долл./бар. и цены, принятой в 
расчетах бюджета, до 40долл./бар. Однако 
никакой расчетной базы за этими 
показателями нет. Почему 27, а не 29, например, 
и 40, а не 43? Сейчас не существует каких-либо 
более или менее достоверных 
прогнозов мировых цен на 2006 г. 
ниже 45 долл./бар. Почему же в проекте 
бюджета принята цифра 40 (даже с 
учетом различия цен на российскую 
нефть)? На это нет ответа. Приняли 
по общему согласию такие цифры и 
все. А ведь изменение каждой из этих 
цифр всего на 2-3 долл./бар. коренным 
образом меняет бюджетные проектировки. 
В результате государственный 
бюджет во все большей мере становится 
финансовым документом, базирующимся 
не на экономических расчетах, а 
на базовых цифрах, являющихся результатом 
политической договоренности между 
отдельными ведомствами (МЭРТ, Минфин, 
Госдума и др.), а вернее, между 
их руководителями. 
Такой характер 
бюджета особенно ярко проявляется 
на примере формирования инвестиционного 
фонда. Его сумма в 70 млрд руб. расчетно 
ничем не обоснована. 
Почему 70, а не 
50 или 100? Чем вообще может определяться 
сумма этого фонда? Конечно, ограничителем 
может быть недостаток финансовых ресурсов. 
Однако количество накопленных в 
стабилизационном фонде денег настолько 
велико, что увеличение инвестиционного 
фонда даже в 2 раза будет мало заметным 
для величины стабилизационного 
фонда. Вторым ограничителем величины 
инвестиционного фонда может 
быть опасность создания инфляционного 
всплеска. Однако сумма предлагаемого 
увеличения инвестиционного фонда 
может составить всего порядка 
2-3% от уже имеющейся в обороте 
денежной массы, что вряд ли вызовет 
сколько-либо заметное увеличение инфляции. 
Наконец, величина инвестиционного 
фонда может учитывать реальные 
потребности в осуществлении 
конкретных проектов. Однако такого перечня 
проектов к моменту окончания 
разработки проекта бюджета МЭРТом 
так и не было представлено. Таким образом, 
величина инвестиционного фонда также 
является не результатом экономических 
расчетов, а политической договоренности. 
Заключение 
В ходе своей 
курсовой работы я рассмотрела понятие 
доходов бюджета РФ, их формирование, 
а также провела