Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 20:54, курсовая работа
Объект исследования в данной курсовой работе является Российская Федерация, предметом исследования - доходы бюджета РФ.
Цель работы: рассмотреть понятие доходов бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.
Введение ..............................................................................................................................6
Глава 1. Принципы формирования доходов бюджета .....................................................8
1. 1. Экономическое содержание доходов бюджета .........................................................8
1. 2. Налоговые и неналоговые доходы ............................................................................ 9
1. 3. Доходы региональных и местных бюджетов............................................................16
Глава 2. Ретроспективный анализ доходов бюджета РФ................................................23
2.1. Анализ исполнения доходной части федерального и консолидированного бюджетов РФ за период 1991 - 1996 г.г.....................................................................................23
2. 2. Анализ доходов бюджета РФ за январь - февраль 1999 г. .................................. 32
Глава 3. Совершенствование бюджетной политики РФ..................................................41
3. 1. Совершенствование государственного финансового контроля.............................41
3. 2. Прогнозирование социально-экономического развития РФ на 2006-2008 г. г......50
Заключение.........................................................................................................................57
Список использованных источников.................................................................................58
Многие проблемы
невыполнения налогоплательщиками
налоговых обязательств перед государством
связаны также с тем, что сегодня
практически отсутствуют какие-
Хотелось бы
особо подчеркнуть, что в настоящее
время при достаточно упрощенном
порядке регистрации
В последнее
время многие политики и экономисты
носятся с идеей о снижении
ставок налогов, считая этот путь спасительным
для российской экономики. О так
называемой налоговой реформе говорила
и Госналогслужба в 1998 году. Трудно
поверить, но факт: правительство одобрило
инициативы ГНС по резкому сокращению
налогов. Планировалось сократить
НДС (с 20 до 14% в 1999 году и до 10% в 2000 году),
налог на прибыль (с 35 до 30%), взносы в
Пенсионный фонд (с 28% от фонда заработной
платы до 19%). Правда, параллельно вводился
налог с продаж в размере 5% (10% по подакцизным
товарам), повышались акцизы.
Общая идея красива:
снизить налоги на производство, тем
самым создав стимулы для роста
производства и уменьшения уклонения
от налогов. В какой то мере удалось
бы наладить посткризисные госфинансы.
В результате налоговые сборы, по мысли
налоговых реформаторов, должны возрасти.
Получается полная идиллия -- и овцы целы,
и волки сыты.
Политические
аргументы снижения налогов были
еще более очевидны. Это очень
выигрышная политика, обреченная на поддержку
промышленного лобби, губернаторов
промрегионов. Размен НДС на налог с продаж
очень выгоден крупным городам, прежде
всего Москве.
Налоги надо
было снижать, спору нет, однако совсем
забыть о необходимости наполнять
бюджет все же опасно. Наиболее логичным
казалось бы начать снижать те налоги,
которые легче всего прятать. Однако кабинет
существенно снижает не налог на прибыль
или налоги с выручки, а НДС, от которого
уходить довольно трудно. Опыт девяносто
второго -- девяносто шестого годов показал,
что НДС собирается прямо пропорционально
ставке: чем выше ставка, тем больше поступления.
До сих пор при снижении ставки роста собираемости
этого налога не происходило. Уходить
от уплаты НДС всегда было очень трудно,
поэтому, ожидать существенного роста
собираемости этого налога не стоило.
В настоящее
время НДС является основой налоговой
системы РФ. На его долю приходятся
около сорока процентов всех налоговых
поступлений в федеральный бюджет (что
связано с относительно высокой собираемостью
НДС по сравнению с другими налогами).
Перекладывание налоговой нагрузки с
производства на потребление стратегически
верно, проблема лишь в том, как государству
пережить период этой реорганизации и
научиться столь эффективно, как НДС, собирать
налоги с потребления.
Таким образом,
снижение ставки хорошо собираемого
НДС означает почти неминуемый бюджетный
провал. Одно дело, если бы за необходимым
России снижением налогового бремени
последовало бы столь же необходимое
снижение расходов. А вот к радикальному
сокращению расходов правительство
вряд ли готово, поскольку желает угодить
всем -- и промышленникам, добивающимся
снижения налогов, и банкам, которым
нужно 100 млрд рублей для восстановления
ими же самими раскраденных балансов,
и льготникам, совокупные льготы которым
по консолидированному бюджету уже превысили
500 млрд новых рублей, и бюджетникам, месяцами
сидящим без зарплаты...
Стало быть, в
бюджете случится дырка, заполняемая
либо эмиссией, либо фирменным российским
способом. А именно -- ничем. Налоги не
будут собираться, деньги не будут печататься
в достаточном для закрытия дырки количестве,
а зарплату врачам, учителям и военным
просто не будут платить.
Минфиновские расчеты
бюджетного дефицита показывают, что «дыра»
в бюджете-99 увеличится в результате налоговой
реформы примерно на 70 млрд рублей.
Расчет правительства
на рост собираемости в ответ на
снижение налогового бремени, вообще-то,
не такой уж книжный. Есть примеры
успешных налоговых реформ. Когда
в США в начале 80-х годов
президент Рейган пошел на сокращение
налоговых льгот при
Сейчас пару
слов скажем о бюджете 2000. Как видно
из таблицы (см. приложение 5 ), бюджет 1999
года значительно превосходит соответствующие
показатели предыдущих лет. Еще не принятый
окончательно бюджет уже вызывал критику.
Бывший министр по налогам и сборам Г.
Боос уверял, что проект бюджета 2000 «надут
инфляционными доходами», не подкреплёнными
источниками. Он заявил, что «доходы завышены
по всем видам налогов, кроме, может быть,
налога на прибыль». По его оценке, только
доходы от НДС и акцизов превышают реальный
уровень на 40-50 млрд. руб. Исполнение такого
бюджета приведет к инфляции, росту цен
и снижению жизненного уровня.
Боос не считает
возможным и увеличение собираемости
налогов в будущем. По его словам,
«руководствоваться надо реальной базой,
базой текущего года». Улучшения
налоговой базы можно было бы достичь
путем снижения налогов и соответствующего
стимулирования покупательского спроса
и оживления промышленности. Существующий
проект бюджета, наоборот, предусматривает
повышение налогов.
Однако, в проекте
бюджета существовала возможность увеличения
доходов через повышение экспортных пошлин
на нефть. Правительство могло повысить
пошлины с 7,5 до 10 евро за тонну, но для
этого нужно, чтобы мировые цены как минимум
оставались на сегодняшнем уровне.
В заключение хотелось
бы еще раз подчеркнуть, что в
настоящее время первостепенной
потребность является скорейшая
разработка и принятие Закона о регистрации
и ликвидации предприятия. Без этого
реальное увеличение поступления налогов
невозможно.
Глава 3. Совершенствование
бюджетной политики РФ
3. 1. Совершенствование
государственного финансового
Четкое определение
и законодательное закрепление
сферы действия государственного финансового
контроля - одна из ключевых теоретических
проблем. Государство в рыночной
экономике рассматривается как
одна из фирм, производящих специфический
товар - общественные блага и услуги.
Для этого помимо властных полномочий
оно располагает
В начале рыночных
реформ проблемы, связанные с преобразованиями
государственной
собственности, разгосударствлением
и приватизацией, стали первоочередными
в реальной экономике и общественном
сознании. Сокращение числа государственных
унитарных предприятий, реформирование
государственного предпринимательства
названы одними из приоритетных задач
долгосрочной и среднесрочных программ
Правительства РФ до 2010 г.
Далее, принципиальное
значение для государственного финансового
контроля имеют теоретическое
Государственный
сектор экономики России и все
его составляющие - государственные
и муниципальные финансы, государственная
собственность, государственное
Доля консолидированного
бюджета в валовом продукте в
последнее десятилетие
Что касается форм
собственности, число зарегистрированных
предприятий и организаций в
государственном и
В 2000 г. в Российской
Федерации насчитывалось около 80
тыс. унитарных предприятий (включая
унитарные предприятия
В 2001 г. доходы от
использования федерального имущества
составили всего около 40 млрд. руб.
(крайне низкая доля по отношению к
доходам федерального бюджета), в
том числе: от приватизации - 10001,9 млн.
руб.; аренды недвижимости - 4896,1 млн. руб.;
дивидендов - 6478,0 млн. руб.; аренды земли
- 3919,9 млн. руб.; прибыли "Вьетсовлетро"
- 13621,9 млн. руб. См.: Минимущество России.
2002. Январь.
Таким образом,
результатом либеральной
В России на начальном
этапе развития рыночных отношений
предполагалось, что старая система
государственного контроля себя изжила,
а новую рынок построит сам, автоматически
отрегулирует экономические отношения,
все расставит на свои места и
потребность в контроле, а уж тем
более - государственном, отпадет См.:
Воронин Ю. М. Государственный финансовый
контроль: социальная сфера и наука.
- М.: Финансовый контроль., - 2003. - С. 9.
. Это привело
к тому, что система контроля
в целом, финансового в