Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 20:54, курсовая работа
Объект исследования в данной курсовой работе является Российская Федерация, предметом исследования - доходы бюджета РФ.
Цель работы: рассмотреть понятие доходов бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.
Введение ..............................................................................................................................6
Глава 1. Принципы формирования доходов бюджета .....................................................8
1. 1. Экономическое содержание доходов бюджета .........................................................8
1. 2. Налоговые и неналоговые доходы ............................................................................ 9
1. 3. Доходы региональных и местных бюджетов............................................................16
Глава 2. Ретроспективный анализ доходов бюджета РФ................................................23
2.1. Анализ исполнения доходной части федерального и консолидированного бюджетов РФ за период 1991 - 1996 г.г.....................................................................................23
2. 2. Анализ доходов бюджета РФ за январь - февраль 1999 г. .................................. 32
Глава 3. Совершенствование бюджетной политики РФ..................................................41
3. 1. Совершенствование государственного финансового контроля.............................41
3. 2. Прогнозирование социально-экономического развития РФ на 2006-2008 г. г......50
Заключение.........................................................................................................................57
Список использованных источников.................................................................................58
В зависимости
от органа, который взимает налог
и его использует, различают: федеральные
налоги; региональные налоги- налоги национально-государственных
и административно-
Охарактеризуем
конкретней федеральные налоги. Первоначально
насчитывалось 17 федеральных налогов.
Но затем произошли изменения
в налогообложении. В 1994 г. налог
на доходы банков и налог на доходы
страховых организаций были отменены,
и они стали уплачивать налог
на прибыль как другие предприятия
и организации. С 1 января 1994 г. был
введён специальный налог с
Произошли изменения
и в организации отдельных
налогов. Так с 1 января 1996 г. при обложении
налогом на прибыль предприятий
и организаций отменено обложение
сверхнормативной оплаты труда.
В настоящее
время после изменений осталось
15 федеральных налогов. Основные федеральные
налоги: НДС, акцизы, таможенная пошлина,
налог на прибыль предприятий
и организаций, налог на доходы физических
лиц.
Полностью в
федеральный бюджет поступают таможенные
пошлины, налог на операции с ценными
бумагами (действует с 24 октября 1995
г.), а также платежи за пользование
природными ресурсами. Акцизы, налог
на прибыль предприятий и
Готовятся предложения
об изменении налогообложения
В нефтяной отрасли
на которую, приходится большая часть
платежей за природные ресурсы, предполагается
объединить акцизы, которые платят компании,
работающие с ресурсами, с налогом на ВМСБ.
Основное место
в федеральном бюджете занимают
косвенные налоги. В 1997-2000гг. на них
приходилось от 62% до 66% общей суммы
доходов федерального бюджета, а
в 2001 г.-75% и в 2002г.-72% (без учёта
ЕСН).
Важнейшее значение
принадлежит налогу на добавленную
стоимость (НДС), обеспечивающему 42-43% всех
доходов бюджета. С фискальной точки
зрения это исключительно эффективный
налог. Принципиальное отличие НДС
от налога с оборота и других форм
универсального акциза состоит в
том, что на каждой стадии производства
и реализации товара (работ, услуг) выделяется
добавленная стоимость.
В Российской Федерации
НДС взимается с 1 января 1992г. Он заменил
действовавшие два налога - налог
с оборота и налог с продаж.
В соответствии с Федеральным
законом “О внесении изменений и
дополнений в статью 20 Закона РФ “Об
основах налоговой системы
Акцизы также
взимаются через цены товаров
и услуг. Объектом обложения акцизами
выступают как объём, так и стоимость реализованных
подакцизных товаров (спирт этиловый из
всех видов сырья, спиртосодержащая продукция
(лечебно-профилактические средства, препараты
ветеринарного предназначения, парфюмерно-косметическая
продукция, товары бытовой химии в аэрозольной
упаковке), алкогольная продукция, пиво,
табачная продукция, ювелирные изделия,
легковые автомобили и мотоциклы, автомобильный
бензин, дизтопливо, моторные масла для
дизельных и карбюраторных двигателей,
минеральное сырьё (нефть и стабильный
газовый конденсат, природный газ)) в зависимости
от установленных в отношении этих товаров
налоговых ставок.
Большие поступления
обеспечивают акцизы на алкогольную
продукцию, нефть и газ.
Таможенные пошлины
действуют на основе Закона РСФСР
“Об основах налоговой системы
РФ” (декабрь 1991г.) и Таможенного
кодекса РФ, принятого в середине
июня 1993г. Вопросы таможенного обложения
решаются Государственным таможенным
комитетом РФ. Таможенные пошлины
в России взимаются в соответствии
с таможенным тарифом, введённым
с 1 июля 1993г. в соответствии с Законом
РФ “О таможенном тарифе”(с последующими
изменениями).
Что касается прямых
налогов, то в России важное значение
принадлежит налогу на прибыль предприятий
и организаций. Плательщиками налога на
прибыль являются российские организации
и иностранные организации, осуществляющие
свою деятельность в РФ через постоянные
представительства и(или) получающие доходы
от источников в РФ. Объектом налогообложения
является прибыль, получаемая налогоплательщиками.
Подоходный налог
с физических лиц в России действует
с 1 января 1992г. (с 1 января 2001 г.- налог
на доходы физических лиц). Его плательщиками
выступают граждане РФ, иностранные
граждане и лица без гражданства.
Неналоговые доходы
бюджетов разных уровней имеют существенные
отличия от налоговых поступлений.
Порядок их установления, исчисления
и взимания регламентируется комплексом
нормативных документов. Например,
порядок перечисления средств, получаемых
в порядке приватизации государственного
или муниципального имущества, определяется
законодательством Российской Федерации
о приватизации, а взимание отдельных
санкций - Гражданским и Уголовным
кодексами Российской Федерации. Неналоговые
доходы могут носить обязательный и
необязательный характер, взиматься
на добровольной и принудительной основах.
У них не определены конкретные ставки,
сроки уплаты, льготы и другие чисто
налоговые элементы.
В структуре
неналоговых доходов
Резервом роста
неналоговых доходов является увеличение
доходов от имущества, находящегося
в собственности государства, в
частности, в виде дивидендов по акциям,
от сдачи в аренду объектов недвижимости.
К неналоговым
доходам относятся доходы от имущества,
находящегося в федеральной собственности,
от его продажи, доходы от реализации
государственных запасов, доходы от
продажи земли и нематериальных
активов, поступления капитальных
трансфертов из негосударственных
источников, административные платежи
и сборы, штрафные санкции, возмещение
ущерба, доходы от внешнеэкономической
деятельности, прочие неналоговые доходы,
а так же безвозмездные перечисления
( нерезидентов и бюджетов других уровней,
государственных внебюджетных фондов,
государственных организаций, наднациональных
организаций, средства передаваемые в
целевые бюджетные фонды), доходы целевых
бюджетных фондов.
С 1 января 2001г. упразднены
действовавшие ещё в 2000г. следующие
целевые бюджетные фонды, средства
которых были консолидированы в
бюджете 2000г.: Федеральный дорожный
фонд Российской Федерации, Федеральный
экологический фонд Российской Федерации,
Государственный фонд борьбы с преступностью,
Фонд контрольно-ревизионных
При формировании
доходной части федерального бюджета
на 2002 г. был учтён ряд изменений,
внесённых в налоговое
1. 3. Доходы региональных
и местных бюджетов
Региональные
бюджеты - центральное звено
В современных
условиях все в большей степени
региональные органы власти призваны
обеспечить комплексное развитие регионов,
пропорциональное развитие производственной
и непроизводственной сфер на подведомственных
территориях. Значительно возрастает
их координационная функция в
экономическом и социальном развитии
территорий.
В последнее
десятилетие наблюдается
Через региональные
бюджеты государство активно
проводит экономическую политику. На
основе предоставления региональным органам
власти средств для увеличения их бюджетов
осуществляется финансирование промышленности,
сельского хозяйства, строительства и
содержания дорог, охраны окружающей среды.
При этом круг финансируемых мероприятий
расширяется.
С помощью региональных
бюджетов государство осуществляет
выравнивание уровней экономического
и социального развития территорий,
которые в результате исторических,
географических, военных и других
условий отстали в своем
В соответствии
с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных
бюджетов
формируются за
счет собственных и регулирующих
доходов.
Собственные доходы
включают следующие региональные налоги
и сборы:
* налог на
имущество предприятий;
* налог на
недвижимость;
* дорожный налог;
* транспортный
налог;
* налог с продаж;
* налог на
игорный бизнес;
* региональные
лицензионные сборы.
К собственным
доходам относятся также доходы
от использования имущества, находящегося
в собственности субъектов РФ,
и доходы от платных услуг, оказываемых
бюджетными учреждениями, находящимися
в ведении органов
Регулирующие
доходы включают отчисления от федеральных
налогов и сборов, распределенных
к зачислению в бюджеты субъектов
Российской Федерации по нормативам,
определенным федеральным законом
о федеральном бюджете на очередной
финансовый год, а также дотаций,
субвенций, субсидий и трансфертов,
полученных за счет средств федерального
бюджета.
В доходах региональных
бюджетов превалируют поступления
от регулирующих источников (более 70%),
в том числе отчисления от федеральных
налогов составляют более 40%, а поступления
в виде дотаций, субвенций, трансфертов
- более 25%.
Таким образом,
собственные доходы составляют менее
30%. Из них наиболее весомыми являются:
налог на имущество предприятий
- примерно 9%, доходы от государственной
собственности - 1,1%, доходы от продажи
принадлежащего субъектам РФ имущества
- 1,5%, поступления от целевых бюджетные
фондов - 2,8%.
Основные направления
использования средств
* обеспечение
функционирования органов
* обслуживание
и погашение государственного
долга субъектов Российской
Федерации;
* проведение
выборов и референдумов
* обеспечение
реализации региональных