Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 20:54, курсовая работа
Объект исследования в данной курсовой работе является Российская Федерация, предметом исследования - доходы бюджета РФ. 
Цель работы: рассмотреть понятие доходов  бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.
Введение ..............................................................................................................................6
Глава 1. Принципы формирования доходов бюджета .....................................................8 
1. 1. Экономическое  содержание доходов бюджета .........................................................8
1. 2. Налоговые  и неналоговые доходы ............................................................................ 9
1. 3. Доходы региональных  и местных бюджетов............................................................16
Глава 2. Ретроспективный  анализ доходов бюджета РФ................................................23
2.1. Анализ исполнения  доходной части федерального  и консолидированного бюджетов  РФ за период 1991 - 1996 г.г.....................................................................................23
2. 2. Анализ доходов  бюджета РФ за январь - февраль  1999 г. .................................. 32
Глава 3. Совершенствование  бюджетной политики РФ..................................................41
3. 1. Совершенствование  государственного финансового контроля.............................41
3. 2. Прогнозирование  социально-экономического развития  РФ на 2006-2008 г. г......50 
Заключение.........................................................................................................................57 
Список использованных источников.................................................................................58
В зависимости 
от органа, который взимает налог 
и его использует, различают: федеральные 
налоги; региональные налоги- налоги национально-государственных 
и административно-
Охарактеризуем 
конкретней федеральные налоги. Первоначально 
насчитывалось 17 федеральных налогов. 
Но затем произошли изменения 
в налогообложении. В 1994 г. налог 
на доходы банков и налог на доходы 
страховых организаций были отменены, 
и они стали уплачивать налог 
на прибыль как другие предприятия 
и организации. С 1 января 1994 г. был 
введён специальный налог с 
Произошли изменения 
и в организации отдельных 
налогов. Так с 1 января 1996 г. при обложении 
налогом на прибыль предприятий 
и организаций отменено обложение 
сверхнормативной оплаты труда. 
В настоящее 
время после изменений осталось 
15 федеральных налогов. Основные федеральные 
налоги: НДС, акцизы, таможенная пошлина, 
налог на прибыль предприятий 
и организаций, налог на доходы физических 
лиц. 
Полностью в 
федеральный бюджет поступают таможенные 
пошлины, налог на операции с ценными 
бумагами (действует с 24 октября 1995 
г.), а также платежи за пользование 
природными ресурсами. Акцизы, налог 
на прибыль предприятий и 
Готовятся предложения 
об изменении налогообложения 
В нефтяной отрасли 
на которую, приходится большая часть 
платежей за природные ресурсы, предполагается 
объединить акцизы, которые платят компании, 
работающие с ресурсами, с налогом на ВМСБ. 
Основное место 
в федеральном бюджете занимают 
косвенные налоги. В 1997-2000гг. на них 
приходилось от 62% до 66% общей суммы 
доходов федерального бюджета, а 
в 2001 г.-75% и в 2002г.-72% (без учёта 
ЕСН). 
Важнейшее значение 
принадлежит налогу на добавленную 
стоимость (НДС), обеспечивающему 42-43% всех 
доходов бюджета. С фискальной точки 
зрения это исключительно эффективный 
налог. Принципиальное отличие НДС 
от налога с оборота и других форм 
универсального акциза состоит в 
том, что на каждой стадии производства 
и реализации товара (работ, услуг) выделяется 
добавленная стоимость. 
В Российской Федерации 
НДС взимается с 1 января 1992г. Он заменил 
действовавшие два налога - налог 
с оборота и налог с продаж. 
В соответствии с Федеральным 
законом “О внесении изменений и 
дополнений в статью 20 Закона РФ “Об 
основах налоговой системы 
Акцизы также 
взимаются через цены товаров 
и услуг. Объектом обложения акцизами 
выступают как объём, так и стоимость реализованных 
подакцизных товаров (спирт этиловый из 
всех видов сырья, спиртосодержащая продукция 
(лечебно-профилактические средства, препараты 
ветеринарного предназначения, парфюмерно-косметическая 
продукция, товары бытовой химии в аэрозольной 
упаковке), алкогольная продукция, пиво, 
табачная продукция, ювелирные изделия, 
легковые автомобили и мотоциклы, автомобильный 
бензин, дизтопливо, моторные масла для 
дизельных и карбюраторных двигателей, 
минеральное сырьё (нефть и стабильный 
газовый конденсат, природный газ)) в зависимости 
от установленных в отношении этих товаров 
налоговых ставок. 
Большие поступления 
обеспечивают акцизы на алкогольную 
продукцию, нефть и газ. 
Таможенные пошлины 
действуют на основе Закона РСФСР 
“Об основах налоговой системы 
РФ” (декабрь 1991г.) и Таможенного 
кодекса РФ, принятого в середине 
июня 1993г. Вопросы таможенного обложения 
решаются Государственным таможенным 
комитетом РФ. Таможенные пошлины 
в России взимаются в соответствии 
с таможенным тарифом, введённым 
с 1 июля 1993г. в соответствии с Законом 
РФ “О таможенном тарифе”(с последующими 
изменениями). 
Что касается прямых 
налогов, то в России важное значение 
принадлежит налогу на прибыль предприятий 
и организаций. Плательщиками налога на 
прибыль являются российские организации 
и иностранные организации, осуществляющие 
свою деятельность в РФ через постоянные 
представительства и(или) получающие доходы 
от источников в РФ. Объектом налогообложения 
является прибыль, получаемая налогоплательщиками. 
Подоходный налог 
с физических лиц в России действует 
с 1 января 1992г. (с 1 января 2001 г.- налог 
на доходы физических лиц). Его плательщиками 
выступают граждане РФ, иностранные 
граждане и лица без гражданства. 
Неналоговые доходы 
бюджетов разных уровней имеют существенные 
отличия от налоговых поступлений. 
Порядок их установления, исчисления 
и взимания регламентируется комплексом 
нормативных документов. Например, 
порядок перечисления средств, получаемых 
в порядке приватизации государственного 
или муниципального имущества, определяется 
законодательством Российской Федерации 
о приватизации, а взимание отдельных 
санкций - Гражданским и Уголовным 
кодексами Российской Федерации. Неналоговые 
доходы могут носить обязательный и 
необязательный характер, взиматься 
на добровольной и принудительной основах. 
У них не определены конкретные ставки, 
сроки уплаты, льготы и другие чисто 
налоговые элементы. 
В структуре 
неналоговых доходов 
Резервом роста 
неналоговых доходов является увеличение 
доходов от имущества, находящегося 
в собственности государства, в 
частности, в виде дивидендов по акциям, 
от сдачи в аренду объектов недвижимости. 
К неналоговым 
доходам относятся доходы от имущества, 
находящегося в федеральной собственности, 
от его продажи, доходы от реализации 
государственных запасов, доходы от 
продажи земли и нематериальных 
активов, поступления капитальных 
трансфертов из негосударственных 
источников, административные платежи 
и сборы, штрафные санкции, возмещение 
ущерба, доходы от внешнеэкономической 
деятельности, прочие неналоговые доходы, 
а так же безвозмездные перечисления 
( нерезидентов и бюджетов других уровней, 
государственных внебюджетных фондов, 
государственных организаций, наднациональных 
организаций, средства передаваемые в 
целевые бюджетные фонды), доходы целевых 
бюджетных фондов. 
С 1 января 2001г. упразднены 
действовавшие ещё в 2000г. следующие 
целевые бюджетные фонды, средства 
которых были консолидированы в 
бюджете 2000г.: Федеральный дорожный 
фонд Российской Федерации, Федеральный 
экологический фонд Российской Федерации, 
Государственный фонд борьбы с преступностью, 
Фонд контрольно-ревизионных 
 
При формировании 
доходной части федерального бюджета 
на 2002 г. был учтён ряд изменений, 
внесённых в налоговое 
1. 3. Доходы региональных 
и местных бюджетов 
 
Региональные 
бюджеты - центральное звено 
В современных 
условиях все в большей степени 
региональные органы власти призваны 
обеспечить комплексное развитие регионов, 
пропорциональное развитие производственной 
и непроизводственной сфер на подведомственных 
территориях. Значительно возрастает 
их координационная функция в 
экономическом и социальном развитии 
территорий. 
В последнее 
десятилетие наблюдается 
Через региональные 
бюджеты государство активно 
проводит экономическую политику. На 
основе предоставления региональным органам 
власти средств для увеличения их бюджетов 
осуществляется финансирование промышленности, 
сельского хозяйства, строительства и 
содержания дорог, охраны окружающей среды. 
При этом круг финансируемых мероприятий 
расширяется. 
С помощью региональных 
бюджетов государство осуществляет 
выравнивание уровней экономического 
и социального развития территорий, 
которые в результате исторических, 
географических, военных и других 
условий отстали в своем 
В соответствии 
с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных 
бюджетов 
формируются за 
счет собственных и регулирующих 
доходов. 
Собственные доходы 
включают следующие региональные налоги 
и сборы: 
* налог на 
имущество предприятий; 
* налог на 
недвижимость; 
* дорожный налог; 
* транспортный 
налог; 
* налог с продаж; 
* налог на 
игорный бизнес; 
* региональные 
лицензионные сборы. 
К собственным 
доходам относятся также доходы 
от использования имущества, находящегося 
в собственности субъектов РФ, 
и доходы от платных услуг, оказываемых 
бюджетными учреждениями, находящимися 
в ведении органов 
Регулирующие 
доходы включают отчисления от федеральных 
налогов и сборов, распределенных 
к зачислению в бюджеты субъектов 
Российской Федерации по нормативам, 
определенным федеральным законом 
о федеральном бюджете на очередной 
финансовый год, а также дотаций, 
субвенций, субсидий и трансфертов, 
полученных за счет средств федерального 
бюджета. 
В доходах региональных 
бюджетов превалируют поступления 
от регулирующих источников (более 70%), 
в том числе отчисления от федеральных 
налогов составляют более 40%, а поступления 
в виде дотаций, субвенций, трансфертов 
- более 25%. 
Таким образом, 
собственные доходы составляют менее 
30%. Из них наиболее весомыми являются: 
налог на имущество предприятий 
- примерно 9%, доходы от государственной 
собственности - 1,1%, доходы от продажи 
принадлежащего субъектам РФ имущества 
- 1,5%, поступления от целевых бюджетные 
фондов - 2,8%. 
Основные направления 
использования средств 
* обеспечение 
функционирования органов 
* обслуживание 
и погашение государственного 
долга субъектов Российской 
Федерации; 
* проведение 
выборов и референдумов 
* обеспечение 
реализации региональных