Доходы бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования в данной курсовой работе является Российская Федерация, предметом исследования - доходы бюджета РФ.
Цель работы: рассмотреть понятие доходов бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.

Оглавление

Введение ..............................................................................................................................6

Глава 1. Принципы формирования доходов бюджета .....................................................8

1. 1. Экономическое содержание доходов бюджета .........................................................8

1. 2. Налоговые и неналоговые доходы ............................................................................ 9

1. 3. Доходы региональных и местных бюджетов............................................................16

Глава 2. Ретроспективный анализ доходов бюджета РФ................................................23

2.1. Анализ исполнения доходной части федерального и консолидированного бюджетов РФ за период 1991 - 1996 г.г.....................................................................................23

2. 2. Анализ доходов бюджета РФ за январь - февраль 1999 г. .................................. 32

Глава 3. Совершенствование бюджетной политики РФ..................................................41

3. 1. Совершенствование государственного финансового контроля.............................41

3. 2. Прогнозирование социально-экономического развития РФ на 2006-2008 г. г......50


Заключение.........................................................................................................................57


Список использованных источников.................................................................................58

Файлы: 1 файл

1.docx

— 84.41 Кб (Скачать)

В зависимости  от органа, который взимает налог  и его использует, различают: федеральные  налоги; региональные налоги- налоги национально-государственных  и административно-территориальных  образований (республик в составе  РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга); местные налоги. 

Охарактеризуем  конкретней федеральные налоги. Первоначально  насчитывалось 17 федеральных налогов. Но затем произошли изменения  в налогообложении. В 1994 г. налог  на доходы банков и налог на доходы страховых организаций были отменены, и они стали уплачивать налог  на прибыль как другие предприятия  и организации. С 1 января 1994 г. был  введён специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для  финансовой поддержки отдельных  отраслей народного хозяйства (в  основном угольной промышленности), который  с 1 января 1996 г. был отменён. 

Произошли изменения  и в организации отдельных  налогов. Так с 1 января 1996 г. при обложении  налогом на прибыль предприятий  и организаций отменено обложение  сверхнормативной оплаты труда. 

В настоящее  время после изменений осталось 15 федеральных налогов. Основные федеральные  налоги: НДС, акцизы, таможенная пошлина, налог на прибыль предприятий  и организаций, налог на доходы физических лиц. 

Полностью в  федеральный бюджет поступают таможенные пошлины, налог на операции с ценными  бумагами (действует с 24 октября 1995 г.), а также платежи за пользование  природными ресурсами. Акцизы, налог  на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц - это  регулирующие доходы, которые процентных отчислений направляются также в  бюджеты субъектов Федерации  и в местные бюджеты. Налоговые  доходы составляют более 80% всех доходов  федерального бюджета. 

Готовятся предложения  об изменении налогообложения природных  ресурсов, имея в виду ввести единый налог на природные ресурсы вместо ныне действующих двух налогов - налога о воспроизводстве минерально-сырьевой базы (ВМСБ) и налога на пользование  природными ресурсами (роялти). Предполагается ввести систему коэффициентов, обеспечивающих учёт всех особенностей добычи ископаемых, экономические показатели компаний, истощённость природных ресурсов, дебитность скважин, а также увеличить размер поступления от роялти и ВМСБ в федеральный бюджет до 80% вместо 25%, как сегодня. 

В нефтяной отрасли на которую, приходится большая часть платежей за природные ресурсы, предполагается объединить акцизы, которые платят компании, работающие с ресурсами, с налогом на ВМСБ. 

Основное место  в федеральном бюджете занимают косвенные налоги. В 1997-2000гг. на них  приходилось от 62% до 66% общей суммы  доходов федерального бюджета, а  в 2001 г.-75% и в 2002г.-72% (без учёта  ЕСН). 

Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную  стоимость (НДС), обеспечивающему 42-43% всех доходов бюджета. С фискальной точки  зрения это исключительно эффективный  налог. Принципиальное отличие НДС  от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в  том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость. 

В Российской Федерации  НДС взимается с 1 января 1992г. Он заменил  действовавшие два налога - налог  с оборота и налог с продаж. В соответствии с Федеральным  законом “О внесении изменений и  дополнений в статью 20 Закона РФ “Об  основах налоговой системы Российской Федерации”” от 31 июля 1998г. № 150- ФЗ вновь введён налог с продаж. Под  “добавленной стоимостью” понимается оплата труда работников предприятий  вместе с начислениями плюс валовая  прибыль. В соответствии с Законом РФ “О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России” от 16 июля 1992 г. налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия а бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения. 

Акцизы также  взимаются через цены товаров  и услуг. Объектом обложения акцизами выступают как объём, так и стоимость реализованных подакцизных товаров (спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащая продукция (лечебно-профилактические средства, препараты ветеринарного предназначения, парфюмерно-косметическая продукция, товары бытовой химии в аэрозольной упаковке), алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, ювелирные изделия, легковые автомобили и мотоциклы, автомобильный бензин, дизтопливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей, минеральное сырьё (нефть и стабильный газовый конденсат, природный газ)) в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок. 

Большие поступления  обеспечивают акцизы на алкогольную  продукцию, нефть и газ. 

Таможенные пошлины  действуют на основе Закона РСФСР  “Об основах налоговой системы  РФ” (декабрь 1991г.) и Таможенного  кодекса РФ, принятого в середине июня 1993г. Вопросы таможенного обложения  решаются Государственным таможенным комитетом РФ. Таможенные пошлины  в России взимаются в соответствии с таможенным тарифом, введённым  с 1 июля 1993г. в соответствии с Законом  РФ “О таможенном тарифе”(с последующими изменениями). 

Что касается прямых налогов, то в России важное значение принадлежит налогу на прибыль предприятий и организаций. Плательщиками налога на прибыль являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и(или) получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения является прибыль, получаемая налогоплательщиками. 

Подоходный налог  с физических лиц в России действует  с 1 января 1992г. (с 1 января 2001 г.- налог  на доходы физических лиц). Его плательщиками  выступают граждане РФ, иностранные  граждане и лица без гражданства. 

Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации  о приватизации, а взимание отдельных  санкций - Гражданским и Уголовным  кодексами Российской Федерации. Неналоговые  доходы могут носить обязательный и  необязательный характер, взиматься  на добровольной и принудительной основах. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто  налоговые элементы. 

В структуре  неналоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации наибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической  деятельности, а вторыми по значению являются доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной  собственности. 

Резервом роста  неналоговых доходов является увеличение доходов от имущества, находящегося в собственности государства, в  частности, в виде дивидендов по акциям, от сдачи в аренду объектов недвижимости. 

К неналоговым  доходам относятся доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, от его продажи, доходы от реализации государственных запасов, доходы от продажи земли и нематериальных активов, поступления капитальных  трансфертов из негосударственных  источников, административные платежи  и сборы, штрафные санкции, возмещение ущерба, доходы от внешнеэкономической  деятельности, прочие неналоговые доходы, а так же безвозмездные перечисления ( нерезидентов и бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов, государственных организаций, наднациональных организаций, средства передаваемые в целевые бюджетные фонды), доходы целевых бюджетных фондов. 

С 1 января 2001г. упразднены действовавшие ещё в 2000г. следующие  целевые бюджетные фонды, средства которых были консолидированы в  бюджете 2000г.: Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, Федеральный  экологический фонд Российской Федерации, Государственный фонд борьбы с преступностью, Фонд контрольно-ревизионных органов  Министерства финансов РФ, Федеральный  фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов, Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства  водных биологических ресурсов, Федеральный фонд Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации. Упразднены также Фонд по охране о. Байкал и Фонд содействия военной реформе. 
 

При формировании доходной части федерального бюджета  на 2002 г. был учтён ряд изменений, внесённых в налоговое законодательство в ходе исполнения бюджета в 2001 г. и ранее. 

1. 3. Доходы региональных  и местных бюджетов 
 

Региональные  бюджеты - центральное звено территориальных  бюджетов. Они предназначены для  финансового обеспечения задач, возложенных на государственные  органы управления субъекта Российской Федерации. 

В современных  условиях все в большей степени  региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в  экономическом и социальном развитии территорий. 

В последнее  десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется. 

Через региональные бюджеты государство активно  проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам  власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. 

С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом  и социальном развитии от других районов  страны. Для преодоления такой  отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов. 

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов 

формируются за счет собственных и регулирующих доходов. 

Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы: 

* налог на  имущество предприятий; 

* налог на  недвижимость; 

* дорожный налог; 

* транспортный  налог; 

* налог с продаж; 

* налог на  игорный бизнес; 

* региональные  лицензионные сборы. 

К собственным  доходам относятся также доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной  власти субъектов РФ. 

Регулирующие  доходы включают отчисления от федеральных  налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов  Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета. 

В доходах региональных бюджетов превалируют поступления  от регулирующих источников (более 70%), в том числе отчисления от федеральных  налогов составляют более 40%, а поступления  в виде дотаций, субвенций, трансфертов - более 25%. 

Таким образом, собственные доходы составляют менее 30%. Из них наиболее весомыми являются: налог на имущество предприятий - примерно 9%, доходы от государственной  собственности - 1,1%, доходы от продажи  принадлежащего субъектам РФ имущества - 1,5%, поступления от целевых бюджетные  фондов - 2,8%. 

Основные направления  использования средств региональных бюджетов: 

* обеспечение  функционирования органов законодательной  (представительной) и исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации; 

* обслуживание  и погашение государственного  долга субъектов Российской 

Федерации; 

* проведение  выборов и референдумов субъектов  Российской Федерации; 

* обеспечение  реализации региональных целевых  программ; 

Информация о работе Доходы бюджета РФ