Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 20:54, курсовая работа
Объект исследования в данной курсовой работе является Российская Федерация, предметом исследования - доходы бюджета РФ. 
Цель работы: рассмотреть понятие доходов  бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.
Введение ..............................................................................................................................6
Глава 1. Принципы формирования доходов бюджета .....................................................8 
1. 1. Экономическое  содержание доходов бюджета .........................................................8
1. 2. Налоговые  и неналоговые доходы ............................................................................ 9
1. 3. Доходы региональных  и местных бюджетов............................................................16
Глава 2. Ретроспективный  анализ доходов бюджета РФ................................................23
2.1. Анализ исполнения  доходной части федерального  и консолидированного бюджетов  РФ за период 1991 - 1996 г.г.....................................................................................23
2. 2. Анализ доходов  бюджета РФ за январь - февраль  1999 г. .................................. 32
Глава 3. Совершенствование  бюджетной политики РФ..................................................41
3. 1. Совершенствование  государственного финансового контроля.............................41
3. 2. Прогнозирование  социально-экономического развития  РФ на 2006-2008 г. г......50 
Заключение.........................................................................................................................57 
Список использованных источников.................................................................................58
Как нам представляется, 
зона действия государственного финансового 
контроля существенно сужена - под 
него попадают преимущественно бюджетные 
ресурсы, да и то, как правило, федерального 
бюджета, государственные социальные 
внебюджетные фонды, часть государственного 
имущества. Практически утерян муниципальный 
финансовый контроль, сокращен ведомственный 
контроль. На мой взгляд, сфера государственного 
финансового контроля должна быть существенно 
расширена. В этой связи весьма перспективны 
разработки такой экономической 
категории, как государственная 
казна в контексте изменений 
в отношениях собственности. 
С переходом 
к рыночным отношениям расширились 
содержание и структура форм собственности, 
в том числе государственной. 
Экономическое содержание собственности 
отражает экономические отношения 
и роль объекта в соответствующей 
системе общественного 
Соответственно 
следует признать, что выработанное 
экономической наукой и используемое 
практикой хозяйствования представление 
о содержании государственной собственности 
и государственной казны должно 
быть конкретизировано и дополнено 
новыми составляющими См.: Бурцев В.В. 
Организация системы государственного 
финансового контроля в Российской Федерации: 
теория и практика. - М.: Дашков и К. - 2002.- 
С. 14. 
. 
Казна представляет 
собой составную часть 
Гражданский кодекс 
РФ вслед за Конституцией признает 
частную, государственную, муниципальную 
и иные формы собственности и 
предусматривает, что права всех 
собственников защищаются равным образом 
При этом не выделяется в качестве самостоятельной 
формы собственность общественных организаций. 
Следовательно, существуют частная, государственная, 
муниципальная, смешанная и другие формы 
собственности. 
Государственная 
собственность подразделяется на собственность 
Российской Федерации и собственность 
субъектов Федерации, к муниципальной 
отнесена собственность, принадлежащая 
сельским и городским поселениям 
и другим муниципальным образованиям, 
а в составе государственной 
и муниципальной собственности 
выделено имущество, составляющее соответственно 
государственную и 
. Ст. 214 Гражданского 
кодекса РФ к государственной 
собственности в РФ относит 
имущество, принадлежащее на 
Имущество, находящееся 
в государственной 
В этой же статье 
дается крайне общее юридическое 
толкование государственной казны. 
Средства соответствующего бюджета 
и иное государственное имущество, 
не закрепленное за государственными 
предприятиями и учреждениями, составляют 
государственную казну 
Вместе с тем, 
практически исчезнув из современного 
лексикона специалистов, понятие "казна" 
имеет глубокие традиции и исторические 
корни. Она обозначала не только богатство, 
доход, имущество, но и специальные 
учреждения. В XIX в. окончательно формируется 
представление о казне как совокупности 
имущества и имущественных средств государства 
в противопоставлении с частным, общественным, 
общинным имуществом. 
В дореволюционной 
экономической литературе понятия 
"государственный" и "казенный" 
использовались как синонимы. Академик 
И. И. Янжул в "Основных началах 
финансовой науки", определяя содержание 
государственных (казенных) имуществ, 
писал: "Под именем "государственных 
имуществ" или "домен" (от франц. 
- domaine - владение) в широком смысле разумеется 
всякое имущество, движимое и недвижимое, 
принадлежащее государству как нравственному 
лицу, как юридическому субъекту и(или) 
находящееся во всеобщем пользовании 
всех жителей государства, или же вверенное 
правительству как представителю страны" 
Янжул И. И. Основные начала финансовой 
науки.- СПб., - 1904.- С. 101.. В составе государственного 
(казенного) имущества выделялись две 
части - имущественная и денежная (государственный 
бюджет). В лице казны государство юридически 
выступает как субъект определенных имущественных 
прав и интересов. 
Интересна, на наш 
взгляд, эволюция представлений о 
структуре казны, в которой четко 
отслеживается перенос акцентов 
с имущественной составляющей на 
финансовую, что связано с усилением роли 
финансов в современной экономике. Такой 
подход сохранялся довольно длительный 
период времени, что во многом определялось 
до недавнего времени абсолютным превосходством 
государственной собственности в административной 
экономике и тотальным контролем государства 
над всеми финансовыми потоками. 
Как нам представляется, 
когда речь идет о современной 
трактовке казны, в первую очередь 
необходим сбалансированный подход 
к ее составляющим - денежной, как 
части финансовой, и имущественной. 
Что касается денежной составляющей казны 
в понимании, адекватно отражающем рыночную 
ориентацию экономических реформ и развитие 
процессов бюджетно-налогового федерализма 
в России, это уже не государственный бюджет, 
часто отождествляемый с федеральным 
бюджетом, а общественные: федеральный, 
субфедеральные и муниципальные бюджеты, 
государственные социальные внебюджетные 
фонды, включая их территориальные структуры, 
местные внебюджетные фонды. См.: Пономаренко 
Е. В. Финансы общественного сектора России. 
- М.: Экономика. -2001. 
Именно важностью 
бюджета как инструмента 
Вместе с тем 
в бюджетно-налоговом 
Перечень объектов 
государственной собственности 
помимо традиционных (имущество РФ, 
в том числе федеральная 
Каждый из перечисленных 
объектов собственности может быть 
структурирован самостоятельно. Например, 
права на объекты интеллектуальной 
собственности могут 
. 
Представляется 
весьма конструктивной идея законодательного, 
бюджетно-налогового и организационного 
упорядочения отношений по поводу владения, 
распоряжения и использования объектов 
интеллектуальной собственности, принадлежащих 
государству.  
По оценкам 
специалистов, в развитых странах 
стоимость объектов интеллектуальной 
собственности составляет более 
половины стоимости любого предприятия. 
В нашей стране такие объекты 
практически повсеместно не включаются 
в состав нематериальных активов 
предприятия и не учитываются 
в составе имущества. Так, на пяти 
крупных предприятиях Свердловской 
области оценка по методике, отвечающей 
разрабатываемому государственному стандарту 
Российской Федерации "Единая система 
оценки имущества", показала, что 
в общей стоимости 
До массовой 
приватизации государственных предприятий 
нематериальные активы не были отражены 
на их балансе. Практически все они 
были приватизированы без 
Отсутствие же 
достаточного государственного контроля 
и дисциплины со стороны исполнителей 
научно-исследовательских и 
. 
Еще одной проблемой 
казны должен стать учет другого 
актива - разнообразных льгот и 
преференций, представляемых бюджетами 
разного уровня различным коммерческим 
предприятиям и проектам. 
Согласно положениям 
Бюджетного кодекса РФ, предоставление 
бюджетных инвестиций юридическим 
лицам, не являющимся государственными 
или муниципальными унитарными предприятиями, 
влечет возникновение права 
С несовершенством 
Бюджетного кодекса РФ связано, например 
то, что предоставив налоговые 
льготы при строительстве газопровода 
Голубой поток через Черное море в размере 
около 130 млрд. руб., что эквивалентно 12% 
инвестиций на строительство, государство 
не может получить причитающуюся часть 
собственности в газопроводе, поскольку 
средства были представлены не деньгами, 
а льготами Из выступления аудитора Счетной 
палаты РФ Ю. М. Воронина на научно-практическом 
семинаре "Бюджетная реформа и проблемы 
совершенствования бюджетного законодательства 
России" 25 февраля 2003 г. в Финансовой 
академии.. Предложение консорциуму предоставить 
пакет акций на соответствующую льготам 
сумму было оспорено юристами коммерческого 
предприятия, поскольку Бюджетный кодекс 
РФ не дает развернутого определения бюджетных 
инвестиций и их видов, позволяя признавать 
последние только в денежной форме. 
Исследуя экономическое 
содержание элементов государственной 
казны, считаю необходимым высказать 
свою позицию по некоторым другим 
- организационным и правовым аспектам 
ее деятельности. 
Я не разделяю точку 
зрения, согласно которой государственная 
казна должна быть организационно оформлена 
в отдельное ведомство на базе 
объединения ряда существующих федеральных 
структур - Министерства имущественных 
отношений РФ, Российского фонда 
федерального имущества, вероятно и 
Федерального казначейства, являющегося 
в настоящее время структурой 
Министерства финансов РФ. Гораздо 
более важным считаю разработку и 
принятие федерального закона (либо внесение 
дополнений в действующее бюджетно-