Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 20:54, курсовая работа
Объект исследования в данной курсовой работе является Российская Федерация, предметом исследования - доходы бюджета РФ.
Цель работы: рассмотреть понятие доходов бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.
Введение ..............................................................................................................................6
Глава 1. Принципы формирования доходов бюджета .....................................................8
1. 1. Экономическое содержание доходов бюджета .........................................................8
1. 2. Налоговые и неналоговые доходы ............................................................................ 9
1. 3. Доходы региональных и местных бюджетов............................................................16
Глава 2. Ретроспективный анализ доходов бюджета РФ................................................23
2.1. Анализ исполнения доходной части федерального и консолидированного бюджетов РФ за период 1991 - 1996 г.г.....................................................................................23
2. 2. Анализ доходов бюджета РФ за январь - февраль 1999 г. .................................. 32
Глава 3. Совершенствование бюджетной политики РФ..................................................41
3. 1. Совершенствование государственного финансового контроля.............................41
3. 2. Прогнозирование социально-экономического развития РФ на 2006-2008 г. г......50
Заключение.........................................................................................................................57
Список использованных источников.................................................................................58
Как нам представляется,
зона действия государственного финансового
контроля существенно сужена - под
него попадают преимущественно бюджетные
ресурсы, да и то, как правило, федерального
бюджета, государственные социальные
внебюджетные фонды, часть государственного
имущества. Практически утерян муниципальный
финансовый контроль, сокращен ведомственный
контроль. На мой взгляд, сфера государственного
финансового контроля должна быть существенно
расширена. В этой связи весьма перспективны
разработки такой экономической
категории, как государственная
казна в контексте изменений
в отношениях собственности.
С переходом
к рыночным отношениям расширились
содержание и структура форм собственности,
в том числе государственной.
Экономическое содержание собственности
отражает экономические отношения
и роль объекта в соответствующей
системе общественного
Соответственно
следует признать, что выработанное
экономической наукой и используемое
практикой хозяйствования представление
о содержании государственной собственности
и государственной казны должно
быть конкретизировано и дополнено
новыми составляющими См.: Бурцев В.В.
Организация системы государственного
финансового контроля в Российской Федерации:
теория и практика. - М.: Дашков и К. - 2002.-
С. 14.
.
Казна представляет
собой составную часть
Гражданский кодекс
РФ вслед за Конституцией признает
частную, государственную, муниципальную
и иные формы собственности и
предусматривает, что права всех
собственников защищаются равным образом
При этом не выделяется в качестве самостоятельной
формы собственность общественных организаций.
Следовательно, существуют частная, государственная,
муниципальная, смешанная и другие формы
собственности.
Государственная
собственность подразделяется на собственность
Российской Федерации и собственность
субъектов Федерации, к муниципальной
отнесена собственность, принадлежащая
сельским и городским поселениям
и другим муниципальным образованиям,
а в составе государственной
и муниципальной собственности
выделено имущество, составляющее соответственно
государственную и
. Ст. 214 Гражданского
кодекса РФ к государственной
собственности в РФ относит
имущество, принадлежащее на
Имущество, находящееся
в государственной
В этой же статье
дается крайне общее юридическое
толкование государственной казны.
Средства соответствующего бюджета
и иное государственное имущество,
не закрепленное за государственными
предприятиями и учреждениями, составляют
государственную казну
Вместе с тем,
практически исчезнув из современного
лексикона специалистов, понятие "казна"
имеет глубокие традиции и исторические
корни. Она обозначала не только богатство,
доход, имущество, но и специальные
учреждения. В XIX в. окончательно формируется
представление о казне как совокупности
имущества и имущественных средств государства
в противопоставлении с частным, общественным,
общинным имуществом.
В дореволюционной
экономической литературе понятия
"государственный" и "казенный"
использовались как синонимы. Академик
И. И. Янжул в "Основных началах
финансовой науки", определяя содержание
государственных (казенных) имуществ,
писал: "Под именем "государственных
имуществ" или "домен" (от франц.
- domaine - владение) в широком смысле разумеется
всякое имущество, движимое и недвижимое,
принадлежащее государству как нравственному
лицу, как юридическому субъекту и(или)
находящееся во всеобщем пользовании
всех жителей государства, или же вверенное
правительству как представителю страны"
Янжул И. И. Основные начала финансовой
науки.- СПб., - 1904.- С. 101.. В составе государственного
(казенного) имущества выделялись две
части - имущественная и денежная (государственный
бюджет). В лице казны государство юридически
выступает как субъект определенных имущественных
прав и интересов.
Интересна, на наш
взгляд, эволюция представлений о
структуре казны, в которой четко
отслеживается перенос акцентов
с имущественной составляющей на
финансовую, что связано с усилением роли
финансов в современной экономике. Такой
подход сохранялся довольно длительный
период времени, что во многом определялось
до недавнего времени абсолютным превосходством
государственной собственности в административной
экономике и тотальным контролем государства
над всеми финансовыми потоками.
Как нам представляется,
когда речь идет о современной
трактовке казны, в первую очередь
необходим сбалансированный подход
к ее составляющим - денежной, как
части финансовой, и имущественной.
Что касается денежной составляющей казны
в понимании, адекватно отражающем рыночную
ориентацию экономических реформ и развитие
процессов бюджетно-налогового федерализма
в России, это уже не государственный бюджет,
часто отождествляемый с федеральным
бюджетом, а общественные: федеральный,
субфедеральные и муниципальные бюджеты,
государственные социальные внебюджетные
фонды, включая их территориальные структуры,
местные внебюджетные фонды. См.: Пономаренко
Е. В. Финансы общественного сектора России.
- М.: Экономика. -2001.
Именно важностью
бюджета как инструмента
Вместе с тем
в бюджетно-налоговом
Перечень объектов
государственной собственности
помимо традиционных (имущество РФ,
в том числе федеральная
Каждый из перечисленных
объектов собственности может быть
структурирован самостоятельно. Например,
права на объекты интеллектуальной
собственности могут
.
Представляется
весьма конструктивной идея законодательного,
бюджетно-налогового и организационного
упорядочения отношений по поводу владения,
распоряжения и использования объектов
интеллектуальной собственности, принадлежащих
государству.
По оценкам
специалистов, в развитых странах
стоимость объектов интеллектуальной
собственности составляет более
половины стоимости любого предприятия.
В нашей стране такие объекты
практически повсеместно не включаются
в состав нематериальных активов
предприятия и не учитываются
в составе имущества. Так, на пяти
крупных предприятиях Свердловской
области оценка по методике, отвечающей
разрабатываемому государственному стандарту
Российской Федерации "Единая система
оценки имущества", показала, что
в общей стоимости
До массовой
приватизации государственных предприятий
нематериальные активы не были отражены
на их балансе. Практически все они
были приватизированы без
Отсутствие же
достаточного государственного контроля
и дисциплины со стороны исполнителей
научно-исследовательских и
.
Еще одной проблемой
казны должен стать учет другого
актива - разнообразных льгот и
преференций, представляемых бюджетами
разного уровня различным коммерческим
предприятиям и проектам.
Согласно положениям
Бюджетного кодекса РФ, предоставление
бюджетных инвестиций юридическим
лицам, не являющимся государственными
или муниципальными унитарными предприятиями,
влечет возникновение права
С несовершенством
Бюджетного кодекса РФ связано, например
то, что предоставив налоговые
льготы при строительстве газопровода
Голубой поток через Черное море в размере
около 130 млрд. руб., что эквивалентно 12%
инвестиций на строительство, государство
не может получить причитающуюся часть
собственности в газопроводе, поскольку
средства были представлены не деньгами,
а льготами Из выступления аудитора Счетной
палаты РФ Ю. М. Воронина на научно-практическом
семинаре "Бюджетная реформа и проблемы
совершенствования бюджетного законодательства
России" 25 февраля 2003 г. в Финансовой
академии.. Предложение консорциуму предоставить
пакет акций на соответствующую льготам
сумму было оспорено юристами коммерческого
предприятия, поскольку Бюджетный кодекс
РФ не дает развернутого определения бюджетных
инвестиций и их видов, позволяя признавать
последние только в денежной форме.
Исследуя экономическое
содержание элементов государственной
казны, считаю необходимым высказать
свою позицию по некоторым другим
- организационным и правовым аспектам
ее деятельности.
Я не разделяю точку
зрения, согласно которой государственная
казна должна быть организационно оформлена
в отдельное ведомство на базе
объединения ряда существующих федеральных
структур - Министерства имущественных
отношений РФ, Российского фонда
федерального имущества, вероятно и
Федерального казначейства, являющегося
в настоящее время структурой
Министерства финансов РФ. Гораздо
более важным считаю разработку и
принятие федерального закона (либо внесение
дополнений в действующее бюджетно-