Благодеяние как этическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 23:25, реферат

Краткое описание

Благодеяние – (то же, что добродеяние), действие, направленное на благо другого, других, группы. Как особый тип действия и человеческих отношений Б. генетически восходит к отношениям взаимопользования и обмена. Критическое осмысление Б. в античности и происходит в сопоставлении с этими отношениями и в последовательном отличении от этих отношений. Демокрит специально указывал на бескорыстность Б.; Аристотель, отличая Б. от услуги, одолжения, помощи, – на то, что Б. оказывается ради блага самого по себе тех, на кого оно направлено

Файлы: 1 файл

благодеяние.docx

— 18.84 Кб (Скачать)

Благодеяние как  этическая категория.

Благодеяние – (то же, что добродеяние), действие, направленное на благо другого, других, группы. Как особый тип действия и человеческих отношений Б. генетически восходит к отношениям взаимопользования и обмена. Критическое осмысление Б. в античности и происходит в сопоставлении с этими отношениями и в последовательном отличении от этих отношений. Демокрит специально указывал на бескорыстность Б.; Аристотель, отличая Б. от услуги, одолжения, помощи, – на то, что Б. оказывается ради блага самого по себе тех, на кого оно направлено. Рассматривая проблему Б. непосредственно в связи с дружбой; Аристотель в разных выражениях подчеркивает, что Б. "оказывают преимущественно друзьям" и принимать Б. правильно именно от друга, а от других, творящих добро не ради самого добра – ошибочно. В отношениях с друзьями нужно стремиться оказывать, а не принимать Б. В то же время, долг Б., по Аристотелю, безусловно подчинен долгу благодарности.

В трактате "О благодеяниях" (63-65 гг. н.э.) Сенека ( Люций Анней [ ок. 4 н. э. — 65] — римский философ и поэт) развивает темы, обсуждавшиеся в классической античности: Б. бескорыстно, оно совершается ради другого, а не ради честолюбия (Любовь к почестям, жажда почестей, стремление к ним) дающего и независимо от того, встречает ли оно благодарность и ответные услуги или нет, иначе следует говорить не о Б., а долге или ссуде. Хотя Б. и заключено в оказании помощи и радении о благе другого, суть его нематериальна, ибо оно ценно не количеством, но особым расположением духа дающего, так что "ласковая рука" ценнее "руки полной ". Говоря о характере Б., Сенека указывает, что прежде следует оказывать необходимые Б., затем – полезные, потом – приятные. Б., по Сенеке, не непременно должно осуществиться в благотворительности, но также в милостивости, щедрости, деятельном великодушии.

Б. следует оказывать, учитывая конкретные интересы человека и окружающих его  людей. На это указывал Цицерон (De Offic. I, XIV-XV), подчеркивая, что совершая Б., следует помнить о том, что и доброта, оказанная неуместно, несообразно или неуклюже, может вредить человеку. Б. одним не должно совершаться за счет других; в частности, Б. не должно превышать возможностей благодетеля, чтобы не нарушались тем самым права его ближайших родственников (позже на это обстоятельство обратил внимание и И.Кант: благодетельствование других не должно приводить к тому, чтобы сам благодетель объективно становился необходимым объектом Б.).

По  сравнению с Аристотелем адресат  Б. Сенекой и Цицероном существенно  расширяется. Б следует оказывать как тем, про которых точно известно, что они будут благодарны, так и тем, на благодарность со стороны которых надеяться не приходиться. Эта мысль, свидетельствующая о существенном расширении горизонта морального мышления поздней античности, почти повторяет наставление Лао-цзы: добро следует делать как добрым, так и недобрым, тем самым воспитывая добродетель в других и осуществляя свое дао (Дао де цзин, «Путь человека»  Дао – это с одной стороны путь, а с другой – отношение к жизни, т.е. часть мировоззрения. И разорвать эти две части невозможно. ). Но "делать добро всем" не значит – всем без разбора. В Б. нужен порядок: при всей благожелательности Б. не должно быть расточительным. Б. должно укреплять союз между людьми, и потому благодетельствовать нужно прежде всего более близким.

Об  этом же говорит и апостол . Павел: "Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче(«преимущественно», «наиболее», «пуще всего») своим по вере" (Галат. 6:10), – притом, что в христианстве принципиально утверждается универсальная направленность Б. (см. Агапэ, Заповедь любви, Милосердие). В отдании приоритета близким в требовании Б. менее всего следует усматривать корпоративность. Благотворение близким редко обсуждается в качестве моральной максимы, поскольку подразумевается, что указание "как самого себя" в заповеди любви предполагает и близких; однако помощь ближним не должна препятствовать исполнению наших обязательств перед близкими.

В христианской этике Б. рассматривается как непосредственное воплощение милосердной любви и, более того, ее условие. Христианская любовь – деятельна; это значит как то, что она выражается в живом чувстве и практическом деянии, так и то, что ее действительность в конкретном человеке предопределена его способностью к Б. На это указывал И.Кант: требование любви к ближнему не предполагает, что прежде надо полюбить его, а затем сделать ему добро; наоборот, начинать надо с Б., которое и пробуждает человеколюбие – как "навык склонности к благодеянию вообще". О том же говорит Ф.М.Достоевский устами старца Зосимы ("Братья Карамазовы" II, IV).

Однако  совет начинать с добродеяния хорош при условии, что само доброе дело совершается ради тех, в отношении кого оно предпринимается. Как показывает нравственная практика, добро нередко делается не "по идеалу" и не ради другого человека, а из эгоизма. Таково т.н. мнимое Б. Согласно скептической или (более или менее) нигилистической традиции (Человек, относящийся ко всему резко,отрицательно) в истории мысли, любое Б., сколь бы самоотверженным они ни выглядело, в своих глубинных мотивах эгоистично (или разумно-эгоистично), т.е. мнимо (софисты,  термин, которым в древнегреческой литературе обозначали: 1) умных, изобретательных, искусных, знающих людей, иногда людей специальной профессии; 2) в узком смысле — учителей мудрости и красноречия, философов 2-й половины 5—1-й половины 4 вв. до н. э. Б.Мандевиль, П.А.Д.Гольбах, М.Штирнер, Ф.Ницше). 

Мнимое  Благодеяние, несомненно, реально, но как особый (девиантный, отклоняющийся от общепринятых норм, правил) случай  Благодеяния    как такового. Разновидности мнимого, или девиантного Б. поддаются следующей типологизации: а) апробативное Б., совершаемое в надежде на одобрение и благодарность других; б) разумно-эгоистическое Б., при к-ром содействие благу другому является средством достижения собственного блага деятеля; в) эгоистическое (корыстное) Б., главная цель которого – явное или скрытое удовлетворение потребностей самого "благотворителя"; г) "идеалистическое" Б., совершаемое из мотива исполнить долг (ради долга), идеала (ради идеала) или из благородного порыва; при этом тот, кому оказывается помощь, при этом как бы и не принимается благотворителем в расчет; д) патерналистское Б., совершаемое с целью завоевать сердце и волю того, кому оно оказывается; Благодеяние  таким образом оказывается всего лишь инструментом властвования, подавления.

Действительные  этические и прагматические трудности  Б. возникают в особенных ситуациях  отношения к падшим и тем более  преступившим законы права и человечности. Психологические трудности человеческих отношений по поводу Б. связаны с  тем, что Б. может восприниматься, в особенности благодетельствуемым, как то, что провоцирует и закрепляет неравенство между людьми.

В современной мысли проблема Б. сместилась в область психологии (в частности, социальной психологии) и обсуждается  в рамках более общей темы помогающего  поведения (ср. Щедрость).


Информация о работе Благодеяние как этическая категория