Счастье как этическая
категория
С категорией «смысл
жизни» тесно связано понятие
«счастье». Если смысл жизни
— это как бы объективная
оценка значимости существования
человека, то счастье — это
сопровождающееся чувство глубокой
моральной удовлетворенности личностное
переживание полноты своего бытия,
результатов своей жизнедеятельности.
Поэтому счастье всегда связано
с ощущением необыкновенного
подъема духовных и физических
сил, стремлением к переживанию
всей многомерности бытия, а
состояние счастья прямо противоположно
состоянию пассивности, равнодушия,
инертности.
Правда если понимать
счастье лишь как чувство удовлетворения,
то придется признать равноценность
любых переживаний удовлетворенности,
а значит, и счастья: и в случае
совершения добра, и в случае
совершения зла. Поэтому существует
множество «моделей» счастья
— общепризнанных и личных, в
рамках которых счастье соотносится
с благом — с обладанием
им или созиданием его. Однако
и здесь «возможны варианты».
В гуманистической
этике существует мнение: для
того чтобы человек был счастлив,
он должен не иметь, а быть
(Э. Фромм) — быть нравственно
автономной, самодостаточной личностью,
отличающейся определенными моральными
качествами. Поэтому счастье —
это осуществление внутренней
свободы, процесс реализации глубочайшего
личного «хотения». Необходимые
условия счастья: Объективные —
удовлетворение основных жизненных потребностей
человека. Поэтому материальное благополучие
и жизненный комфорт — еще не счастье,
а лишь норма человеческого существования,
условие счастья. Субъективны — внутренняя
готовность и способность личности к счастью
— своего рода талант, в котором проявляется
глубина и яркость личности, ее внутренняя
энергия. В конечном счете это — нормальное
состояние человека. И поэтому отказ от
счастья есть предательство личности,
подавление в себе собственной индивидуальности,
а утрата способности к счастью – показатель
деградации личности, душевного хаоса,
неспособности найти главную линию в жизни.
Итак, для счастья необходимы следующие
условия: оптимальное удовлетворение
материальных потребностей; самореализация
личности через профессиональную деятельность
и бескорыстное общение. Некоторые особенности
и «законы» счастья: Счастье можно обрести
только в процессе самоосуществления,
самореализации личности. Оно невозможно
при пассивном образе жизни. Счастье не
есть непрерывное состояние радости. В
нем нельзя пребывать, как в некой «зоне
непрекращающихся удовольствий». Это
- миг, «звездный час» человека, наиболее
яркие точки его жизни.
Предчувствие, предвкушение
счастья, его ожидание часто значительнее,
острее и ярче, чем его осуществление.
Счастье существует только во взаимном
общении, во взаимодействии людей. Им нельзя
владеть, обособившись ото всех. Для счастья
всегда нужны другие: только тогда, когда
другие приобщены к «моему» счастью, а
я к счастью других — только тогда счастье
сохраняет свою полноценность, наполненность.
Счастье не может быть абсолютным. Оно
— не полное отсутствие несчастий, но
способность преодолевать невзгоды и
неудачи. Счастье временно, преходяще.
Когда мы счастливы, мы всегда испытываем
неосознанный страх: страх потерять счастье,
страх, что оно пройдет, кончится. Это,
с одной стороны, омрачает счастье, придает
ему привкус горечи, а с другой — ориентирует
нас на бережное отношение к счастью.
Счастье не есть
безмятежность и спокойствие,
оно всегда сопряжено с борьбой
— преодолением тех или иных
обстоятельств. Переживание полноты
бытия, достижение глубокого внутреннего
удовлетворения невозможно без
преодоления собственной инертности,
пассивности, внешних обстоятельств,
наконец, без преодоления «самого
себя». Счастье может базироваться
не только на высоких моральных
ценностях, в его основе могут
лежать и антиценности ради
которых человек иногда сознательно
идет на саморазрушение личности,
будучи не в состоянии отказаться
от мгновений пусть призрачного,
но счастья. Мера счастья зависит
от степени нравственности индивида:
удовольствие в жизни может
испытать каждый, счастье — только
по-настоящему нравственный человек.
Дружба как
высшая форма общения: Дружба признается
величайшей социальной и нравственной
ценностью большинством людей, считающих
ее при этом ценностью очень редкой. Дружба
— это близкие взаимоотношения, основанные
на глубокой личной привязанности и симпатии,
нa единстве взглядов, интересов и жизненных
целей, которые выражаются в стремлении
к длительному разностороннему общению.
Дружба — это
одно из проявлений любви к
человеку, единства между людьми,
душевного резонанса друг с
другом. Утверждение исключительности,
несравненности друга равносильно
признанию его абсолютной ценностью.
Основные критерии
и свойства дружбы.
1) Близость и эмоциональность,
связанные с избирательностью
и исключительностью дружбы, обусловливают
такие ее критерии, как бескорыстие,
преданность и верность, требовательность
и принципиальность, искренность
и доверие.
2) Бескорыстие в дружбе
предполагает такие отношения,
которые свободны от соображений
выгоды и строятся на готовности
помочь друг другу, порой в
ущерб своим личным интересам.
Преданность и верность друга
укрепляют веру человека в
собственные силы.
Характер наших
личных взаимоотношении неодинаков:
знакомство, приятельство, товарищество
и дружба — имеют свои отличительные
особенности, личностный смысл
и нравственную ценность. Так,
например, при отношениях, характеризуемых
как «просто знакомые », взаимное
расположение формируется по
законам первого впечатления
и под воздействием факторов
привлекательности. Отношения «просто
знакомы» не имеют определенного
«знака» эмоций, т. е. знакомство
может быть приятным или неприятным.
Формы поддержания отношений
в обоих случаях определяются
нормами данной группы и не
накладывают на человека дополнительных
нравственных обязательств.
Дружба — понятие
историческое. На различных этапах
общественного развития оно приобретало
новые качества и реализовывалось
в различных формах (братство
по оружию, отношения, основанные
на общности духовных интересов,
близость отношений и связей,
обусловленных частыми деловыми
контактами, эмоциональная привязанность
и др.). Дружеские отношения могут
быть основаны и на контактах
в решении больших социальных
задач (например, творческая и
личностная дружба А. И. Герцена
и Н. П. Огарева, К. Маркса
и Ф. Энгельса и др.). В благоприятных
социально-исторических условиях
понятие дружбы может распространяться
и на отношения целых народов.
Нравственная ценность дружбы
определяется целями и установками,
лежащими в ее основе.
Товарищеское общение
возникает в процессе деятельности,
в то время как дружеское
может происходить в любой,
самой пассивной форме. Возникновение
дружеской привязанности в наибольшей
степени обусловлено сходством
установок и интересов. С другой
стороны, возникая в силу сходства
или комплементарности (взаимодополнительности)
людей, дружба, затем, выступает фактором,
способствующим усилению этих свойств.
Мы дружим с теми, кто во многих вопросах
придерживается сходных позиций, но мы
склонны искать сходные позиции в спорах
с нашими друзьями потому, что они — наши
друзья. Нравственная ценность дружбы
для абсолютного большинства людей выше
ценности личной позиции, или, во всяком
случае, чтобы переступить через дружеские
отношения во имя собственных принципов,
всегда нужны дополнительные серьезные
основания.
Нравственная ценность
обязательности дружбы противоречива.
Это противоречие проявляется
и на уровне общественного
сознания, и на уровне личностной
позиции. С одной стороны, бросить
друга, предать друга — зло,
которое безусловно осуждается общественной
моралью. Больше того, в мужском мире ценность
дружбы выше ценности любви, и отказ от
первой во имя второй ценится выше, чем
противоположный акт. С другой стороны,
безусловность дружеской поддержки подвергается
постоянному давлению со стороны общества.
Родители и учителя претендуют на право
разрушать ценность подростковой дружбы
во имя блага самих подростков.
Дружеские отношения
отличаются интимной доверительностью.
Дружба предполагает исповедь, совет,
опеку. Друзья — люди, на которых
мы не боимся сваливать свои
проблемы. С другой стороны, обязанность
друга — критиковать и высказывать
нелицеприятные суждения, определяет
высокую нормативность и этическую нагруженность
дружеских отношений. Почему же люди предпочитают
дружеские обязательства приятельскому
комфорту? Потому, что взаимность поддержки
и оценки обеспечивают в большей степени
удовлетворение потребностей в безопасности,
любви и самоуважении. Английский философ
К. Льюис писал, что «дружба — это любовь
богов потому, что в ней нет ничего биологического».
Тем самым он подчеркивал, что в дружбе
нет ничего, что заставляло бы нас дружить,
кроме взаимной радости общения.