Бюджетный федерализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является раскрытие основного экономического содержания бюджетного федерализма. Для этого последовательно рассмотрены сущность, принципы, модели, механизмы функционирования, проблемы и направления развития бюджетного федерализма.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность, содержание, модели бюджетного федерализма ………5
1. 1. Понятие бюджетного федерализма ……………………………………..5
1. 2. Принципы бюджетного федерализма ......................................................8
1. 3. Модели бюджетного федерализма ………………………………………..12
1. 4. Законодательная основа бюджетного федерализма …………………..16
Глава 2. Механизм функционирования бюджетного федерализма
в Российской Федерации ……………………………………………………..21
2. 1. Разграничение расходных и доходных полномочий бюджетов разных уровней……………………………..…………………………………………….21
2. 2. Механизмы вертикального и горизонтального бюджетного
выравнивания …………………………………………………………………24
Глава 3. Проблемы и направления развития бюджетного федерализма в Российской Федерации ……………………………………………………….29
Заключение ……………………………………………………………………....33
Список использованной литературы ………………………………...………...35

Файлы: 1 файл

бюджетный федерализм РФ.docx

— 53.71 Кб (Скачать)

Таким образом, направление развития действующей  модели бюджетного федерализма в  России  видится в единой увязке цели бюджетного федерализма – как  компромисса интересов Федерации  и ее субъектов, основанного на обеспечении  условий саморазвития; собственности  как основы самообеспеченности регионального  развития; налоговой политики как  инструмента государственного управления собственностью.

Конечные  цели реформы межбюджетных отношений  находятся в русле общих целей  государственной политики: экономический  рост, повышение уровня и качества жизни населения, формирование гражданского общества и демократических институтов, повышение эффективности и ответственности  государственной власти.

 

 

 

 

 

Заключение

Принцип бюджетного федерализма жизненно важен  для  Российского государства, отличающегося  не только своими масштабами, но и экономическим, национальным, историческим, социально-политическим многообразием регионов. В многонациональной России федерализм способствует с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества.

Реализация концепции бюджетного федерализма основана на сочетании двух взаимодополняющих тенденций — конкуренции между региональными органами на рынке социальных услуг, выравнивании условий этой конкуренции и обеспечении на всей территории страны общенациональных минимальных стандартов.

Таким образом, бюджетный федерализм — одно из сложнейших направлений  экономических реформ, охватывающих область экономических, финансовых и политических отношений.

С полным правом можно сказать, что в Российской Федерации установлена конституционная модель бюджетного федерализма, так как именно Конституция определяет такие общие принципы бюджетной системы, как разграниченность и самостоятельность бюджетов всех уровней.

Сущность бюджетного федерализма  представляет собой взаимодействие экономических и политических интересов властных структур государства разных уровней, направленных на формирование, присвоение, распоряжение и использование денежных ресурсов общества посредством системы налогов, платежей, сборов и системы бюджетных ассигнований и расходов.

Отличительной особенностью проблемы бюджетного федерализма  является то, что она фокусирует в себе общечеловеческие интересы и  трансформирует их в систему координат  денежных отношений. Соответственно в  зависимости от степени развития денежных отношений каждое государство  ищет и находит свои решения этой проблемы, оптимальные в конкретной исторической и экономической ситуации. Вместе с тем бездумный перенос  найденных решений в другие условия дает совершенно бессмысленные, а подчас и просто опасные результаты. Поэтому Россия, используя богатый опыт мировой экономической теории и практики, должна найти свои собственные пути решения проблемы бюджетного федерализма.

Модель  бюджетного федерализма в России во многом уникальна. Наличие 88 субъектов  Федерации определяет сложность  конструкции, которая должна учесть различия не только экономического, но и исторического, географического, климатического, национального характера. Кроме того, полная и последовательная реализация механизма бюджетного федерализма осложнена в настоящее время общей нехваткой бюджетных средств, обусловленной тяжелыми последствиями экономических и финансовых кризисов 90-х годов. Поэтому главная задача государственной власти — выбрать оптимальную модель бюджетных отношений в стране и, реализуя ее, устранять возникающие противоречия, диспропорции.

В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее  время необходимо все более осознанно  сближать бюджетный федерализм с общей макроэкономической политикой рыночных реформ. Решение проблем бюджетного федерализма в конечном итоге позволит стабилизировать российскую государственность, повысить управляемость и объективность рыночной экономической системы.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Годин А. М., Максимова Н. С., Подпорина И. В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп.  – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. – 568 с.
  2. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / под ред. И. К. Мацкуляка – М.: Издательство РАГС, 2003. 680 с.
  3. Грицюк Т. В.  Государственное регулирование экономики: Теория и практика – М.:РДЛ, 2005. – 288с.
  4. Грицюк Т. В.  Фискальный федерализм и межбюджетные отношения. - М.: Финансы и статистика, 2004. – 320 с.
  5. Игнатов В. Г., Бутов В. И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: «МарТ», 2005. – 352 с.
  6. Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика,2006. – 496 с.
  7. Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 5-е изд., испр. и доп.  – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. – 308 с.
  8. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник. – 2-е изд. перераб. и доп./ В. К. Сенчагов, А. И. Архипов и др.; под ред. Сенчагова, А. И. Архипова. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 720 с.
  9. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/Под ред. проф. Г. Б. Поляка. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 512 с.
  10. Христенко В. Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. – М.: Дело, 2002. – 608 с.
  11. Шамхалов Ф. Государство и экономика. Основы взаимодействия: Учебник – М.: Экономика, 2000. - 384 с.
  12. Минаков А. В., Ковалевич М. К. Анализ распределения и использования финансовой помощи субъектам Российской федерации с помощью бюджетных фондов // Экономический анализ: теория и практика – 2006 №5(62) – 43-49 с.
  13. Панасков В. Бюджетная реформа: нерешенные вопросы налогового обеспечения финансовых потребностей субъектов Федерации и муниципальных образований// Российский экономический журнал – 2005 № 9-10 – 26-32 с.
  14. Придачук М. П.  Становление и развитие бюджетного федерализма в России // Финансы – 2003 № 1
  15. Ходасевич С. Бюджетный федерализм: оценка условий // Экономист – 2004 № 4 – 29-35 с.
  16. Якобсон Л. Бюджетная реформа: Федерализм или управление по результатам? // Вопросы экономики – 2006 № 8 – 31-43 с.
  17. Багратуни К.Ю. Регулирование межбюджетных отношений в странах с федеративным государственным устройством // Университетская информационная система Россия http://www.cir.ru
  18. Лавров А. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация. // Университетская информационная система Россия http://www.cir.ru

Черников  В. А. Проблемы выравнивания и местное  самоуправление. // Университетская информационная система Росси

 


Информация о работе Бюджетный федерализм