Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:39, курсовая работа
Целью работы является раскрытие основного экономического содержания бюджетного федерализма. Для этого последовательно рассмотрены сущность, принципы, модели, механизмы функционирования, проблемы и направления развития бюджетного федерализма.
Введение ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность, содержание, модели бюджетного федерализма ………5
1. 1. Понятие бюджетного федерализма ……………………………………..5
1. 2. Принципы бюджетного федерализма ......................................................8
1. 3. Модели бюджетного федерализма ………………………………………..12
1. 4. Законодательная основа бюджетного федерализма …………………..16
Глава 2. Механизм функционирования бюджетного федерализма
в Российской Федерации ……………………………………………………..21
2. 1. Разграничение расходных и доходных полномочий бюджетов разных уровней……………………………..…………………………………………….21
2. 2. Механизмы вертикального и горизонтального бюджетного
выравнивания …………………………………………………………………24
Глава 3. Проблемы и направления развития бюджетного федерализма в Российской Федерации ……………………………………………………….29
Заключение ……………………………………………………………………....33
Список использованной литературы ………………………………...………...35
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
Исходным
условием обеспечения принципа самостоятельности
бюджетов является разграничение бюджетных
полномочий между органами власти различных
уровней. Это означает законодательное
разграничение предметов
Самостоятельность бюджетов предполагает прежде всего право законодательных (представительных) органов власти на каждом уровне самостоятельно осуществлять бюджетный процесс (составлять, утверждать, исполнять бюджет и контролировать его исполнение).
Законодательное
закрепление бюджетной
Самостоятельность
каждого бюджета может быть обеспечена
только при условии, что соответствующий
орган власти обладает достаточными
собственными источниками финансовых
ресурсов и вправе свободно распоряжаться
ими в соответствии с выполняемыми
функциями, при этом несет полную
ответственность в
Самостоятельно
управлять процессом
Этот принцип
может быть полностью реализован
лишь в условиях функционирования такого
механизма разграничения
Принцип равенства
бюджетных прав означает, что для
всех субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления
государство устанавливает
Равенство бюджетных прав означает
также применение единых формализованных
методов распределения
1.3 Модели бюджетного федерализма
Мировой опыт демонстрирует отсутствие идеальной модели бюджетного федерализма. Причины этого кроются в сильнейшем влиянии политики и исторических событий на бюджетно-налоговое устройство разных стран. В настоящее время различается несколько моделей – модель фискального, бюджетно-налогового и конкурентного федерализма.
Наиболее
распространенной является модель фискального
федерализма. Она напрямую зависит
от типа налоговой системы и порядка
распределения налогов по уровням
бюджетной системы страны. В ряде
европейских стран с
В числе положительных
характеристик модели фискального
федерализма называют экономичность
централизованного сбора
Вместе с тем у этой модели
много недостатков – стремление
к излишней централизации налоговых
функций, унитарному типу государственного
управления, т. е. ограничению финансовой
децентрализации и финансовой самостоятельности
субфедеральных и местных органов
власти. Европейские страны, использующие
модель фискального федерализма, компенсируют
ее недостатки с помощью четкого
распределения бюджетных
В США, Канаде
используется другая модель – модель
бюджетно-налогового федерализма. В
ней бюджетный федерализм понимается
не только как фискальный, он акцентирует
ориентиры бюджетной политики на
территориальное развитие, самообеспечение
территорий, их экономическую
В основе этой
модели - налоговая система, характеризующаяся
наличием параллельных и независимых
друг от друга систем сбора налогов
(федеральной и региональной), одновременное
использование двумя
В модели бюджетно-налогового
федерализма уделяется большее
внимание экономическим стимулам (превалирует
программно-целевой подход в реализации
бюджетных ориентиров), а не административным
инструментам (налогам). Ориентация на
поиск побудительных мотивов
для привлечения провинций к
решению к решению
Суть конкурентного федерализма в том, что его участники рассматриваются не как партнеры, а как конкурентные игроки во взаимоотношениях центра и регионов, центрального правительства и региональных правительств, региональной власти, юридических и физических лиц, действующих на территории.
В модели конкурентного
федерализма фирмы и население
стремятся выбрать наиболее выгодные
и приемлемые для себя и своего
бизнеса условия
Налоговые,
или фискальные, аспекты федеративных
отношений рассматриваются в
рамках концепции конкурентного
федерализма как отражение
Конкурентный
федерализм считает поиск оптимальной
модели бессмысленным в силу нестабильности
статичной модели в динамично
изменяющихся условиях переходной экономики.
Разработка правил конкуренции между
органами власти делает акцент на необходимости
существенно более весомой
Западные федеративные системы, пройдя различные этапы социально-экономического развития в рамках конкурентного федерализма, достигли стадии высокой централизации законодательных, экономических, фискальных функций, например, в рамках Европейского союза.
1. 4 Законодательная основа
в Российской Федерации
Бюджетный федерализм, с правовой точки зрения - это разграничение полномочий между центральными органами государственной власти Российской Федерации в области бюджета.
Основными законодательными актами федерального уровня, регламентирующими основы правовых бюджетных отношений и бюджетного федерализма в частности, являются:
Согласно Конституции РФ должны быть разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами субъектов Федерации, в том числе в области бюджета. Это разграничение, как уже говорилось выше, является одним из основных принципов бюджетного федерализма, который предусмотрен ст. 11 Конституции РФ, федеративными и иными (двусторонними) договорами между Российской Федерацией и ее субъектами.
Глава 3 Конституции РФ посвящена изложению норм федеративного устройства Российской Федерации.
В статьях 71, 72, 73 определяются предметы ведения Российской Федерации (в том числе федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития), предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления). Вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73).
Важную роль в бюджетной системе России играет местное самоуправление. В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, владение. пользование и распоряжение муниципальной собственностью.