Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 20:59, курсовая работа
Цель этой курсовой работы заключается в попытке раскрыть сущность и значение бюджетного дефицита в Российской Федерации. Также я попытаюсь указать действия нашего Правительства управлению бюджетным дефицитом и их ошибки. Попробую привести в пример опыт зарубежных правительств. Рассмотрю наиболее важные проблемы бюджетного дефицита и проанализирую возможные пути развития.
Введение ……………………………………………………………………………2
ГЛАВА.
1. Сущность бюджетного дефицита..……………………………………………..5
1.1 Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения……………...5
1.2 Виды бюджетного дефицита……………………………………………………10
1.3 Способы финансирования бюджетного дефицита………………………........12
Источники финансирования бюджетного дефицита………………………….17
1.5 Государственный долг, как следствие бюджетного дефицита……….............24
ГЛАВА.
2. Проблемы управления бюджетным дефицитом в РФ………………………30
2.1 Анализ бюджетного дефицита в РФ ……………….……………………………30
2.2 Зарубежный опыт управления бюджетным дефицитом………………………..36
2.3 Возможные пути решения проблем управления бюджетным дефицитом РФ в
рамках использования зарубежного опыта…………………………………….40
ГЛАВА.
3. Анализ количественных показателей государственного долга РФ……….46
Заключение…………………………………………………………………………49
Список литературы………………………………………………………………...51
Приложение………………………………………………………………………...
Государство должно иметь мощную, налоговую и бюджетную законодательную базу, защищающую национального производителя. Проведение в жизнь политики защиты мелкого и среднего производителя на внутреннем рынке и национального производителя от ретивых импортеров дает положительные результаты в виде увеличения доли отечественной продукции и соответственно налогооблагаемой прибыли (доходной части бюджета).
Кроме того, нельзя не учитывать
в качестве внутреннего
Правительство РФ, реализуя профицитную политику (прежде всего за счет ограничения государственных вложений в собственную экономику), конечная цель которой выплаты по государственному долгу, объективно обеспечивает российскими финансовыми ресурсами развитие не собственной экономики, а экономики стран-кредиторов. Такая политика управления бюджетным дефицитом ведет к дальнейшему разбалансированию не только бюджетной системы, но и всех государственных финансов в целом.
Основной стратегической задачей бюджетной политики России должно быть не сокращение внутренних бюджетных расходов, что предусматривается долгосрочной правительственной политикой, а их наращивание до параметров, соответствующих потребностям современной высокотехнологичной рыночной экономики и высокому уровню социальных расходов, достигнутому развитыми странами.
Я полагаю, что целевым критерием бюджетной политики должен стать рост объемов производства. Основа этого роста - структурные изменения в пропорциях накопления и потребления в ВВП, повышение реальных доходов населения, а не просто финансовая стабилизация в отрыве от процессов, происходящих в реальном секторе. Это означает, что финансовая политика государства должна быть подчинена увеличению совокупного общественного спроса, защите позиций России на внутреннем и мировом рынках, формированию единой системы управления государственным долгом. В области проведения бюджетной политики необходимо достижение долгосрочного равновесия между обязательствами властей в социально-экономической сфере и возможностями их обеспечения за счет текущей и будущей мобилизации финансовых ресурсов общества. Именно решение этой задачи должно стать основой базовых параметров федерального бюджета на среднесрочную и долгосрочную перспективы.
Начиная с 2000 г. бюджетная система России функционирует в режиме профицитного бюджета. Правительство считает, что лучшей экономической оценкой данной политики является определенная финансовая стабилизация в России. Однако стабилизация, что ни для кого не секрет, достигнута в основном за счет благоприятной, но весьма неустойчивой внешнеэкономической конъюнктуры. Ситуация, сложившаяся после 11 сентября 2001 г., это наглядно проиллюстрировала: цены на нефть упали, и стал неустойчивым не только мировой рынок, но и источники наших бюджетных поступлений. Налицо подтверждение того, что лишь одним балансированием федерального бюджета нельзя достичь реальной финансовой стабилизации в стране. Финансы как особая форма распределительных отношений охватывают весь воспроизводственный цикл, всю систему вертикальных и горизонтальных хозяйственных связей, создавая тем самым реальные возможности для осуществления все нового и нового воспроизводственного цикла. Поэтому в условиях рынка финансы являются той основой, которая обеспечивает равновесие всех рыночных процессов, построенное на компромиссе интересов участников воспроизводственного процесса. Таким образом, не финансовые отношения, а компромисс интересов производителей, потребителей и государства определяет рациональные пропорции распределения. Поэтому финансовую стабилизацию нельзя отождествлять лишь с балансированием федерального бюджета, достигаемым с помощью профицитной политики. Стратегическую задачу обеспечения эффективного использования производственного потенциала Россия может решить лишь при переориентации традиционного движения финансовых потоков с сырьевого рынка в сферу производства конечной продукции и высоких технологий. Как бы ни был велик инвестиционный потенциал частного сектора, сам по себе он никогда не сможет решить эту задачу, поскольку она всегда будет находиться за рамками его прямых интересов.
Реальная финансовая стабилизация может быть достигнута только при обеспечении нормального межотраслевого перелива инвестиционных ресурсов. И задача государства создать условия для максимально возможной прибыльности приоритетных отраслей, в том числе и за счет стартовых государственных венчурных инвестиций. Если бюджетные отношения искусственно не направлены на обеспечение баланса интересов всех участников воспроизводственного процесса, а загоняются в жесткие рамки профицитной политики, то это неизбежно ведет к сокращению доходного потенциала бюджетной системы.
Российская бюджетная система находится
сегодня именно в такой ситуации, что подтверждается
объективными статистическими данными.
Анализ количественных показателей государственного долга РФ.
Бюджетный дефицит является важной частью государственного бюджета как инструмента воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью на основе бюджетного механизма государство, осуществляет перераспределение национального дохода, изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования. Структурные реформы экономики РФ и дальнейшее совершенствование бюджетного процесса обуславливает необходимость реформирования и совершенствования системы управления бюджетным дефицитом.
Рассмотрев в данной работе тему бюджетного дефицита и источников его финансирования можно сделать следующие выводы:
Бюджетный дефицит представляет собой сложную систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходных источников, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами. Существует три способа его финансирования: монетизация, внешнее долговое финансирование и внутреннее долговое финансирование. Источники финансирования бюджетного дефицита перечислены в статьях 94, 95 Бюджетного кодекса РФ.
Государственный долг, как следствие бюджетного дефицита – это по существу сумма задолженностей государства по размещенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные по ним проценты). И в зависимости от валюты, в которой размещён займ, государственный долг бывает внутренним и внешним.
Как показывает мировой опыт, бюджетный
дефицит является проблемой международной
и присутствует в бюджетах всех стран
с развитыми рыночными отношениями. Актуальность
его сокращения отмечается правительствами
многих стран, в том числе и правительством
Соединенных Штатов Америки, самой мощной
и экономически развитой страны в мире,
даже после мирового финансового кризиса.
Следует отметить, что государственные
бюджеты западных стран с развитой рыночной
экономикой продолжают оставаться хронически
дефицитными.
Решение проблемы дефицита бюджета (или хотя бы уменьшение его доли в бюджете государства) зависит от правильности подхода правительства к ее оценке и введение цивилизованных мер направленных на сокращение бюджетного дефицита.
Бюджет должен быть реальным – это первое условие стабильного функционирования Российской экономики.
Финансовую стабилизацию нельзя отождествлять лишь с балансированием федерального бюджета, достигаемым с помощью профицитной политики. Стратегическую задачу обеспечения эффективного использования производственного потенциала Российская Федерация может решить лишь при переориентации традиционного движения финансовых потоков с сырьевого рынка в сферу производства конечной продукции и высоких технологий.
Опыт развитых стран подсказывает, что необходимо весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование сделать прозрачным и подконтрольным общественности. Государство должно иметь мощную, налоговую и бюджетную законодательную базу, защищающую национального производителя.
Анализ количественных
Информация о работе Бюджетный дефицит и способы его финансирования