Бюджетный дефицит и способы его финансирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 20:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель этой курсовой работы заключается в попытке раскрыть сущность и значение бюджетного дефицита в Российской Федерации. Также я попытаюсь указать действия нашего Правительства управлению бюджетным дефицитом и их ошибки. Попробую привести в пример опыт зарубежных правительств. Рассмотрю наиболее важные проблемы бюджетного дефицита и проанализирую возможные пути развития.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………2


ГЛАВА.


1. Сущность бюджетного дефицита..……………………………………………..5

1.1 Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения……………...5

1.2 Виды бюджетного дефицита……………………………………………………10

1.3 Способы финансирования бюджетного дефицита………………………........12

Источники финансирования бюджетного дефицита………………………….17
1.5 Государственный долг, как следствие бюджетного дефицита……….............24



ГЛАВА.


2. Проблемы управления бюджетным дефицитом в РФ………………………30

2.1 Анализ бюджетного дефицита в РФ ……………….……………………………30

2.2 Зарубежный опыт управления бюджетным дефицитом………………………..36

2.3 Возможные пути решения проблем управления бюджетным дефицитом РФ в

рамках использования зарубежного опыта…………………………………….40


ГЛАВА.


3. Анализ количественных показателей государственного долга РФ……….46



Заключение…………………………………………………………………………49


Список литературы………………………………………………………………...51

Приложение………………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая Бюджетный дефицит и способы его финансирования.doc

— 981.00 Кб (Скачать)
 

         1.5   Государственный  долг, как следствие бюджетного дефицита.

  

         В соответствии со статьей 6 БК РФ государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными БК РФ, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

          Как экономическая категория государственный долг - совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени.

          Он  состоит из общей накопленной суммы бюджетных  дефицитов и  суммы финансовых  обязательств  иностранным  кредиторам на  определенную  дату. В  развитых странах  государственный долг  определяют  также как общий  объем  непогашенных государственных  облигаций. Рост  государственного долга наблюдается  практически во всех  странах  мира, что в основном  объясняется хронической  дефицитностью государственных  финансов. Таким образом, государственный долг можно также определить, как задолженность,  накопившаяся  у  правительства,  в  результате  заимствования  денег  для  финансирования  прошлых  бюджетных  дефицитов.

        В  соответствии  с  традиционной  точкой  зрения  государственные  займы  -  фактор  уменьшения  национальных  сбережений  и  сдерживания  накопления  капитала. 

        Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.  
        Государственные долговые обязательства могут существовать в различных формах:

  • кредитные соглашения и договоры РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредитов;
  • государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;
  • договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами;
  • переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе федеральных законов;
  • соглашения и договоры РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

       Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию он делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга: совокупный долг нерезидентам, а внутреннего долга - как совокупного долга резидентам.  
       Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный долг - это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг - это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.  
       По срокам государственные долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать срок в 30 лет.  
       По уровню управления государственный долг делится на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ.  
      Размеры и структура государственного внутреннего долга приведены в Программе государственных внутренних заимствований РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Программа входит в число документов, предоставляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.  
      Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год (федеральным законом, законом субъекта РФ или местного органа власти). Предельный объем может быть превышен Правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня. Для субъекта РФ этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем году. Для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, привлеченных в текущем году заемных средств. Предельный размер расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы больше 15%, то могут быть применены следующие санкции:

  • ревизия бюджета субъекта РФ;
  • передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль Министерства финансов РФ или местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта РФ;
  • иные меры.

       В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственного долга. Субъекты РФ и муниципальные образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет Государственную долговую книгу РФ.  
 
       Внутренние долговые обязательства можно разбить на две группы:

  • рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ и др.);
  • нерыночные, выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность перед ЦБ РФ и др.).

      Быстрый рост государственного внутреннего долга привел к тому, что расходы по обслуживанию долга стали превышать доходы от размещения государственных ценных бумаг. Поэтому были приняты меры, которые позволили снизить эти затраты, а именно:

  • на российский рынок ценных бумаг были допущены нерезиденты (для покупки государственных ценных бумаг им было разрешено открывать счета типа "С");
  • начался выпуск нерыночных займов и золотых сертификатов;
  • начался выпуск еврооблигаций, который позволил перевести внутренний долг во внешний.

     Расходы по обслуживанию внешнего долга меньше, чем внутреннего, заимствования за рубежом в худшем случае обходятся в 25% годовых. Однако обострение финансового кризиса внесло свои коррективы в эти планы.

     Из нижеприведённых данных в таблице №2 видно, что абсолютная величина государственного внешнего долга РФ за последние годы стала снижаться, и на сегодняшний день основная проблема заключается не в самой величине внешнего долга, а в непомерной тяжести его обслуживания (уплаты процентов и сумм погашения) за счёт расходов федерального бюджета.

      В сочетании с продолжающемся процессом утечки капитала из финансового оборота национальной экономики, выведение финансовых ресурсов из бюджетной системы, резко снижает потенциал развития экономики. Расходы по обслуживанию государственного долга становятся фактором торможения реализации политики преодоления  опасности запредельного износа фондов и, в целом, обеспечения перевода экономики на уровень развития высоких технологий. 
 

Структура государственного внешнего долга РФ по состоянию на 1 января 2010 года. (Таблица №1)

 
 
 
 
                                            

                                               Наименование

 
 
 
 
Сумма, млрд долларов США
 
 
 
 
Сумма, млрд ЕВРО
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) 37,6 26,2
Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба 1,0 0,7
Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба 1,8 1,3
Задолженность бывшим странам СЭВ 1,3 0,9
Коммерческая  задолженность бывшего СССР 0,8 0,6
Задолженность перед международными финансовыми  организациями 3,8 2,6
Задолженность по еврооблигационным займам 26,2 18,2
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего  государственного валютного займа) 1,8 1,2
Задолженность по гарантиям Российской Федерации  в иностранной валюте 0,9 0,6

  Динамика государственного внешнего долга России. (Таблица №2)

        

        Дата

Сумма, млрд долл.

США

 
1991, 25 декабря
 
        95,0
1997, 31 декабря        123,5
2000, 1 января        158,7
2001, 1 января        143,7
2002, 1 января        133,5
2003, 1 января        125,7
2004, 1 января        121,7
2005, 1 января        114,1
2006, 1 января          76,5
2007, 1 января          52,0
2008, 1 января          44,9
2009, 1 января          40,6
2010, 1 января          37,6
  • возможны неточности из-за округления.
 

     Первоначально "пиковый" объем платежей в 2003 году оценивался в $20,9 млрд. При этом фактически, по предварительным данным, в 2003 году расходы на обслуживание внешнего госдолга составили $6,5 млрд. по сравнению с заложенными в бюджете $6,6 млрд., а на погашение - $11,2 млрд. по сравнению с предусмотренными в бюджете $10,8 млрд.     

     В 2004—2008 годах, по поручению президента РФ, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд. долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд. долларов (9 % ВВП). Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд. долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).    Для сравнения, по данным МВФ за 2009 г, государственный долг Великобритании составлял 68,2 % ВВП, Германии — 72,5 %, Франции — 77,4 %, Канады — 81,6 %, США — 83,2 %, Италии — 115,8 %, Японии — 217,6 %.

            

           
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

        1. ГЛАВА

Проблемы  управления бюджетным  дефицитом в Российской Федерации. 

                 2.1 Анализ бюджетного  дефицита в РФ. 

      Основными причинами резкого скачка бюджетного дефицита в конце 80-х начале 90-х годов в России явились:

  • низкая эффективность общественного правительства, усугубляемая малой результативностью внешнеэкономических связей;
  • нерациональная структура бюджетных расходов, усиленная стремлением жить не по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции и огромные военные расходы, оказывая помощь (нередко безвозмездную) развивающимся странам и т.п.,
  • неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы.
  • разрыв хозяйственных связей в связи с распадом бывшего единого союзного государства.

          Важным фактором дестабилизации финансового состояния народного хозяйства, снижения доходов и лавинообразного роста бюджетного дефицита явилась финансовая система страны. Консерватизм ее структур, их ориентированность на административно–командные рычаги управления экономикой не позволяли оперативно манипулировать финансовыми ресурсами в усложнившихся условиях.

         Программа перевода экономики страны на рельсы рыночного хозяйства требовала коренных изменений во всем финансовом механизме, реформирования всех его структур. Сложившиеся еще в 30-е годы и лишь внешне подновленные в последний период принципы организации финансовых отношений во всех звеньях народного хозяйства пришли в явное противоречие с задачами, выдвинутыми эпохой радикальных преобразований. Резкое увеличение дефицита государственного бюджета привело к нарастанию инфляционных процессов, поскольку для покрытия дефицита правительство систематически использовало денежно–кредитную эмиссию.

          До 1990 г. правительство могло удерживать  эмиссионное финансирование бюджетного  дефицита на низком уровне  за счет заимствований на международных  рынках, а также кредитов, которые  предоставляли иностранные государства. Такая политика привела к увеличению государственного долга с 20 млрд. до 67 млрд. долларов за 1985-1991 гг. В IV квартале 1991 г. бюджетный дефицит достиг 30% ВВП в результате роста государственных дотаций для поддержания уровня административно регулируемых цен (то же относится к обменному курсу), сокращения производства, а также снижения налоговой дисциплины в связи с распадом СССР и резким уменьшением налоговых платежей, которые республики перечисляли в центр. В глазах западных кредиторов страна утратила кредитоспособность, и для финансирования бюджетных расходов оставалось единственное средство – стремительное наращивание денежной массы.

Информация о работе Бюджетный дефицит и способы его финансирования