Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 20:59, курсовая работа
Цель этой курсовой работы заключается в попытке раскрыть сущность и значение бюджетного дефицита в Российской Федерации. Также я попытаюсь указать действия нашего Правительства управлению бюджетным дефицитом и их ошибки. Попробую привести в пример опыт зарубежных правительств. Рассмотрю наиболее важные проблемы бюджетного дефицита и проанализирую возможные пути развития.
Введение ……………………………………………………………………………2
ГЛАВА.
1. Сущность бюджетного дефицита..……………………………………………..5
1.1 Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения……………...5
1.2 Виды бюджетного дефицита……………………………………………………10
1.3 Способы финансирования бюджетного дефицита………………………........12
Источники финансирования бюджетного дефицита………………………….17
1.5 Государственный долг, как следствие бюджетного дефицита……….............24
ГЛАВА.
2. Проблемы управления бюджетным дефицитом в РФ………………………30
2.1 Анализ бюджетного дефицита в РФ ……………….……………………………30
2.2 Зарубежный опыт управления бюджетным дефицитом………………………..36
2.3 Возможные пути решения проблем управления бюджетным дефицитом РФ в
рамках использования зарубежного опыта…………………………………….40
ГЛАВА.
3. Анализ количественных показателей государственного долга РФ……….46
Заключение…………………………………………………………………………49
Список литературы………………………………………………………………...51
Приложение………………………………………………………………………...
С 1990 по 1995 г.г. для покрытия бюджетного дефицита в России в основном использовалась эмиссия денег, что послужило мощным инфляционным фактором. Только за три квартала 1991 года рублевая масса увеличилась с 989 млрд. рублей до 1,7 трлн. рублей. Правительства часто прибегают к этому средству в критических ситуациях–во время войны, и из-за длительности кризиса. Последствия эмиссии известны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимуляторы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль «цены – заработная плата», обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.
В начале 1992 года ситуация продолжала
ухудшаться. Нарастание инфляционных
процессов выразилось в
(так
называемая видимая инфляция) и
резким увеличением уровня
Бюджетный кризис разразился в 1996 г., когда началась финансовая стабилизация и у правительства резко сократились возможности извлекать доходы из инфляционного налога.
Инфляционный налог возникает
как будто сам собой, его
никто не устанавливает и не
взимает. Это потери реальных
доходов населения в
Бюджетный кризис, связанный с
этими обстоятельствами, характерен
практически для всех
За годы реформ налоговые
Доходная часть бюджета
С одной стороны, государству
нужно было отказаться от
С другой стороны,
Дефицит федерального бюджета в России продолжал нарастать и составил в 1999 г. предельный размер дефицита в сумме 101,4 млрд. руб., или 17,7% расходов федерального бюджета, или 2,5% по отношению к ВВП.
Государство стало жить в долг. В 1999 году на покрытие дефицита федерального бюджета была направлена сумма доходов от продажи драгоценных металлов. Бюджетный дефицит, будучи следствием несбалансированности государственного финансирования, стал причиной серьезных потрясений в сфере денежного обращения. Наличие ежегодного увеличения дефицит государственного бюджета является первым признаком кризиса финансовой системы России.
Однако после кризиса 1998-ого года в российской экономике начался ощутимый подъем, благодаря чему проблема бюджетного дефицита стала постепенно разрешаться.
Ростом своих экономических показателей Россия обязана благоприятной для нее конъюнктуре на мировом рынке нефти, а такие показатели, как "бегство капитала" (перевод капитала из развивающихся стран в развитые страны с целью избежать его экспроприации) и уровень инвестиций остаются крайне низкими.
Кризис
способствовал переходу правительства
к более ответственной
Реструктуризация государственного долга способствовала сокращению расходов по его обслуживанию, что позитивно повлияло на исполнение федерального бюджета. В текущем году отмечался более высокий уровень доходов бюджета по сравнению с прошлым годом, систематически сокращалась задолженность по выплатам населению за счет бюджетных средств, применялись методы целевого финансирования расходов бюджета.
Исполнение федерального бюджета происходило в условиях восстановительных тенденций в производстве, обусловленных в первую очередь оживлением промышленного производства в связи с расширением экспортоориентированных и импортозамещающих производств. Основными задачами, стоящими перед бюджетной сферой в текущем году, были перелом тенденции роста долгового бремени страны, создание условий для развития реального сектора экономики
Превышение фактической величины доходов федерального бюджета над плановой обусловлено поступлением дополнительных сумм налогов, не предусмотренных в бюджетных проектировках, и прежде всего налога на добавленную стоимость. Неналоговые доходы получены в основном за счет поступлений от внешнеэкономической деятельности. Их увеличение в текущем году объясняется в основном повышением экспортных пошлин на нефть, вызванным ростом цен.
Федеральный бюджет в I полугодии 2007 года на основе данных о финансировании исполнен с профицитом в сумме 62,8 млрд. рублей, или 1,6% к объему ВВП за I полугодие 2007 года. Эти средства были направлены в основном на погашение государственного долга.
За первые 9 месяцев 2008 г. консолидированный бюджет был исполнен с профицитом в размере 11,1% ВВП по сравнению с 9,4% за аналогичный период 2007 г. Разница в большей степени обусловлена увеличением поступлений доходов благодаря рекордно высоким ценам на нефть. Эта положительная динамика наблюдалась вплоть до осени 2008 года.
После резкого падения мировых цен на нефть и спада экономического роста в результате разразившегося мирового кризиса доходы федерального бюджета резко сократились, что вновь привело к дефициту бюджета.
Министр финансов РФ так прокомментировал этот период: «В 2009 году бюджет не получит доходов на сумму 1,5 - 2 трлн рублей, которые нам придется заместить из Резервного фонда. Этот год будет самым трудным для российской и мировой экономики. Я не помню худшего года со времени окончания Второй мировой войны. Это будет самый худший год для экономики в послевоенное время»
Динамика бюджета РФ (с 1997 по 2010 года, млрд. руб.). (Таблица №3)
год | 97 | 98 | 99 | 00 | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 |
доходы | 3,43 | 3,26 | 6,15 | 11,3 | 15,9 | 22,0 | 24,2 | 34,2 | 51,2 | 62,7 | 76,8 | 80,6 | 67,1 | 69,5 |
расходы | 4,36 | 4,72 | 6,69 | 10,3 | 13,2 | 20.5 | 23,5 | 27,4 | 35,0 | 42,8 | 59,8 | 69,0 | 98,5 | 98,9 |
дефицит(-)
профицит(+) |
-0,9 | -1.5 | -0,5 | 1,0 | 2,7 | 1,5 | 0,7 | 6,9 | 16,2 | 19,9 | 17,0 | 11,6 | -31,4 | -29,4 |
Исходя из представленного в работе анализа
бюджетного дефицита можно сделать вывод,
что бюджет Российской Федерации и в частности
сам процесс управления бюджетным дефицитом
имеет множество проблем.
Я решил выделить самые основные и важные из них:
Выделив эти проблемы управления бюджетным дефицитом в Российской Федерации необходимо рассмотреть опыт зарубежных стран и провести сравнительный анализ.
2.2 Зарубежный опыт управления бюджетным дефицитом.
Как уже было сказано выше, для более глубокого рассмотрения и понимания предмета исследования, необходимо ознакомиться с проявлениями бюджетного дефицита в других странах и в первую очередь, в странах с развитыми рыночными отношениями.
Практически невозможно
Даже Соединённые Штаты Америки на протяжении длительного периода ежегодно имеют ощутимый дефицит государственного бюджета, который в последние годы достигает 1,19 трлн. Долларов (в сентябре 2008 без учета кризиса планировался в 438 млрд. долларов. Больше того, проблема дефицита (увеличения внутреннего долга и расходов на его обслуживание) долгое время является одной из основных проблем внутренней политики США.
Информация о работе Бюджетный дефицит и способы его финансирования