Внешнее
финансирование бюджетного дефицита оказывается
менее инфляционным, чем его монетизация,
так как предложение товаров
на внутреннем рынке увеличивается
в той мере, в какой внешние
займы способствуют расширению импорта.
При
этом, чем более открытой является
переходная экономика и чем более
жестким - ее валютный курс, тем в
меньшей степени внешнее долговое
финансирование окажется инфляционным,
но тем сильнее будет его воздействие
на платежный баланс. Привлечение средств
из иностранных источников для финансирования
бюджетного дефицита может оказаться
относительно привлекательным вариантом
для переходных экономик в тех случаях,
когда:
- на внутреннем
рынке ощущается дефицит капитала
при высокой внутренней норме прибыли;
- торговый
баланс относительно благополучен при
наличии благоприятных перспектив расширения
рынка;
- первоначальные
размеры внешнего долга незначительны;
- первоочередной
задачей макроэкономической политики
является снижение вероятной инфляции.
В состав
источников внутреннего
долгового финансирования дефицита
бюджета включаются:
- средства,
поступившие от размещения государственных
ценных бумаг, номинированных в национальной
валюте (в настоящее время осуществляется
в виде государственных краткосрочных
облигаций –ГКО; облигаций федерального
займа с постоянным доходом - ОФЗ-ПД; облигаций
федерального займа с амортизацией долга
– ОФЗ-АД; государственные сберегательные
облигации с фиксированной процентной
ставкой – ГСО-ФПС; государственные сберегательные
облигации с постоянной процентной ставкой
– ГСО-ППС;)
- бюджетные
кредиты;
- кредиты,
предоставленные кредитными организациями,
международными финансовыми организациями;
- иные источники
внутреннего финансирования дефицита
бюджета:
- поступления
от продажи акций и иных форм участия в
капитале, находящихся в собственности
государства или региона;
- поступления
от реализации государственных/региональных/муниципальных
запасов драгоценных металлов и драгоценных
камней;
- курсовая
разница по средствам бюджета;
- прочие источники
внутреннего финансирования дефицита
бюджета.
Нередко
рассматривается как антиинфляционная
альтернатива монетизации. Однако этот
способ финансирования не устраняет угрозы
роста инфляции, а только откладывает
этот рост.
Если
облигации федерального займа размещаются
среди населения и коммерческих банков,
то инфляционное напряжение окажется
слабее, чем при их размещении в ЦБ. Однако
последний может скупить эти облигации
на вторичном рынке ценных бумаг и тем
самым расширить свои квазифискальные
операции, способствующие росту инфляционного
давления.
В
случае обязательного (принудительного)
размещения государственных облигаций
во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых
и т.д.) под низкие (и даже отрицательные)
процентные ставки, внутреннее долговое
финансирование бюджетного дефицита превращается,
по существу, в механизм дополнительного
налогообложения. Более того, при высоком
уровне процентных ставок и значительных
размерах дефицита государственного бюджета
со временем неизбежно происходит резкое
увеличение доли государственного внутреннего
долга в ВВП, особенно при низких темпах
экономического роста.
Рост
бремени внутреннего долга увеличивает
и долю государственных расходов
на его обслуживание, что приводит
к самовозрастанию и бюджетного
дефицита, и государственной задолженности.
Это серьезно ограничивает возможности
снижения напряженности в бюджетно-налоговой
сфере и стабилизации уровня инфляции.
В целом, в переходных экономиках внутреннее
долговое финансирование бюджетного дефицита
связано с относительно умеренными издержками
только в тех случаях, когда:
- сложно контролировать
предоставление кредитов частному сектору;
- внутреннее
предложение относительно эластично;
- внешнее долговое
финансирование относительно дорого или
ограничено из-за значительного бремени
внешней задолженности, тогда как существующая
внутренняя задолженность незначительна;
- сопровождающая
переходный период инфляция достигла
высоких темпов или представляется абсолютно
неизбежной.
Структура
современного внутреннего долга
РФ состоит из:
- Облигаций
федеральных займов с постоянным купонным
доходом (ОФЗ-ПД). Они имеют срок обращения
3 года и нулевой купон; могут быть в установленном
порядке использованы на операции по погашению
просроченной задолженности по налогам
в федеральный бюджет, включая штрафы
и пени, образовавшейся по состоянию на
1 июля 1998г. а также в целях оплаты участия
в уставном капитале кредитных организаций;
- Облигаций
федерального займа с фиксированным купонным
доходом (ОФЗ-ФД) со сроками обращения
4 и 5 лет выпускаются двенадцатью равными
траншами с начислением процентного дохода
начиная с 19 августа 1998 г. Купонным доход
по данным облигациям начисляется начиная
с 19 августа 1998 г. Размер купонного дохода
составил 30% годовых в первый год после
19 августа 1998 г., 25% годовых – во второй,
20% - в третий, 15% - в четвертый, далее – 10
% годовых. Начиная со второго купона, выплаты
купонных доходов производятся каждые
три месяца.
- Государственных
краткосрочных облигаций (ГКО) со сроками
обращения 3, 6 и 12 месяцев. Выпускаются
на безбумажной основе в виде записей
на счетах «депо». Облигации не имеют купонов.
Размешаются на аукционах с дисконтом
от номинала. Первый аукцион по размещению
трехмесячных ГКО прошел в мае 1993 г. на
Московской межбанковской валютной бирже
(ММВБ);
- Облигаций
государственного сберегательного займи
(ОГСЗ) сроком обращения 1 год. Объем выпуска
– 10 трлн. руб. – разбит на транши по 1 трлн.
руб. Номинал – 100 и 500 тыс. рублей. Выпускаются
в бланковом виде на предъявителя с набором
из четырех купонов, выплачиваемых ежеквартально.
Размер купона определяется по последней
официально объявленной ставке купонного
дохода по ОФЗ-ПК плюс премия, устанавливаемая
Министерством финансов РФ;
- Облигаций
государственного нерыночного займа (ОГНЗ);
выпускаются в бездокументарной форме;
доход выплачивается в виде процента от
номинальной стоимости, которую устанавливает
Министерство финансов РФ при выпуске
облигаций, но не реже одного раза в год;
- Облигаций
внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Выпущены
в 1993 г. в счет погашения задолженности
Банка внешнеэкономической деятельности
СССР перед юридическими лицами. Валюта
займа – доллары США. Номинал облигации
– 1, 10 и 100 тыс. долл. США. Первоначальный
объем выпуска – 7885 млн. долл. Пятью сериями
со сроками погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и
15 лет. В 1996 г. были сделаны дополнительные
эмиссии на 1550 млн. долл. и на 3500 млн. долл.
Выпускаются в бланковом виде с набором
купонов; купонная ставка – 3% годовых
выплачивается один раз в год.
-
Источники финансирования
бюджетного дефицита.
1. В соответствии
со статьей 94.1 БК РФ в состав источников
внутреннего финансирования дефицита
федерального бюджета включаются:
- разница
между средствами, поступившими от размещения
государственных ценных бумаг Российской
Федерации, номинальная стоимость которых
указана в валюте Российской Федерации,
и средствами, направленными на их погашение;
- разница
между полученными и погашенными Российской
Федерацией в валюте Российской Федерации
бюджетными кредитами, предоставленными
федеральному бюджету другими бюджетами
бюджетной системы Российской Федерации;
- разница
между полученными и погашенными Российской
Федерацией в валюте Российской Федерации
кредитами кредитных организаций;
- разница
между полученными и погашенными Российской
Федерацией в валюте Российской Федерации
кредитами международных финансовых организаций;
- изменение
остатков средств на счетах по учету средств
федерального бюджета в течение соответствующего
финансового года;
- иные
источники внутреннего финансирования
дефицита федерального бюджета.
- В
состав иных источников внутреннего финансирования
дефицита федерального бюджета включаются:
- поступления
от продажи акций и иных форм участия в
капитале, находящихся в собственности
Российской Федерации;
- поступления
от реализации государственных запасов
драгоценных металлов и драгоценных камней,
уменьшенные на размер выплат на их приобретение;
- курсовая
разница по средствам федерального бюджета;
- объем
средств, направляемых на исполнение государственных
гарантий Российской Федерации в валюте
Российской Федерации, в случае, если исполнение
гарантом государственных гарантий Российской
Федерации ведет к возникновению права
регрессного требования гаранта к принципалу
либо обусловлено уступкой гаранту прав
требования бенефициара к принципалу;
- разница
между средствами, полученными от возврата
предоставленных из федерального бюджета
юридическим лицам бюджетных кредитов,
и суммой предоставленных из федерального
бюджета юридическим лицам бюджетных
кредитов в валюте Российской Федерации;
- разница
между средствами, полученными от возврата
предоставленных из федерального бюджета
другим бюджетам бюджетной системы Российской
Федерации бюджетных кредитов, и суммой
предоставленных из федерального бюджета
другим бюджетам бюджетной системы Российской
Федерации бюджетных кредитов в валюте
Российской Федерации;
- разница
между суммой средств, полученных от возврата
бюджетных кредитов за счет средств целевых
иностранных кредитов (заимствований),
предоставленных внутри страны, и суммой
предоставленных внутри страны бюджетных
кредитов за счет средств целевых иностранных
кредитов (заимствований);
- разница
между суммой средств, полученных от возврата
предоставленных внутри страны прочих
бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных
внутри страны прочих бюджетных кредитов;
- прочие
источники внутреннего финансирования
дефицита федерального бюджета.
2.
В соответствии со статьей 94.2 БК РФ
в состав источников внешнего финансирования
дефицита федерального бюджета включаются:
- разница
между средствами, поступившими от размещения
государственных займов, которые осуществляются
путем выпуска государственных ценных
бумаг от имени Российской Федерации и
номинальная стоимость которых указана
в иностранной валюте, и средствами, направленными
на их погашение;
- разница
между полученными и погашенными Российской
Федерацией в иностранной валюте кредитами
иностранных государств, включая целевые
иностранные кредиты (заимствования),
с учетом средств, перечисленных из федерального
бюджета российским поставщикам товаров
и (или) услуг на экспорт в счет погашения
государственного внешнего долга Российской
Федерации, международных финансовых
организаций, иных субъектов международного
права и иностранных юридических лиц;
- разница
между полученными и погашенными Российской
Федерацией в иностранной валюте кредитами
кредитных организаций.
- В
состав иных источников внешнего финансирования
дефицита федерального бюджета включаются:
- объем
средств, направляемых на исполнение государственных
гарантий Российской Федерации в иностранной
валюте, в случае, если исполнение гарантом
государственных гарантий Российской
Федерации ведет к возникновению права
регрессного требования гаранта к принципалу
либо обусловлено уступкой гаранту прав
требования бенефициара к принципалу;
- разница
между средствами, поступившими в федеральный
бюджет в погашение основного долга иностранных
государств и (или) иностранных юридических
лиц перед Российской Федерацией, и средствами,
направленными на предоставление государственных
финансовых и государственных экспортных
кредитов;
- прочие
источники внешнего финансирования дефицита
федерального бюджета.
3.
В соответствии со статьей 95.1 БК РФ
в состав источников внутреннего финансирования
дефицита бюджета субъекта Российской
Федерации включаются:
- разница
между средствами, поступившими от размещения
государственных ценных бумаг субъекта
Российской Федерации, номинальная стоимость
которых указана в валюте Российской Федерации,
и средствами, направленными на их погашение;
- разница
между полученными и погашенными субъектом
Российской Федерации в валюте Российской
Федерации кредитами кредитных организаций;
- разница
между полученными и погашенными субъектом
Российской Федерации в валюте Российской
Федерации бюджетными кредитами, предоставленными
бюджету субъекта Российской Федерации
другими бюджетами бюджетной системы
Российской Федерации;
- разница
между полученными и погашенными субъектом
Российской Федерации в иностранной валюте
бюджетными кредитами, предоставленными
Российской Федерацией в рамках использования
целевых иностранных кредитов (заимствований);
- разница
между полученными и погашенными субъектом
Российской Федерации в валюте Российской
Федерации кредитами международных финансовых
организаций;
- изменение
остатков средств на счетах по учету средств
бюджета субъекта Российской Федерации
в течение соответствующего финансового
года;
- иные
источники внутреннего финансирования
дефицита бюджета субъекта Российской
Федерации.
- В
состав иных источников внутреннего финансирования
дефицита бюджета субъекта Российской
Федерации включаются:
- поступления
от продажи акций и иных форм участия в
капитале, находящихся в собственности
субъекта Российской Федерации;
- курсовая
разница по средствам бюджета субъекта
Российской Федерации;
- объем
средств, направляемых на исполнение государственных
гарантий субъекта Российской Федерации
в валюте Российской Федерации, в случае,
если исполнение гарантом государственных
гарантий субъекта Российской Федерации
ведет к возникновению права регрессного
требования гаранта к принципалу либо
обусловлено уступкой гаранту прав требования
бенефициара к принципалу;
- объем
средств, направляемых на исполнение государственных
гарантий субъекта Российской Федерации
в иностранной валюте, предоставленных
Российской Федерации в рамках использования
целевых иностранных кредитов (заимствований),
в случае, если исполнение гарантом государственных
гарантий субъекта Российской Федерации
ведет к возникновению прав регрессного
требования гаранта к принципалу;
- объем
средств, направляемых на погашение иных
долговых обязательств субъекта Российской
Федерации в валюте Российской Федерации;
- разница
между средствами, полученными от возврата
предоставленных из бюджета субъекта
Российской Федерации юридическим лицам
бюджетных кредитов, и суммой предоставленных
из бюджета субъекта Российской Федерации
юридическим лицам бюджетных кредитов
в валюте Российской Федерации;
- разница
между средствами, полученными от возврата
предоставленных из бюджета субъекта
Российской Федерации другим бюджетам
бюджетной системы Российской Федерации
бюджетных кредитов, и суммой предоставленных
из бюджета субъекта Российской Федерации
другим бюджетам бюджетной системы Российской
Федерации бюджетных кредитов в валюте
Российской Федерации.
4. В соответствии
со статьей 95.2 БК РФ в состав источников
внешнего финансирования дефицита бюджета
субъекта Российской Федерации включаются:
- разница
между средствами, поступившими от размещения
государственных ценных бумаг субъекта
Российской Федерации, номинальная стоимость
которых указана в иностранной валюте,
и средствами, направленными на их погашение;
- разница
между полученными и погашенными субъектом
Российской Федерации кредитами иностранных
банков в иностранной валюте;
- иные
источники внешнего финансирования дефицита
бюджета субъекта Российской Федерации.
- В
состав иных источников внешнего финансирования
дефицита бюджета субъекта Российской
Федерации включаются:
- объем
средств, направляемых на исполнение государственных
гарантий субъекта Российской Федерации
в иностранной валюте, в случае, если исполнение
гарантом государственных гарантий субъекта
Российской Федерации ведет к возникновению
права регрессного требования гаранта
к принципалу либо обусловлено уступкой
гаранту прав требования бенефициара
к принципалу;
- объем
средств, направляемых на погашение иных
долговых обязательств субъекта Российской
Федерации в иностранной валюте.
5. В соответствии
со статьей 96.1 БК РФ в состав источников
внутреннего финансирования дефицита
местного бюджета включаются:
- В состав
источников внутреннего финансирования
дефицита местного бюджета включаются:
- разница
между средствами, поступившими от размещения
муниципальных ценных бумаг, номинальная
стоимость которых указана в валюте Российской
Федерации, и средствами, направленными
на их погашение;
- разница
между полученными и погашенными муниципальным
образованием кредитами кредитных организаций
в валюте Российской Федерации;
- разница
между полученными и погашенными муниципальным
образованием в валюте Российской Федерации
бюджетными кредитами, предоставленными
местному бюджету другими бюджетами бюджетной
системы Российской Федерации;
- разница
между полученными в иностранной валюте
от Российской Федерации и погашенными
муниципальным образованием бюджетными
кредитами, предоставленными в рамках
использования целевых иностранных кредитов
(заимствований);
- изменение
остатков средств на счетах по учету средств
местного бюджета в течение соответствующего
финансового года;
- иные
источники внутреннего финансирования
дефицита местного бюджета.
- поступления
от продажи акций и иных форм участия в
капитале, находящихся в собственности
муниципального образования;
- курсовая
разница по средствам местного бюджета;
- объем
средств, направляемых на исполнение гарантий
муниципального образования в валюте
Российской Федерации, в случае, если исполнение
гарантом муниципальных гарантий ведет
к возникновению права регрессного требования
гаранта к принципалу либо обусловлено
уступкой гаранту прав требования бенефициара
к принципалу;
- объем
средств, направляемых на исполнение гарантий
муниципального образования в иностранной
валюте, предоставленных Российской Федерации
в рамках использования целевых иностранных
кредитов (заимствований), в случае, если
исполнение гарантом муниципальных гарантий
ведет к возникновению права регрессного
требования гаранта к принципалу;
- объем
средств, направляемых на погашение иных
долговых обязательств муниципального
образования в валюте Российской Федерации;
- разница
между средствами, полученными от возврата
предоставленных из местного бюджета
юридическим лицам бюджетных кредитов,
и суммой предоставленных из местного
бюджета юридическим лицам бюджетных
кредитов в валюте Российской Федерации;
- разница
между средствами, полученными от возврата
предоставленных из местного бюджета
другим бюджетам бюджетной системы Российской
Федерации бюджетных кредитов, и суммой
предоставленных из местного бюджета
другим бюджетам бюджетной системы Российской
Федерации бюджетных кредитов в валюте
Российской Федерации.