Бюджетный дефицит и способы его финансирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 20:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель этой курсовой работы заключается в попытке раскрыть сущность и значение бюджетного дефицита в Российской Федерации. Также я попытаюсь указать действия нашего Правительства управлению бюджетным дефицитом и их ошибки. Попробую привести в пример опыт зарубежных правительств. Рассмотрю наиболее важные проблемы бюджетного дефицита и проанализирую возможные пути развития.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………2


ГЛАВА.


1. Сущность бюджетного дефицита..……………………………………………..5

1.1 Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения……………...5

1.2 Виды бюджетного дефицита……………………………………………………10

1.3 Способы финансирования бюджетного дефицита………………………........12

Источники финансирования бюджетного дефицита………………………….17
1.5 Государственный долг, как следствие бюджетного дефицита……….............24



ГЛАВА.


2. Проблемы управления бюджетным дефицитом в РФ………………………30

2.1 Анализ бюджетного дефицита в РФ ……………….……………………………30

2.2 Зарубежный опыт управления бюджетным дефицитом………………………..36

2.3 Возможные пути решения проблем управления бюджетным дефицитом РФ в

рамках использования зарубежного опыта…………………………………….40


ГЛАВА.


3. Анализ количественных показателей государственного долга РФ……….46



Заключение…………………………………………………………………………49


Список литературы………………………………………………………………...51

Приложение………………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая Бюджетный дефицит и способы его финансирования.doc

— 981.00 Кб (Скачать)

           С  начала  XX в. общие государственные расходы по  отношению к ВВП во  всем  мире  значительно увеличились.  Правительства государств  в этих  условиях  принимают различные  бюджетные решения, направленные  на  сокращение  отрицательного  сальдо  бюджета.  Это может выразиться   в ужесточении налоговых режимов,  замораживании финансирования,  сокращении  трансфертных  платежей  и т.д.

          Отношение  экономистов  к вопросу бюджетного  дефицита  неоднозначно.  Существует  столько позиций, сколько вариантов составления бюджета:  с отрицательным сальдо (дефицитом),  положительным сальдо (профицитом)  либо  сбалансированным. Уже давно возникло  мнение,  новую  жизнь  которому  дал Д. Кейнс,  снабдив его  научной  базой, что  бюджетный  дефицит—это  совершенно  нормальное  и  даже  желательное для  растущей  экономики  явление,  которое  способствует  ее росту, снижению  безработицы.

         Часто  дефицит  оправдывается  тем,   что  заимствованные  для  его  финансирования  средства  вкладываются  в  производство,  доходы  от  которого  позволят  через  некоторый  промежуток  времени расплатиться  по  долгам.  Теоретически  это  даже  очень логично,  однако  практика  не подтверждает  правильность  такой концепции,  особенно  в  странах  с  переходной  экономикой.

         Существуют  много  факторов,  которые  в  разной  степени  влияют  на  состояние  доходной  и  расходной  частей  бюджетного  фонда:

    • Увеличение  государственных  расходов  на  социальное  обеспечение  и  здравоохранение  (например,  в  странах,  где  возрастает  доля  пожилого  населения,  или  в  связи  с  неблагоприятной  экологической  обстановкой);
    • Увеличение  государственных расходов  на образование и создание  новых рабочих мест  (в странах, где возрастает  доля  молодого  населения, или в связи с проведением мероприятий по  сокращению  безработицы);
    • Увеличение  государственных  расходов  в  военное  время  или  в  связи  с  социальными  конфликтами;
    • Увеличение  расходов, связанных  с  развитием  рыночной  инфраструктуры  в  условиях трансформационной  экономики;
    • Увеличение  расходов  на  приоритетное развитие  отраслей  хозяйства, реструктуризацию  экономики;
    • Сокращение  налогов  в  целях  стимулирования экономического  развития;
    • Уменьшение  доходов  в  связи  с  ухудшением  показателей финансово-хозяйственной  деятельности экономических  агентов;
    • Сокращение  доходов  из-за  низкой  собираемости  и др.
 

        Заметим, что  большинство  из  перечисленных факторов,  вызывающих  увеличение  государственных  расходов, даже  в  перспективе  не  дадут  отдачи  в  виде  возможных  источников  погашения  задолженности, возникшей  в  связи  с  привлечением заемных  средств  для  финансирования  бюджетного  дефицита.  Только  отдельные из  них  позволяют  надеяться  на  повышение  эффективности  в  отраслях  экономики  и  получение  источников  для  погашения  государственного  долга. По  этому  поводу  следует  заметить, что  в  практике  бюджетного  планирования бюджетный  дефицит  определяется как  обезличенная  величина, характеризующая  общий  размер  превышения  расходов   над  доходами, т.е. не  закрепленная  за  какими-либо расходами.  Однозначно  определить, куда именно  будут  направлены  финансовые  ресурсы,  полученные  в  качестве  источников  финансирования  бюджетного  дефицита,  и  будут  ли оно  вообще  направлены  в  сферу  материального  производства не  представляется  возможным. Как  правило, они,  в первую  очередь, обеспечивают финансирование защищенных  статей  расходов.

        Поэтому  невозможно  с  уверенностью  сказать, что расходы,  вызвавшие   бюджетный  дефицит,  принесут  отдачу в  виде  дополнительных  доходов хотя  бы  в  ближайшей   перспективе. Если  предположить, что  такие  расходы  будут  ежегодно  иметь  место (без  соответствующей  корректировки  доходов),  придется  признать и  последствия  вызванного ими  бюджетного  дефицита— наращивание  государственного  долга  и  инфляция.

         Итак, если  бюджетные ресурсы,  составляющие  превышение  доходов над расходами,  направляются на развитие  экономики,  используются  для финансирования  приоритетных  отраслей  и предполагают  отдачу, т.е.  используются  эффективно, то  в будущем рост  производства  и  прибыли  в них  возместят  производственные  затраты. Если же  превышение расходов  над  доходами  допускается  с  целью  финансирования  текущих  затрат,  субсидирования нерентабельного производства, то  бюджетный  дефицит  неизбежно  приведет к росту отрицательных тенденций в развитии  экономики,  главным из  которых является  усиление  инфляционных  процессов.

                                     

                            1.2. Виды бюджетного дефицита. 

           В  мировой практике различают следующие виды бюджетного дефицита:  

  • Циклический дефицит госбюджета – результат  действия встроенных стабилизаторов.
  • Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.
  • Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
  • Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.
  • Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства.

     

           Циклический дефицит государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

      Структурный дефицит государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

      Операционный  дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

      Обслуживание  задолженности (т.е. выплата процентов  по ней и постепенное погашение  основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных  расходов.

      Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

      Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

      Квазифискальные операции включают, например, следующие:

  • финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
  • накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются, в основном, за счет льготных кредитов Центрального Банка;
  • отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных,

промышленных  и жилищных программ правительства  по льготным ставкам и т.д.).

       

    1.      Способы финансирования бюджетного дефицита.
 

Существует  три основных способа финансирования дефицита госбюджета:

    • Монетизация бюджетного дефицита;
    • Внешнее долговое финансирование;
    • Внутреннее долговое финансирование.

                                 

         В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы ЦБ истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию. В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

      В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание  налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный  бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

      Монетизация дефицита государственного бюджета  может не сопровождаться непосредственно  эмиссией наличности, а осуществляться в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка  государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.                   

В состав источников внешнего долгового финансирования дефицита бюджета включаются:

  • средства, поступившие от размещения государственных займов , которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
  • кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иных  субъектов международного права и иностранных  юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);
  • кредиты кредитных организаций в иностранной валюте.
  • прочие источники внешнего финансирования дефицита бюджета.
 

      Альтернативные  возможности внешнего финансирования бюджетного дефицита являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов. Однако, возможности льготного финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях - на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере.

Информация о работе Бюджетный дефицит и способы его финансирования