Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:38, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение аспектов бюджетной системы РФ, выявление проблем и перспектив развития межбюджетных отношений в Российской Федерации на примере взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ.
В рамках выбранной темы необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и сущность бюджета и бюджетной системы;
описать особенности и типы бюджетных систем в различных государствах;
изучить структуру бюджетной системы Российской Федерации;
дать характеристику уровней бюджетной системы РФ;
исследовать принципы построения бюджетной системы РФ;
выявить проблемы развития межбюджетных отношений в России;
проанализировать взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ за период 2008 – 2010 гг и прогнозируемый период 2011 – 2013 гг.;
выявить перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации и обосновать направления дальнейшего их совершенствования.
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ЕЕ СТРУКТУРА В РФ 6
1.1 Сущность бюджета и бюджетной системы. Особенности и типы бюджетных систем в различных государствах 6
1.2 Структура бюджетной системы Российской Федерации. Характеристика уровней бюджетной системы РФ 12
2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ 21
2.1 Характеристика современных принципов построения бюджетной системы РФ 21
2.2 Проблемы развития межбюджетных отношений в России 26
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
3.1 Анализ взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ в 2008 – 2010 гг. Прогноз на 2011 – 2013 гг. 31
3.2 Направления дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений в РФ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 49
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно заключить, что Бюджетная система РФ построена на основе юридически декларированных принципов, которые на практике реализуются не в полной мере, особенно в той их части, которая имеет неформальное, экономическое содержание.
Природа федеративного государства проявляется в построении его бюджетной системы на основе принципов единства и самостоятельности. Они должны реализовываться таким образом, чтобы система устойчиво функционировала и развивалась. Однако усиливающаяся экономическая и социальную дифференциация регионов, ограничивающая самостоятельность значительного числа субъектов межбюджетных отношений и ослабляющих саму систему свидетельствует о сложности достижения данного условия в РФ.
В результате, для современной России характерна весьма высокая нарастающая дифференциация регионов и муниципальных образований по бюджетной обеспеченности и иным параметрам социально-экономического развития.
В настоящее время можно выделить следующие основные проблемы межбюджетных отношений в РФ:
В последние годы предпринимаются
определенные, меры по решению этих
проблемы, в основном путем отмены
ряда федеральных нормативных правов
Основным документом, определяющим развитие межбюджетных отношений в РФ, является «Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 года».
Формирование бюджетной
В 2011 – 2013 гг. будет продолжена реализация Концепции в направлении проведения расходных обязательств в соответствие с разграничением полномочий между уровнями власти в Российской Федерации, формирования стимулов к увеличению доходной базы региональных и местных бюджетов, совершенствовании механизмов предоставления межбюджетных трансфертов и формировании более эффективной системы управления региональными и местными финансами [23].
В целях анализа основных тенденций в области отношений между бюджетами различных уровней рассмотрим объем и структуру доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и их динамику в период 2008 – 2010 гг. и в прогнозируемый период 2011 – 2013 гг.
Данные о доходах
Таблица 1
Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2008 – 2013 гг. и их удельный вес в ВВП
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | |
отчет |
отчет |
отчет |
прогноз |
прогноз |
прогноз | |
Доходы (млрд. руб.) |
6198,8 |
5926,6 |
6144,8 |
6497,8 |
6828,4 |
7337,6 |
Изменение к предыдущему году: | ||||||
сумма (млрд. руб.) |
1370,3 |
-272,2 |
218,2 |
353,0 |
330,6 |
509,2 |
в % |
28,4 |
-4,4 |
3,7 |
5,7 |
5,0 |
7,5 |
в % ВВП |
15 |
15,2 |
13,6 |
12,9 |
12,2 |
11,9 |
Источник: Анализ межбюджетных трансфертов в 2011 – 2013 гг. http://www.protown.ru
Из таблицы 1 видно, что объем доходов консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации с учетом межбюджетных трансфертов в 2008 г. составил 15% ВВП, в 2009 г. объем указанных доходов увеличился до 15,2% ВВП, или на 0,2 процентного пункта по сравнению с предыдущим годом, а в 2010 г. снизился до 13,6, или на 1,6 процентного пункта по сравнению с 2009 г.
Анализ динамики доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации показывает, что в 2011 – 2013 гг. прогнозируется рост доходов, однако их удельный в ВВП в прогнозном периоде будет снижаться.
Таблица 2
Структура поступлений доходов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2008 – 2013 гг., %
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | |
отчет |
отчет |
оценка |
прогноз |
прогноз |
прогноз | |
Доходы - всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
в том числе: |
1370,3 |
-272,2 |
218,2 |
353,0 |
330,6 |
509,2 |
налоговые и неналоговые |
81,7 |
74,9 |
78,3 |
80,6 |
85,0 |
86,9 |
межбюджетные трансферты |
18,3 |
25,1 |
21,7 |
19,4 |
15,0 |
13,1 |
Источник: Анализ межбюджетных трансфертов в 2011 – 2013 гг. http://www.protown.ru
Из приведенных данных видно, что доля налоговые и неналоговые доходов в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации в 2008 – 2011 гг. составила 81,7%, 74,9% и 78,3% соответственно.
Планируется, что в 2012 – 2013 гг. доля налоговых и неналоговых доходов в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации увеличивается при одновременном снижении доли межбюджетных трансфертов.
Снижение доли межбюджетных трансфертов в 2011 г. по сравнению с предыдущими двумя годами напрямую связано с сокращением объема дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета, предоставляемой для обеспечения сбалансированности региональных бюджетов и поддержания региональных программ по снижению напряженности на рынке труда, а также в связи с сокращением количества субсидий и объемов финансовой помощи, предоставляемой в данной форме межбюджетных трансфертов.
Необходимо отметить, что основным источником доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации остаются налоговые доходы8.
Данные о расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и их удельном весе в ВВП в 2008 – 2013 гг. приведены в следующей таблице.
Таблица 3
Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2008 – 2013 гг. и их удельный вес в ВВП
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | |
отчет |
отчет |
отчет |
прогноз |
прогноз |
прогноз | |
Расходы (млрд. руб.) |
6253,1 |
6255,7 |
6562,4 |
6794,5 |
7106,2 |
7473,6 |
Изменение к предыдущему году: |
Продолжение таблицы 3
сумма (млрд. руб.) |
1424,6 |
2,6 |
306,7 |
232,1 |
311,7 |
367,4 |
в % |
29,5 |
0 |
4,9 |
3,5 |
4,6 |
5,2 |
в % ВВП |
15,1 |
16 |
14,5 |
13,5 |
12,7 |
12,1 |
Источник: Анализ межбюджетных трансфертов в 2011 – 2013 гг. http://www.protown.ru
Анализ данных о расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации показывает, что расходы с 2008 по 2010 г. выросли с 6253,1 до 6562,4 млрд. руб. В прогнозируемом периоде предусматривается их постоянный рост при снижении удельного веса расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в ВВП.
Прирост расходов в консолидированном бюджете субъектов Российской Федерации в 2008 – 2010 гг. превышает прирост доходов, что свидетельствует о недостатке средств в региональных и местных бюджетах для исполнения своих расходных полномочий.
Проанализируем структуру доходов (см. Приложение 1) и расходов (см. Приложение 2) консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации без учета межбюджетных трансфертов и федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2008 – 2013 гг.
Из приведенной диаграммы
Анализ доли расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации без учета межбюджетных трансфертов в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации за 2008 – 2013 гг. показывает, что ее снижение прослеживается с 2008 г. до 2010 г. (на 7,2% в 2009 г. по сравнению с 2008 г., на 0,7% в 2010 г. в сравнении с 2009 г.). В 2011 – 2013 гг. указанная доля расходов увеличивается и сохраняется на уровне 34% – 35%.
В прогнозируемом периоде предусматривается постоянный рост доли расходов при снижении удельного веса расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в ВВП.
Данные о дефиците консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2008 – 2013 гг. приведены на рисунке 1.
Рис. 1. Дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2008 – 2013 гг., млрд. руб.
Из данных, представленных на рисунке 1, видно, что в 2008 – 2010 гг. дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составил 54,3, 329,1, 417,6 млрд. руб. соответственно.
Исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации прогнозируется также с дефицитом в 2011 г. 0,6 % ВВП, и в 2012 г. – 0,5% ВВП, соответственно. В 2013 г. объем дефицита указанных бюджетов составит 0,22% ВВП и снизится более чем в 3,1 раза по сравнению с показателем в 2010 г.
Основными источниками финансирования
дефицитов консолидированных
Рассмотрим совокупный объем финансовой помощи из федерального бюджета в 2008 – 2013 гг.
Рис. 2. Динамика общего объёма межбюджетный трансфертов субъектам Российской Федерации, млрд. руб.
Из приведенного графика видно, что за анализируемый период прослеживается тенденция к снижению объема финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета.
Таким образом, на основе проведенного анализа можно заключить, что начиная с 2008 г. правительство РФ выстраивает межбюджетные отношения таким образом, что его финансовая помощь стала действенным экономическим рычагом влияния на политику и деятельность администраций регионов.