Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 18:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ бюджетной политики РФ на современном этапе развития.
Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность бюджета, его структуру и роль для государства;
- изучить задачи и функции бюджетной политики;
- рассмотреть проблемы формирования бюджетной политики в условиях финансового кризиса;
- провести исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе;
- предложить основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе.
Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теоретические аспекты формирования бюджетной политики на современном этапе развития.………...…………………………………………..7
1.1 Экономическая сущность бюджета, его структура и роль для государства…………………………………………………………………7
1.2 Задачи и функции бюджетной политики……………………………10
1.3 Проблемы формирования бюджетной политики в условиях постфинансового кризиса……………...………………………………...13
2 Исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе………………………………………………………………………………16
2.1 Анализ современной бюджетной политики в области доходов.…..16
2.2 Оценка бюджетной политики России в области расходов………...20
2.3 Изучение межбюджетных отношений с субъектами РФ……...……24
3 Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе………………………………………...…………………….30
3.1 Пути укреплении доходной базы федерального бюджета.………...30
3.2 Приоритетные направления совершенствования механизма бюджетного регулирования расходов бюджета РФ……………………34
3.3 Использование зарубежного опыта в регулировании бюджета Российской Федерации…………………………………………...………40
Заключение….……………………………………………………………………46
Список использованных источников…………………………………………...49
В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:
1) механизм мобилизации денежных средств в бюджетную систему страны;
2) механизм расходования бюджетных средств;
3) механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.
В зависимости от особенностей управления бюджетными отношениями в бюджетном механизме выделяют следующие блоки [21, c.40]:
- бюджетное планирование;
- бюджетное прогнозирование;
- бюджетный контроль и т.д.
Таким образом, функционирование государственной бюджетной политики происходит посредством особых экономических форм, отражающих отдельные этапы перераспределения – доходов и расходов бюджета.
1.3 Проблемы формирования бюджетной политики в условиях постфинансового кризиса
Бюджетная и налоговая политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.
Экономика Российской Федерации в ближайшие годы будет функционировать в условиях относительно благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием.
Уже начиная со второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры мирового рынка сырья и капитала.
На государственном уровне выстроена система антикризисного управления, включающая в себя широкий набор инструментов и мер государственной поддержки реального сектора экономики, финансового рынка, инновационного и инвестиционного развития, содействия занятости населения.
Таким образом, в 2012–2014 годах прогнозируется закрепление начавшегося в 2010 году экономического роста, преодоление последствий кризиса 2008–2009 годов, восстановление и превышение значений показателей, достигнутых накануне кризиса.
Однако, как отмечено в Бюджетном послании, «многие элементы государственной политики, в том числе в бюджетной и налоговой сферах, пока не в полной мере настроены на стимулирование инновационного развития страны, не завершено формирование условий для модернизации и изменения модели экономического роста».
Соответственно, в Бюджетном послании подчеркнута необходимость формирования новой модели экономического роста, основанной в значительной степени на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре.
Важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.
Соответственно, бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, сокращения дефицита, снижения зависимости от конъюнктурных доходов, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни, укрепления обороноспособности и безопасности, повышения эффективности и прозрачности государственного управления в условиях снижения зависимости от конъюнктурных доходов и сокращения дефицита».
Приоритетные задачи бюджетной политики, определяющие стратегию развития страны:
1) интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны, в том числе и прежде всего – путем полномасштабного внедрения программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов;
2) создание в рамках переходного периода предпосылок для введения, начиная с 2015 года, правил использования нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета;
3) улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны;
4) повышение отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;
5) эффективная децентрализация полномочий публично-правовых образований.
2 Исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе
2.1 Анализ современной бюджетной политики в области доходов
Доходы федерального бюджета в 2011 году составят 8844,6 млрд. рублей, что в реальном выражении на 0,2% выше, чем в 2010 году. В целом за 2011-2013 доходы в реальном выражении возрастут на 0,6%, или на 0,2% в среднем за год. Несмотря на принятые решения, направленные на увеличение доходной базы федерального бюджета, в 2011-2013 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,4% к ВВП в 2010 году до 17,0% В 2012 году, с дальнейшим снижением в 2013 году до 16,8% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 8,3% к ВВП в 2010 году до 7,5% к ВВП в 2013 году, при этом ненефтегазовые доходы остаются на уровне 9,1-9,3% к ВВП[34]. Более наглядно структура доходов федерального бюджета в % к ВВП отображена в таблице 2.1.
Анализ данных таблицы 2.1 показывает, что снижение нефтегазовых доходов происходит в результате снижения удельного веса нефтегазового сектора в ВВП, что связано с действием трех фундаментальных факторов [35].
1. Ненефтегазовые доходы федерального бюджета в 2011-2013 годах находятся на уровне 9,1% к ВВП
2. Происходящее в последние годы и прогнозируемое укрепление рубля, связанное с объективными макроэкономическими условиями – такими, как сохранение высоких цен на товары российского экспорта и расширение притока иностранного капитала – существенно снижает поступления в бюджет нефтегазовых доходов (которые "привязаны" к стоимости экспорта, либо пропорциональны обменному курсу доллара – как НДПИ на нефть).
3. Существенное увеличение цен на нефть с 61 долл. США за баррель в 2009 году до 105 долл. США за баррель в 2011 году.
Таблица 2.1 – Структура доходов федерального бюджета
млрд. рублей
Показатель | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
оценка | % к ВВП | прогноз | % к ВВП | прогноз | % к ВВП | прогноз | % к ВВП | |
Доходы, всего | 7 860,9 | 17,4 | 8 844,6 | 17,6 | 9 503,5 | 17,0 | 10 379,9 | 16,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы | 3 737,2 | 8,3 | 4 090,0 | 8,1 | 4 390,0 | 7,9 | 4 653,2 | 7,5 |
Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов, % | 47,5 | - | 46,2 | - | 46,2 | - | 44,8 | - |
НДПИ | 1 335,5 | 3,0 | 1 384,7 | 2,7 | 1 501,6 | 2,7 | 1 607,5 | 2,6 |
Таможенные пошлины | 2 401,7 | 5,3 | 2 705,3 | 5,4 | 2 888,4 | 5,2 | 3 045,7 | 4,9 |
Ненефтегазовые доходы | 4 123,7 | 9,1 | 4 754,6 | 9,5 | 5 113,5 | 9,1 | 5 726,7 | 9,3 |
Доля ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов, % | 52,5 | - | 53,8 | - | 53,8 | - | 55,2 | - |
НДС | 2 334,6 | 5,2 | 2 835,5 | 5,6 | 3 142,9 | 5,6 | 3 513,0 | 5,7 |
Налог на прибыль организаций | 227,7 | 0,5 | 253,3 | 0,5 | 270,2 | 0,5 | 294,3 | 0,5 |
ЕСН | 32,1 | 0,1 |
|
|
|
|
|
|
Акцизы | 136,6 | 0,3 | 258,4 | 0,5 | 308,2 | 0,6 | 417,6 | 0,7 |
НДПИ (без нефтегазовых доходов) | 14,4 | 0,0 | 15,9 | 0,0 | 20,6 | 0,0 | 27,0 | 0,0 |
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) | 568,8 | 1,3 | 685,6 | 1,4 | 743,9 | 1,3 | 825,4 | 1,3 |
Основные изменения налогового законодательства:
1) Налог на прибыль организаций:
- обеспечение учета при налогообложении прибыли всех экономически обоснованных расходов организации по обучению, лечению, пенсионному обеспечению работников в социально разумных размерах;
- расходы на приобретение лицензий на право пользования недрами должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации в течение срока, не превышающего 2 года;
- создание дальнейших стимулов для увеличения капитальных вложений в основные средства возможно путем изменения состава амортизационных групп. Отказ от пообъектного начисления амортизации и переход к начислению налоговой амортизации по группам.
2) Акцизы:
В Налоговый кодекс будут внесены изменения, предусматривающие дифференциацию ставок акцизов на нефтепродукты с целью установления более низких ставок акцизов на более качественное и экологически безопасное моторное топливо.
3) Налог на добычу полезных ископаемых:
В целях повышения эффективности налога на добычу полезных ископаемых, взимаемого при добыче нефти, с учетом роста себестоимости тонны добываемой нефти предлагается с 2009 года повысить необлагаемый минимум, учитываемый при расчете коэффициента Кц, установленного пунктом 3 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, с 9 до 15 долларов США.
4) Налог на доходы физических лиц и единый социальный налог:
В целях реализации демографической политики с 2010 года необходимо увеличение размеров налоговых вычетов с 1000 рублей по налогу на доходы физических лиц, предоставляемых налогоплательщикам, на обеспечении которых находится ребенок, т.е. родителям, в том числе приемным родителям, опекунам и попечителям [21, c. 156].
Одновременно планируется отмена действующего ограничения на уровне 40 тысяч рублей дохода, до достижения которого предоставляется данный вычет.
С 2010 года будет увеличен также предельный размер дохода, до достижения которого налогоплательщик имеет право на применение стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, с 20 тысяч рублей до 40 тысяч рублей.
5) Налог на добавленную стоимость:
В составе важных направлений совершенствования налога на добавленную стоимость представляется необходимым освободить от налогообложения с 2009 года реализацию услуг, имеющих социальный характер.
Вносимые изменения будут направлены, прежде всего, на обеспечение ситуации, при которой от налогообложения освобождаются услуги вне зависимости от того, предоставляет их государственное (муниципальное) учреждение или некоммерческая организация.
6) Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов:
В целях придания специальным налоговым режимам более целевого характера при подготовке изменений в Налоговый кодекс необходимо:
- уточнить критерии по идентификации субъектов предпринимательской деятельности. Упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход должна применяться представителями малого предпринимательства;
- внести ряд изменений в положения Налогового кодекса, регламентирующие применение упрощенной системы налогообложения на основе патента;
- в целях облегчения административной нагрузки следует предусмотреть уменьшение объема отчетности, представляемой налогоплательщиками, закрепив обязанность представления налоговых деклараций только по итогам налогового периода. Это позволит сократить количество отчетности для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения – в 4 раза, для налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога – в 2 раза;
- для объективного установления величины базовой доходности по единому налогу на вмененный доход следует разработать порядок ее определения по видам предпринимательской деятельности на основании отраслевых исследований.
2.2 Оценка бюджетной политики России в области расходов
Проектировки бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2011-2013 годы основаны на сформулированных в программных выступлениях Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, а также в Бюджетном послании Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2011-2013 годах" стратегических приоритетах [35]:
- безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих;
- обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации для дальнейшего развития пенсионной системы;
- индексация в 2011 году денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников;
- обеспечение обязательств в сфере образования, здравоохранения и социального обслуживания населения с повышением адресности предоставления социальной помощи;
- постепенное сокращение антикризисных мер поддержки экономики, концентрация ресурсов на мероприятиях, направленных на модернизацию и технологическое развитие экономики, повышение ее энергетической эффективности, в том числе инновационных проектах и важнейших научных разработках;
Информация о работе Бюджетная политика на современном этапе развития