Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 18:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ бюджетной политики РФ на современном этапе развития.
Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность бюджета, его структуру и роль для государства;
- изучить задачи и функции бюджетной политики;
- рассмотреть проблемы формирования бюджетной политики в условиях финансового кризиса;
- провести исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе;
- предложить основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе.
Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теоретические аспекты формирования бюджетной политики на современном этапе развития.………...…………………………………………..7
1.1 Экономическая сущность бюджета, его структура и роль для государства…………………………………………………………………7
1.2 Задачи и функции бюджетной политики……………………………10
1.3 Проблемы формирования бюджетной политики в условиях постфинансового кризиса……………...………………………………...13
2 Исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе………………………………………………………………………………16
2.1 Анализ современной бюджетной политики в области доходов.…..16
2.2 Оценка бюджетной политики России в области расходов………...20
2.3 Изучение межбюджетных отношений с субъектами РФ……...……24
3 Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе………………………………………...…………………….30
3.1 Пути укреплении доходной базы федерального бюджета.………...30
3.2 Приоритетные направления совершенствования механизма бюджетного регулирования расходов бюджета РФ……………………34
3.3 Использование зарубежного опыта в регулировании бюджета Российской Федерации…………………………………………...………40
Заключение….……………………………………………………………………46
Список использованных источников…………………………………………...49
- подготовка особо значимых международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Пароолимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС в г. Владивосток в 2012 году).
Важной задачей остается обеспечение обороноспособности страны и безопасности граждан.
Реализация этих приоритетов требует переориентации и повышения эффективности использования ресурсов не только федерального бюджета, но бюджетной системы Российской Федерации в целом, а также проведения институциональных реформ и целенаправленных мер государственного регулирования.
Кроме того, предлагаемые основные направления расходов федерального бюджета обеспечивают в соответствии с базовыми принципами бюджетного законодательства безусловное выполнение как ранее принятых, так и предлагаемых новых решений, определяющих действующие и принимаемые расходные обязательства Российской Федерации.
В номинальном выражении в 2011-2013 годах планируется рост объема расходов федерального бюджета: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 4,2%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 5,4% и в 2013 по сравнению с 2012 годом на 8,3%. Однако в реальном выражении рост расходов федерального бюджета планируется только в 2013 году
В структуре расходов консолидированного бюджета Российской Федерации преобладают расходы на финансовое обеспечение публичных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства (около 34%), затем следуют социальная политика, включая трансферты внебюджетным фондам (около 20%), обеспечение обороны и безопасности (около 17%), поддержка национальной экономики, включая развитие инфраструктуры (около 16%), общегосударственные вопросы (около 9%).
С учетом межбюджетных трансфертов наиболее крупным направлением расходов федерального бюджета является социальная политика. Сокращение расходов по разделу «Социальная политика» в 2011 году по сравнению с 2010 годом вызвано снижением потребности в ассигнованиях федерального бюджета на покрытие дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в связи с увеличением тарифов страховых взносов в систему обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования с 26% в 2010 году до 34% в 2011 году, а также завершением в 2010 году мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны. В 2012 и 2013 годах планируется рост расходов в указанной сфере в среднем на 8 процентов в год.
Доля расходов федерального бюджета (без учета трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации) в консолидированном бюджете Российской Федерации в 2011-2013 гг., как и в предыдущие годы, составит около 52%, что соответствует основным принципам, заложенным при законодательном разграничении полномочий и закреплении доходных источников (с учетом необходимости частичного перераспределения между субъектами Российской Федерации финансовых ресурсов) [35].
По данным отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации за 2009 год, доля расходов федерального бюджета в общем объеме расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность составляет 77%, социальную политику, включая трансферты внебюджетным фондам – 66%, общегосударственные функции – 62%. Только из федерального бюджета обеспечиваются расходы на национальную оборону. За последние годы существенно (с 19 до 44%) возросла доля федерального бюджета в расходах консолидированного бюджета на национальную экономику. Что касается расходов социального характера, то основные расходы на здравоохранение (84%), образование (81%), культуры (78%), жилищно-коммунальное хозяйство (76%) осуществляются из региональных и местных бюджетов. При этом социальная направленность федерального бюджета в основном реализуется путем финансового обеспечения ключевых направлений и программ общенационального значения (высшее и, в значительной степени, среднее профессиональное образование, высокотехнологичная медицинская помощь, особо значимые учреждения культуры), а также путем предоставления межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации, в том числе – целевого характера (субвенции на реализацию "делегированных" полномочий в сфере социальной защиты населения, субсидии в рамках реализации приоритетных национальных проектов, поддержки сельского хозяйства, реализации федеральных целевых программ).
В соответствии с прогнозной оценкой общий объем расходов федерального бюджета в 2013 году по сравнению с 2011 годом возрастет в 1,5 раза в номинальном и 1,2 в раза в реальном выражении при тенденции, начиная с 2012 года, к сокращению их доли в ВВП до уровня 2011 года.
Таблица 2.2 – Основные параметры расходов федерального бюджета на 2011-2013 гг.
Показатель | 2011 год (оценка) | Прогноз | |
---|---|---|---|
2012 год | 2013 год | ||
Прирост к предыдущему году (расходы всего): | |||
млрд. рублей | 981,0 | 1 557,9 | 1 074,2 |
% (в номинальном выражении) | 9,7 | 14,0 | 8,5 |
% (в реальном выражении) | 3,0 | 7,6 | 2,8 |
Прирост к предыдущему году (расходы без учета компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов РФ): | |||
млрд. рублей | 981,0 | 1 287,4 | 1 027,3 |
% (в номинальном выражении) | 9,7 | 11,6 | 8,3 |
% (в реальном выражении) | 3,0 | 5,3 | 2,6 |
Определение общего объема расходов федерального бюджета осуществлялось в соответствии с установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации требованиями в отношении размера:
- нефтегазового трансферта – 5,5% ВВП в 2011 году, 4,5% в 2012 году и 3,7% ВВП начиная с 2013 года (статья 96.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом переходных положений);
- источников финансирования дефицита – не более 1% ВВП (статья 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
- условно утверждаемых расходов (не распределяемых в текущем бюджетном цикле) – не менее 2,5% от общего объема расходов в первом (2012) и не менее 5% во втором (2013) году планового периода (статья 199 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в соответствии с прогнозом объема не нефтегазовых доходов федерального бюджета, установленных Бюджетным кодексом требований к определению размера нефтегазового трансферта, источников финансирования дефицита и условно утверждаемых расходов, а также расчетами бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств общий объем ресурсов для финансового обеспечения принимаемых в текущем бюджетном цикле расходных обязательств оценивается в объеме 1 015,8 млрд. рублей в 2011 году (11,5% от общего объема расходов), 1 218,0 млрд. рублей в 2012 году и 1 659,2 млрд. рублей в 2013 году (соответственно 12,4% и 15,5% от общего объема расходов без учета условно-утвержденных расходов).
2.3 Изучение межбюджетных отношений с субъектами РФ
Правовую основу межбюджетных отношений составляют Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Республики Мордовия, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Республики Мордовия, регулирующие межбюджетные отношения.
Так, формами межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, являются:
1) дотации бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации;
2) субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда регионального развития;
3) субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда софинансирования социальных расходов;
4) субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций;
5) финансовая помощь бюджетам отдельных муниципальных образований;
6) иные безвозмездные и безвозвратные перечисления;
7) бюджетные кредиты бюджетам субъектов Российской Федерации.
Состав межбюджетных трансфертов в 2011-2013 гг. можно пронаблюдать в таблице 2.3 [5].
Таблица 2.3 – Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации
млрд.рублей
Наименование | 2011 год сводная бюджетная роспись на 1.09.2011 | 2012 г. | 2013 г. | ||
проект | в %% к предыдушему году | проект | в %% к предыдушему году | ||
Межбюджетные трансферты | 1 426,3 | 1 272,8 | 89,2 | 1 087,5 | 85,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
дотации | 542,5 | 498,0 | 91,8 | 472,1 | 94,8 |
субсидии | 509,9 | 482,9 | 94,7 | 342,9 | 71,0 |
субвенции | 321,3 | 255,4 | 79,5 | 233,6 | 91,5 |
иные межбюджетные трансферты | 52,6 | 36,5 | 69,4 | 38,9 | 106,6 |
В условиях достаточности финансовых ресурсов региональных бюджетов на первый план выходит задача повышения эффективности использования бюджетных средств, реализация которой будет осуществляться по следующим направлениям:
- продолжение формирования стимулов к увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- совершенствование механизмов предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- формирование нового качества финансового менеджмента в сфере управления региональными и муниципальными финансами.
Установленное бюджетным законодательством закрепление налоговых доходов за бюджетами субъектов Российской Федерации, а также стабильность принципов предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета обеспечат рост доходов до 7 034,5 млрд. рублей – в 2010 году, 7 224,9 млрд. рублей – в 2011 году, 7 682,6 млрд. рублей – в 2012 году, 8 134,3 млрд. рублей – в 2013 году; из них налоговые доходы составят соответственно 5 382; 5 798,6; 6 409,8 и 7 046,8 млрд. рублей.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации составят в 2010 году 389 млрд. рублей, в 2011 году – 542,5, в 2012 году – 498,0 и в 2013 году – 472,1 млрд. рублей. Это позволит определить минимальный уровень выравнивания бюджетной обеспеченности исходя из средней величины этого показателя по субъектам Российской Федерации без учета 10 самых высоко обеспеченных и 10 самых низко обеспеченных [34].
Направлением совершенствования методики распределения средств на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации является уменьшение в определенной степени доли средств, предусматриваемой в составе дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, на компенсационные меры. Сохранение на неопределенный срок средств компенсационного характера в составе дотаций при существенном росте налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в последние годы, по сути, означает снижение финансовой поддержки регионов с объективно небольшой налоговой базой.
Задачи стимулирования субъектов Российской Федерации к осуществлению приоритетных, с точки зрения Российской Федерации, расходов, решаются путем предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации. Число каналов такой поддержки возросло в настоящее время до 90, их объем равен 192 млрд. рублей в 2010 году, 509,9 млрд. рублей в 2011 году, 482,9 млрд. рублей в 2012 году, 342,9 млрд. рублей в 2013 году (без расходов инвестиционного характера). Отдавая должное эффекту, который достигается в результате софинансирования важных направлений социальной политики в субъектах Российской Федерации, дальнейшая практика их предоставления требует совершенствования. Представляется, что прежде всего необходимо поэтапно сокращать объемы отдельных предоставляемых субсидий по мере решения поставленных задач, а новые должны предоставляться в пределах общего объема субсидий, имеющегося у соответствующего главного распорядителя средств федерального бюджета, и на определенный срок, а не бессрочно, как это делается в настоящее время. В этих целях предлагается федеральным органам исполнительной власти – главным распорядителям средств федерального бюджета провести консолидацию субсидий в отраслевые, что даст возможность определять приоритеты в софинансировании в зависимости от реализуемой на конкретном этапе политики.
Информация о работе Бюджетная политика на современном этапе развития