Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 19:40, реферат
Сегодня бюджетирование применяется в наших компаниях в лучшем случае для того, чтобы контролировать отдельные показатели, например размеры дебиторской и кредиторской задолженности, или для того, чтобы установить уровни затрат в отдельных структурных подразделениях. Но никак не для того, чтобы управлять активами предприятия, добиваться роста капитализации или надежно определять инвестиционную привлекательность отдельных направлений хозяйственной деятельности. Другими словами, назначения бюджетирования в наших компаниях неоправданно сужается.
Введение
Глава 1. Классификация затрат по статьям калькулирования
1.1 Понятие затрат
1.2 Классификация затрат по статьям калькулирования и по элементам
Глава 2. Бюджетное планирование деятельности на предприятии
2.1 Составные части бюджетирования на предприятии
2.2 Виды бюджетов на предприятии
2.3 Бюджет продаж
2.4 Ожидаемый объем производства
2.5 Расчет производственных затрат и эксплутационных расходов
2.6 Прогнозирование денежного потока
2.7 Бюджет доходов и расходов по отгрузке
2.8 Прогнозный баланс
Заключение
Затраты по первым восьми установленным статьям образуют цеховую себестоимость. Последняя, в совокупности с общехозяйственными расходами и потерями от брака, составляет производственную себестоимость. Наконец, прибавив к производственной себестоимости расходы, связанные с реализацией продукции, получают полную себестоимость продукции.
Следует отметить, что затраты по статьям калькуляции по своему составу шире элементных, так как учитывают характер и структуру производства, создавая достаточную базу для анализа. Группировка затрат по статьям позволяет определять назначение расходов и их роль, организовывать эффективный контроль над ними и выявлять направления, по которым необходимо вести поиск путей снижения затрат на производство. По статьям осуществляется текущий учет производственных затрат и калькулирование полной себестоимости выпускаемой продукции [4, c.248].
Глава 2. Бюджетное планирование деятельности
2.1 Составные части
Что же необходимо сделать, чтобы внутрифирмное бюджетирование вошло в плоть и в кровь управления финансами на наших предприятиях? Ответ в России, как всегда исторически предопределен: нужно найти три источника и три составные части бюджетирования, чтобы затем выстроить программу его внедрения в практику управления.
Полноценное внутрифирменное бюджетирования, т.е. бюджетирование как управленческая технология, включает три составные части:
1.Технология бюджетирования, в которую входит инструментарий финансового планирования (виды и форматы бюджетов, система целевых показателей и нормативов), порядок консолидации бюджетов различных уровней управления и функционального назначения и т.п.
2.Организация бюджетирования, включающая в себя финансовую структуру компании (состав центров учета - структурных подразделений либо бизнесов предприятия или компании, являющихся объектами бюджетирования), бюджетный регламент и механизмы бюджетного контроля (процедуры составления бюджетов их представления, согласования и утверждения, порядок последующей корректировки сбора и обработки данных об исполнении бюджетов), распределении функций в аппарате управления (между функциональными службами и структурными подразделениями различного уровня) в процессе бюджетирования, систему внутренних нормативных документов (положений, должностных инструкций и т.п.).
3.Автоматизация финансовых
Если из системы выпадает хотя бы один составной элемент, то вряд ли можно рассчитывать на успех постановки бюджетирования и на то, что оно поможет решить проблемы в области управления финансами.
Сегодня в Росси отсутствует четкая взаимосвязь бюджетирования как управленческой технологии (от методического обеспечения до системы организационно- распорядительной документации) и программного обеспечения по автоматизации финансового планирования. Большинство консалтинговых разработок и компьютерных программ существуют сами по себе, что значительно осложняет постановку внутрифирменного б бюджетирования и финансового планирования в российских компаниях.
Это вызвано отсутствием единой концептуальной основы, а проще говоря, понимания того, что такое бюджетирование, для чего оно нужно, чем управленческий учет от бухгалтерского учета.
Здесь нужно иметь в виду три источника, которые предстоит задействовать при постановке внутрифирменного бюджетирования;
- методологию бюджетирования, базирующуюся
на западных принципах
-создание корпоративных баз данных, основанных на сборе и обработке первичной документации, включая всю информацию, циркулирующую бухгалтерской отчетности и (это самое важное) помимо нее, причем в более оперативном режиме, чем это необходимо для представления утвержденных форм в бухгалтерской отчетности в налоговые органы;
- строгое следования принципам конфиденциальности.
Рассмотрим план действий по постановке бюджетирования:
1. Формулирования целей и задач
бюджетирования как
2.Принципы бюджетирования в компании.
3.Изучение методологии
4. Анализ финансовой структуры.
5.Определение видов бюджетов.
6.Определение бюджетных
7. Утверждение бюджетного
8. Распределение функций в
9.Составления графика
10.Автоматизация
2.2 Виды бюджетов
Существует несколько видов бюджетов. Бюджет, охватывающий общую деятельность предприятия генеральный (общий) бюджет. Цель генерального бюджета-суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия (частные бюджеты)[15,с.298].
Генеральный бюджет состоит из следующих частей:
-финансовые (основные) бюджеты (бюджет прибылей и убытков, бюджет доходов и расходов), бюджет движения денежных средств, прогнозируемый (расчетный) баланс;
-оперативные бюджеты (бюджет продаж,
бюджет прямых материальных
- вспомогательные бюджеты (бюджеты налогов, план капитальных (первоначальных) затрат, кредитный план и др.;
-дополнительные (специальные) бюджеты
(бюджеты распределения
Основные бюджеты собственно и предназначены для управления финансами предприятия, оценки финансового состояния бизнеса для выполнения всех тех управленческих задач, о которых шла речь выше.
Основные бюджеты позволяют руководителям иметь всю необходимую информацию для оценки финансового положения компании и контроля за его изменением, для оценки финансовой состоятельности бизнеса и инвестиционной привлекательности проекта. Вот почему для полноценного бюджетирования необходимо обязательное составление всех трех основных бюджетов.
Оперативные и вспомогательные бюджеты нужны, прежде всего, для увязки натуральных показателей планирования (кг, шт.) со стоимостными, для более точного составления основных бюджетов, определениея наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые стоит учитывать при основных бюджетов. Если набор основных бюджетов является обязательным (для серьезной поставки не только финансового планирования, нов целом финансового менеджмента в компании),то состав операционных и вспомогательных бюджетов может определятся руководителями предприятия или фирмы прежде всего исходя из характера стоящих перед ним целей и задач, специфики бизнеса, а также уровня квалификации работников финансовых и планово-экономических служб, степени методической, организационной и технической готовности предприятия или фирмы.
Специальные бюджеты (вспомогательные и дополнительные) необходимы для более точного определения целевых показателей и нормативов финансового планирования более точного учета особенностей местного (регионального) налогообложения. Набор специальных бюджетов, как и операционных, может определяться самостоятельно руководителями предприятия или фирмы в зависимости от специфики хозяйственной деятельности.
В зависимости от целей сравнения и анализа показателей деятельности предприятия бюджеты делятся на статистические (жесткие) и гибкие.
Статический бюджет- бюджет организации, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности. Доходы и расходы планируются исходя из уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет статические. При сравнении статического бюджета с фактически достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень деятельности организации, т.е. все фактические результаты сравниваются с прогнозируемыми вне зависимости от достигнутого объема реализации.
Гибкий бюджет- бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, т.е. предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации.
Для каждого уровня реализации здесь определенна соответствующая сумма затрат. Гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.
В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются. В идеальном случае гибкий бюджет составляется после анализа влияний изменения объема реализации на каждый вид затрат. На основе этих норм в гибком бюджете определяют общую сумму переменных затрат в зависимости от уровня реализации.
Постоянные затраты не зависят от объемов производства и реализации, их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджетов. В отличие от финансовой отчетности, формы бюджетов нестандартизированы. Их структура зависит от объема планирования, размера организации степени квалификации разработчиков.
Бюджеты могут разрабатываться на годовой основе (с разбивкой по месяцам) и на основе непрерывного планирования (в течение 1 квартала пересматривается смета на 2 квартала и составляется смета на 1 квартал следующего года, бюджет все время проецируется на год вперед).
2.3 Генеральный бюджет организации
Процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из таких этапов, как:
-планирование, с участием руководителей всех центров ответственности, деятельности организации в целом, а также ее структурных подразделений;
-определение показателей, которые
будут использоваться при
-корректировка планов, с учетом предложенных поправок.
В зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджетов:
-генеральные и частные;
-гибкие и статические.
Бюджет, который охватывает общую деятельность предприятия, называют генеральным. Его цель- объединить и суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия, называемые частными бюджетами.
В результате составления генерального бюджета создаются:
-прогнозируемый баланс;
-план прибылей и убытков;
-прогноз движения денежных
Генеральный бюджет любой организации состоит из двух частей:
1.Операционного бюджета- включающего
план прибылей и убытков, который
детализируется через
2.Финансового бюджета- включающего
бюджеты капитальных вложений, движения
денежных средств и
Бюджеты разрабатываются управленческой бухгалтерией совместно с руководителями центров ответственности, процесс разработки, как правило идет снизу вверх. Несмотря на единую структуру, состав элементов генерального бюджета (особенно его операционной части) во многом зависит от вида деятельности организации. В связи с этим можно выделить такие основные его типы:
Генеральный бюджет производственного предприятия также как и торгового состоит из операционного и финансового бюджетов (Рис.1). Все частные бюджеты взаимосвязаны.
Конечной целью работы над операционным бюджетом является разработка плана прибылей и убытков. В промышленности он имеет следующий вид:
Выручка – Производст. Себестоим. Реализ. продукции = Валовая прибыль
Валовая прибыль – Операционные расходы=Операционная прибыль
Выручка от продаж определяется бюджетом продаж по формуле 1:
Ср= Згпн+Спр –Згпк, (1)
Где Ср- себестоимость реализованной продукции, руб.
Згпн- запасы готовой продукции на начало периода, руб.
Спр- себестоимость произведенной продукции, руб.
Згпк- запасы готовой продукции на конец периода, руб.
Рис.1 Генеральный бюджет производственного предприятия.
Таким образом, для составления бюджета себестоимости реализованной продукции необходимо составить бюджет себестоимости произведенной продукции и оценить запасы готовой продукции на начало и конец планируемого периода.
Запасы готовой продукции на начало периода приводятся в балансе предприятия. Стоимость запасов на конец периода определяется в бюджете запасов на конец отчетного периода, который разрабатывается по решению руководства.
Следовательно, для построения бюджета себестоимости произведенной продукции необходимо составить:
- бюджет производства;