Бюджет как инструмент регулирования экономического и социального развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета РФ как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма России и рассмотрение возможных путей их решения.

Оглавление

Социально-экономическая сущность и роль бюджета
Экономическая и правовая сущность бюджета и бюджетных отношений. Функции бюджета
Бюджетное устройство и бюджетная система
Федеральный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии государства
Анализ федерального бюджета РФ
Основные задачи бюджетной политики на 2008-2010 годы и дальнейшую перспективу
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Бюджет как инструмент регулирования экономического и социального развития.docx

— 133.98 Кб (Скачать)

Следует отметить, что в  состав федерального и территориальных  бюджетов (бюджетов субъектов РФ и  местных бюджетов) входят целевые  бюджетные фонды, формирующиеся  за счет целевых источников и имеющие  целевое расходование средств. В  соответствии с законом о федеральном  бюджете выделены следующие целевые  бюджетные фонды:

Федеральный дорожный фонд РФ;

Фонд развития таможенной системы РФ;

Фонд воспроизводства  минерально-сырьевой базы;

Фонд развития Федеральной  пограничной службы РФ;

Фонд Министерства РФ по атомной  энергии;

Федеральный фонд Государственной  налоговой службы РФ и Федеральной  службы налоговой полиции РФ;

Федеральный экологический  фонд РФ;

Фонд восстановления и  охраны водных ресурсов;

Государственный фонд борьбы с преступностью.

Целевые бюджетные фонды  гарантируют с большей надежностью  их использование по назначению.

Бюджеты, входящие в бюджетную  систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов Российской Федерации  не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Кроме федерального и территориальных  бюджетов (бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), в бюджетную систему входят государственные  внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости  населения РФ, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды, субъектов  РФ обязательного медицинского страхования). Средства этих фондов по экономическому содержанию и направленности их использования мало чем отличаются от бюджетных средств. До 1991 г. они входили в состав государственного бюджета, в настоящее время имеется тенденция включения внебюджетных фондов в бюджет. Так, в 1999 г. в бюджет включены средства внебюджетного Федерального дорожного фонда РФ.

Итак, бюджетная система  современной России состоит из трех звеньев: Федерального бюджета, территориальных  бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (Бюджетный кодекс РФ, принятый в 1998г. и вступивший в силу с 1 января 2000г.).

Принципы функционирования бюджетной системы РФ.

Функционирование бюджетной  системы Российской Федерации основано на следующих основополагающих принципах:

единство бюджетной системы;

разграничение доходов и  расходов между уровнями бюджетной  системы;

самостоятельность бюджетов разных уровней;

полнота отражения доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

сбалансированность бюджета;

эффективность и экономность  использования бюджетных средств;

общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

гласность;

достоверность бюджета;

адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

1. Принцип единства бюджетной  системы – это единство правовой  базы, денежной системы, форм бюджетной  документации, принципов бюджетного  процесса, санкций за нарушения  бюджетного законодательства, а  также единый порядок финансирования  расходов бюджетов всех уровней  бюджетной системы, ведения бухгалтерского  учета средств федерального бюджета,  региональных бюджетов и местных  бюджетов.

2. Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы Российской  Федерации означает закрепление  (полностью или частично) соответствующих  видов доходов и полномочий  по осуществлению расходов за  органами власти Российской Федерации,  органами государственной власти  субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления.

3. Важнейшим является принцип  самостоятельности всех бюджетов, который означает:

право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы  самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс;

наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в  соответствии с законодательством  Российской Федерации;

законодательное закрепление  регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих  бюджетов;

право органов государственной  власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления  расходования средств соответствующих  бюджетов;

право органов государственной  власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники  финансирования дефицитов соответствующих  бюджетов;

недопустимость изъятия  доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов  над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

4. Принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных  фондов предполагает, что все  доходы и расходы бюджетов, бюджетов  государственных внебюджетных фондов  и иные обязательные поступления  подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных  фондов в обязательном порядке  и полном объеме. Все государственные  и муниципальные расходы подлежат  финансированию за счет бюджетных  средств, средств государственных  внебюджетных фондов, аккумулированных  в бюджетной системе Российской  Федерации.

5. Принцип сбалансированности  бюджета означает, что каждый  бюджет должен быть сбалансирован,  т. е. объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников  финансирования его дефицита.

6. Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип общего покрытия  расходов означает, что все расходы  бюджета должны покрываться общей  суммой доходов из источников  финансирования его дефицита.

8. Принцип гласности предполагает:

обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту  представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность  иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной  власти, органов местного самоуправления;

обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и  принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной  власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

9. Принцип достоверности  бюджета – это надежность показателей  прогноза социально-экономического  развития соответствующей территории  и реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета.

10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Вывод. Следует обратить внимание, что из всех перечисленных принципов  только принцип единства, самостоятельности  и разграничения доходов и  расходов между уровнями бюджетной  системы можно отнести собственно к принципам построения бюджетной  системы. Однако именно они определяют бюджетную систему как единое целое. Остальные принципы, при всей их важности, в большей степени  определяют бюджетный процесс.

Федеральный бюджет и его роль в социально-экономическом  развитии государства

Основные функции управления государством возложены на центральные  органы власти. Для выполнения ими  их обязанностей, для финансового  обеспечения общегосударственных  мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет. Федеральный бюджет Российской Федерации  входит в первый уровень бюджетной  системы РФ. Федеральный бюджет –  основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием  в виде федерального закона. В Конституции  РФ (ст. 71) зафиксировано, что в ведении  Российской Федерации находится  федеральный бюджет, федеральные  налоги и сборы, федеральные фонды  регионального развития.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения  и перераспределения внутреннего  валового продукта и созданного национального  дохода страны между отраслями народного  хозяйства, регионами и социальными  слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных  органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовкой  высококвалифицированных специалистов.

Средства федерального бюджета  являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного  комплекса, развития перспективных  направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

Большую роль играет федеральный  бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

Для решения этих задач  федеральный бюджет в соответствии с Законом «Об основах налоговой  системы» и Налоговым кодексом Российской Федерации наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.

Таким образом, Бюджет играет важную экономическую, социальную и  политическую роль в воспроизводственном  процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, государство влияет на перераспределение  национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы рентабельных отраслей перераспределяются в отраслях с  низкой рентабельностью. Финансируя за счет бюджетного фонда содержание учреждений и организаций социальной сферы, государство обеспечивает воспроизводство  рабочей силы. Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем  и административными территориями.

 

Анализ федерального бюджета РФ

 

Доходы федерального бюджета. В соответствие с бюджетным кодексом РФ, доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с действующим законодательством  в распоряжение органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления.

Все доходы государства от способа из извлечения могут быть объединены в 2 группы:

налоги и другие обязательные платежи;

прочие доходы.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения  в порядке бюджетного регулирования  между бюджетами разных уровней  бюджетной системы Российской Федерации  утверждаются федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год;

таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

государственная пошлина  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

К неналоговым доходам  федерального бюджета относятся:

доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов  государственной власти Российской Федерации;

доходы от продажи имущества, находящегося в государственной  собственности, – в порядке и  по нормативам, которые установлены  федеральными законами и другими  нормативными правовыми актами органов  государственной власти Российской Федерации;

часть прибыли унитарных  предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, – в размерах, устанавливаемых  Правительством РФ;

прибыль Банка России –  по нормативам, установленным федеральными законами;

доходы от внешнеэкономической  деятельности;

доходы от реализации государственных  запасов и резервов.

Расходы федерального бюджета. Под расходами бюджета понимаются денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций  государства и местного самоуправления.

Расходы госбюджета – это  экономические отношения, связанные  с распределением и использованием централизованных денежных фондов государства  по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Расходы бюджета тесно  связаны с функциями государства. У каждого государства есть 4 первоочередные функции: экономическая, социальная, управления, военная. Поэтому и в расходах бюджета основное место занимают 4 группы : экономического назначения (на финансирование НХ), расходы на социально-культурные мероприятия – финансирование отраслей, обслуживающих население, в основном, путем предоставления бесплатных услуг (здравоохранение, образование, расходы на предоставление социальной помощи отдельным слоям и категориям населения; расходы на управление – связаны с финансированием органов исполнительной и законодательной власти, осуществляющих управление страной. В условиях государственного кредита есть и расходы на обслуживание государственного долга; военные расходы.

В соответствии с действующим  в Российской Федерации законодательством  исключительно из федерального бюджета  финансируются следующие виды расходов:

обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной  избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов  исполнительной власти и их территориальных  органов;

Информация о работе Бюджет как инструмент регулирования экономического и социального развития