Бюджет государства, его социально-экономическая сущность и значение в условиях рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является изучение государственного бюджета и его роли в решении социально-экономических задач общества.
В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены следующие задачи:
- изучить роль и значение федерального бюджета в экономике страны в условиях рыночных отношений;

Оглавление

1.
Введение
3
2.
Социально-экономическая сущность бюджета

4
3.
Функции и роль бюджета в условиях рынка

9
4.
Бюджет государства как важнейший регулятор социально-экономических процессов

13
5.
Заключение
24
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

        Центральное место в финансовой системе любого государства занимает  
государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план  
государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.  

       Приведем некоторые данные о федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012-2014 годов.

Таблица 1

Основные показатели федерального бюджета на 2011 год и проекта федерального бюджета на 2012 - 2014 годы

Основные показатели проекта федерального бюджета

 

2011 год (оценка)

 

2012 год (прогноз)

 

2013 год (прогноз)

 

2014 год прогноз

 

млрд. рублей

 

% к ВВП

 

млрд. рублей

 

%к ВВП

 

млрд. рублей

 

% к ВВП

 

млрд. рублей

 

% к ВВП

 

Доходы, всего

 

11 068,6

 

20,7

 

11 779,9

 

20,1

 

12 705,9

 

19,6

 

14 091,8

 

19,4

 

Нефтегазовые доходы

 

5 462,0

 

10,2

 

5 574,9

 

9,5

 

5 645,8

 

8,7

 

6 127,2

 

8,4

 

Доходы (без учета нефтегазовых доходов)

 

5 606,.6

 

10,5

 

6 205,0

 

10,6

 

7 060,1

 

10,9

 

7 964,6

 

11

 

Расходы, всего

 

11 098,5

 

20,8

 

12 656,4

 

21,6

 

13 730,6

 

21,2

 

14 582,9

 

20,1

 

Источники финансирования дефицита, всего

 

29,9

 

0,05

 

876,6

 

1,5

 

1 024,7

 

1,6

 

491,1

 

0,7

 

Резервный фонд

 

-910,6

 

-1,7

 

-512,3

 

-0,9

 

- 570,9

 

-0,8

 

- 957,3

 

-1,3

 

Фонд национального благосостояния

 

3,4

 

 

7,5

 

 

10,0

 

 

10,0

 

 

Иные источники, всего

 

937,1

 

1,7

 

1 381,4

 

2,4

 

1 585,7

 

2,4

 

1 438,4

 

2

 

Государственные заимствования, всего

 

1 077,3

 

2

 

1 346,3

 

2,3

 

1 329,9

 

2

 

1 246,4

 

1,7

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

привлечение

 

1 490,8

 

2,8

 

2 019,3

 

3,4

 

2 015,8

 

ЗД

 

2 099,8

 

2,9

 

погашение

 

-413,5

 

-0,8

 

-673

 

-1,1

 

- 685,9

 

-1,1

 

- 853,5

 

-1,2

 

Прочие источники

 

-314,5

 

-0,6

 

-264,9

 

-0,4

 

-124,2

 

-0,2

 

-283

 

-0,4

 

Дефицит (профицит)

 

-29,9

 

-0,05

 

-876,6

 

-1,5

 

-1 024,7

 

-1,6

 

-491,1

 

-0,7

 

         По сравнению с предыдущим бюджетным циклом в 2012 году доходы по отношению к ВВП увеличены на 3,1 процентного пункта, в 2013 году - на 2,8 процентного пункта, расходы по отношению к ВВП увеличены на 1,5 процентного пункта в 2012 году и на 0,4 процентного пункта в 2013 году. При этом дефицит федерального бюджета в 2012 году снижен на 1,6 процентного пункта, в 2013 году - на 1,3 процентного пункта. По сравнению с 2011 годом (оценка) дефицит увеличен в 2012 году на 1,45 процентного пункта.

Объем расходов федерального бюджета в 2014 году по сравнению с 2011 годом в номинальном выражении увеличится на 3 560,4 млрд. рублей, или на 32,3 %, при тенденции к сокращению их доли в ВВП с 20,7 % в 2011 году до 20,1 % в 2014 году. В реальном выражении общий объем расходов по сравнению с предыдущим периодом увеличится в 2012 году на 8,2 %, в 2013 году на 2,2 %, в 2014 году уменьшится на 0,7 %. В 2012 году по сравнению с 2007 годом расходы увеличиваются на 6,7 трлн. рублей, или в 2,1 раза.

Таблица 2

Структура расходов федерального бюджета на 2011 - 2014 годы по разделам классификации расходов бюджетов по отношению к общей сумме расходов

(млрд. рублей)

 

2011 год

 

2012 год

 

2013 год

 

2014 год

 

закон

 

в %к итогу

 

проект

 

в%к итогу

 

проект

 

в%к итогу

 

проект

 

в%к итогу

 

ВСЕГО

 

11 022,5

 

100

 

12 656,4

 

100

 

13 730,6

 

100

 

14 582,9

 

100

 

Общегосударственные вопросы

 

870,6

 

7,9

 

832,9

 

6,6

 

831,0

 

6

 

814,2

 

5,6

 

Национальная оборона

 

1 532,8

 

13,9

 

1 853,3

 

14,6

 

2 329,4

 

17

 

2 737,4

 

18,8

 

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

 

1 229,9

 

11,2

 

1 822,0

 

14,4

 

1 981,2

 

14,4

 

2 072,5

 

14,2

 

Национальная экономика

 

1 834,4

 

16,6

 

1 797,2

 

14,2

 

1 720,5

 

12,5

 

1 653,0

 

11,3

 

Жилищно-коммунальное хозяйство

 

232,5

 

2,1

 

136,0

 

и

 

104,3

 

0,8

 

73,8

 

0,5

 

Охрана окружающей среды

 

17,5

 

0,2

 

21,7

 

0,2

 

22,6

 

0,2

 

23,7

 

0,2

 

Образование

 

552,4

 

5

 

603,5

 

4,7

 

558,9

 

4,1

 

499,5

 

3,4

 

Культура, кинематография

 

87,7

 

0,8

 

86,2

 

0,7

 

84,6

 

0,6

 

82,7

 

0,6

 

Здравоохранение

 

466,8

 

4,2

 

551,1

 

4,3

 

503,3

 

3,6

 

461,8

 

3,1

 

Социальная политика

 

3 153,2

 

28,6

 

3 895,9

 

30,8

 

4 155,3

 

30,3

 

4 163,6

 

28,6

 

Физическая культура и спорт

 

42,4

 

0,4

 

40,8

 

0,3

 

40,3

 

0,3

 

27,7

 

0,2

 

Средства массовой информации

 

61,4

 

0,5

 

73,5

 

0,6

 

70,6

 

0,5

 

65,5

 

0,4

 

Обслуживание государственного и муниципального долга

 

350,7

 

3,2

 

388,4

 

3,1

 

482,3

 

3,5

 

579,2

 

4

 

Межбюджетные трансферты общего характера

 

590,2

 

5,4

 

553,9

 

4,4

 

503,0

 

3,7

 

494,7

 

3,4

 

        В структуре общего объема расходов федерального бюджета первое место занимают расходы, направляемые на социальную политику (2012 год - 30,8 %, 2013 год - 30,3 %, 2014 год - 28,6 %), второе место - расходы на национальную оборону (2012 год - 14,6 %, 2013 год - 17 %, 2014 год - 18,8 %), третье место - расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (2012 и 2013 годы - 14,4 %, 2014 год - 14,2 %), которые будут опережать расходы на национальную экономику.

Рис. 1. Структура расходов федерального бюджета к общему объему расходов в 2011-2014 гг.

         Необходимо отметить, что в 2012 - 2014 годах структура расходов федерального бюджета по отношению к ВВП претерпевает изменения по сравнению с предыдущим бюджетным циклом. Если первое место по прежнему занимают расходы, направляемые на социальную политику, то на второе и третье места выходят расходы на национальную оборону и национальную безопасность и правоохранительную деятельность, опережая расходы, направляемые на национальную экономику, которые занимали в структуре ВВП второе место.

        В 2012 - 2014 годах предусмотрено существенное увеличение объемов бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств: в 2012 году - 517,2 млрд. рублей, или на 74,3 % больше по сравнению с предыдущим годом, в 2013 году - 539,5 млрд. рублей, или на 4,3 % больше, в 2014 году - 568,3 млрд. рублей, или на 5,3 % больше соответственно. В структуре общих расходов федерального бюджета указанные расходные обязательства составят в 2012 году 4,1 %, в 2013 году 3,9 %, в 2014 году 3,9 %, (в 2011 году - 2,8 %).

       Объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств и подлежащих индексации, в 2012 году составит 26 495,8 млн. рублей, или 5,1 % общего объема бюджетных ассигнований, в 2013 году - 27 979,1 млн. рублей, или 5,2 %, в 2014 году - 29 366,2 млн. рублей, или 5,2 % соответственно.

        Индексация социальных выплат (компенсаций, пособий) запланирована на уровне инфляции, установленной на 2012 год в размере 6 %, на 2013 год - 5,5 %, на 2014 год - 5 %. Следует отметить, что в Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года предусмотрен переход к индексации социальных выплат по фактическому уровню инфляции в отчетном (текущем) году (в 2011 году - оценка 6,5 - 7 %).

        Значительную часть расходов федерального бюджета в 2012 - 2014 годах необходимо направить на повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, увеличение расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности, денежного довольствия военнослужащих, содержание судей и прокурорских работников, федеральных государственных служащих, модернизацию здравоохранения и экономики в целом, совершенствование образования, исполнение публичных нормативных и приравненных к ним обязательств, подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в г. Владивостоке и XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, реализацию федеральных целевых программ, обслуживание государственного долга.

        В условиях дефицита федерального бюджета повышается актуальность системы мер, связанных с необходимостью модернизации управления общественными финансами, в первую очередь с повышением эффективности бюджетных расходов и бюджетной дисциплины, усилением контроля за использованием государственных средств.

        Прирост доходов федерального бюджета в 2014 году по сравнению с 2011 годом составит 3 023,2 млрд. рублей, или 27,3 %. В 2012 году по сравнению с предыдущим годом доходы увеличатся на 711,3 млрд. рублей, или на 6,4 %, в 2013 году - на 926 млрд. рублей, или на 7,9 %, в 2014 году - на 1 385,9 млрд. рублей, или на 10,9 %.

       Формирование доходов федерального бюджета на 2012 - 2014 годы осуществляется в условиях изменений, вносимых в налоговое, бюджетное и таможенное законодательство, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, которые приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2012 году на 188,9 млрд. рублей, или на 0,32 % ВВП, в 2013 году - на 255,5 млрд. рублей, или на 0,39 % ВВП, в 2014 году - на 411,7 млрд. рублей, или на 0,57 % ВВП. Указанные изменения связаны с индексацией ставок НДПИ на газ горючий природный с 2012 года, увеличением вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, отменой льготной ставки по вывозной таможенной пошлине для Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения Восточной Сибири, индексацией специфических ставок акцизов на табак, спирт этиловый с 2012 года, на автомобили легковые и нефтепродукты - с 2014 года, зачислением в доходы федерального бюджета государственной пошлины за регистрацию транспортных средств, акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей спирта свыше 9 % по устанавливаемому нормативу в размере 60 %.

Таблица 3

Структура доходов федерального бюджета в 2010-2014 годах

(млрд. рублей)

Показатели

 

2011 год

 

2012 год

 

2013 год

 

2014 год

 

оценка

 

%к ВВП

 

прогноз

 

%к ВВП

 

прогнш

 

%к ВВП

 

прогноз

 

%к ВВП

 

Доходы, всего

 

11 068,6

 

20,7

 

11 779,9

 

20,1

 

12 705,9

 

19,6

 

14 091,8

 

19,4

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нефтегазовые доходы

 

5 462,0

 

10,2

 

5 574,9

 

9,5

 

5 645,8

 

8,7

 

6 127,2

 

8,4

 

доля в общем объеме доходов, %

 

49,3

 

-

 

47,3

 

-

 

44,4

 

-

 

43,5

 

-

 

НДПИ

 

1 946,1

 

3,6

 

2 066,7

 

3,5

 

2 177,5

 

3,4

 

2 388,9

 

3,3

 

таможенные пошлины

 

3 515,0

 

6,6

 

3 508,2

 

6

 

3 468,3

 

5,3

 

3 738,3

 

5,2

 

ненефтегазовые доходы

 

5 606,6

 

10,5

 

6 205,0

 

10,6

 

7 060,1

 

10,9

 

7 964,6

 

11

 

доля в общем объеме доходов, %

 

50,7

 

-

 

52,7

 

-

 

55,6

 

-

 

56,5

 

-

 

НДС

 

3 245,8

 

6

 

3 688,8

 

6,3

 

4 183,9

 

6,5

 

4 745,2

 

6,5

 

налог на прибыль организаций

 

338,8

 

0,7

 

371,9

 

0,6

 

392,4

 

0,6

 

416,5

 

0,6

 

акцизы

 

270,42

 

0,5

 

403,8

 

0,7

 

591,5

 

0,9

 

772,5

 

 

НДПИ (без нефтегазовых доходов)

 

17,4

 

0,03

 

20,7

 

0,04

 

28

 

0,04

 

35,9

 

0,05

 

ТТаможенные пошлины (без нефтегазовых доходов{RT LBLID=3}4{/RT})

 

835,1

 

1,4

 

865

 

1,5

 

976,9

 

1,5

 

1 106,7

 

1,5

 

        Прогнозируется снижение нефтегазовых доходов в % к ВВП и их доли в общем объеме доходов, связанное со снижением цены на нефть марки «Юралс» и налогооблагаемых объемов нефти и нефтепродуктов.Некоторое увеличение показателя, характеризующего отношение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП, в 2012 - 2014 годах по сравнению с 2011 годом связано в основном с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость (с 6 % к ВВП в 2011 году до 6,5 % к ВВП в 2014 году) и акцизам (с 0,5 % к ВВП в 2011 году до 1,1 % к ВВП в 2014 году).

Таблица 4

Структура основных налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета на 2012 - 2014 г.

(% к общей сумме доходов)

Основные виды доходов

 

2012 год

прогноз

 

2013 год

прогноз

 

2014 год

прогноз

 

Налог на прибыль организаций

 

3,2

 

ЗД

 

3,0

 

Налог на добавленную стоимость (НДС)

 

31,3

 

32,9

 

33,7

 

Акцизы

 

3,4

 

4,7

 

5,5

 

Налог на добычу полезных ископаемых

 

17,7

 

17,4

 

17,2

 

Таможенные пошлины

 

37,1

 

35

 

34,4

 

Прочие доходы

 

7,3

 

7,0

 

6,2

 

Информация о работе Бюджет государства, его социально-экономическая сущность и значение в условиях рыночных отношений