Анализ состава бюджета и структуры пенсионного фонда Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы являлось:
изучение правового статуса, характеристик и состава бюджета государственных внебюджетных фондов;
исследование особенностей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Оглавление

Введение
1. Экономическая сущность и роль государственных внебюджетных фондов
1.1 Понятие и правовые основы образования внебюджетных фондов
1.2 Пенсионный фонд Российской Федерации, его правовой статус, характеристика, состав бюджета
1.3 Фонд социального страхования Российской Федерации, его правовой статус, характеристика, состав бюджета
1.4 Фонды обязательного медицинского страхования, их правовой статус, характеристика, состав бюджета
2. Анализ состава, структуры и динамики Пенсионного фонда Российской Федерации в 2005 – 2006 гг.
2.1 Анализ структуры и состава бюджета Пенсионного фонда РФ в 2005-2006 гг.
2.2 Динамика доходов и расходов Пенсионного фонда в 2005-2006 гг.
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 346.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение

1. Экономическая сущность и роль  государственных внебюджетных фондов

1.1 Понятие и правовые основы образования внебюджетных фондов

1.2 Пенсионный фонд Российской Федерации, его правовой статус, характеристика, состав бюджета

1.3 Фонд социального страхования Российской Федерации, его правовой статус, характеристика, состав бюджета

1.4 Фонды обязательного медицинского страхования, их правовой статус, характеристика, состав бюджета

2. Анализ состава, структуры и динамики Пенсионного фонда Российской Федерации в 2005 – 2006 гг.

2.1 Анализ структуры и состава бюджета Пенсионного фонда РФ в 2005-2006 гг.

2.2 Динамика доходов и расходов Пенсионного фонда в 2005-2006 гг.

Заключение

Список использованных источников

3

5

 

5

7

 

13

 

18

 

23

 

23

 

32

43

44


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных  его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики  России из административно-командной  системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.

Прежняя хозяйственная система  аккумулировала в Государственном  бюджете практически все финансовые ресурсы государства. Высокая степень  концентрации и централизации финансов имела свои преимущества, главные из которых заключались в возможности мобилизации значительных финансовых ресурсов для решения глобальных национальных задач в рамках отдельных территорий, сфер, отраслей или межотраслевых комплексов. Однако недостатком такой централизации финансовых средств было малоэффективное их использование в масштабе всей хозяйственной системы и отдельных объектов финансирования.

На историческом переходе от одной  хозяйственной системы к другой Россию поразило множество кризисных  явлений, взаимообуславливающих друг друга. Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей. С другой стороны, в условиях финансового кризиса, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти возникает необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым оградив эти потребности от значительного недофинансирования. Эта мера аналогична выделению в бюджете защищенных статей.

Постепенно из бюджета  выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

Согласно статьи 144 Бюджетного Кодекса РФ в состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации включает:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Целью создания общегосударственных  и других целевых фондов является создание условий для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики.

Целью данной курсовой работы являлось:

  • изучение правового статуса, характеристик и состава бюджета государственных внебюджетных фондов;
  • исследование особенностей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Объектом исследования выступает  бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в динамике за 2005 – 2006 года.

 

 
 

1 Экономическая сущность  и роль государственных внебюджетных  фондов

 

1.1 Понятие и правовые основы образования внебюджетных фондов

Государственный внебюджетный фонд –  это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный  для реализации конституционных  прав граждан и удовлетворения некоторых  потребностей социального и экономического характера.

Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения.

Целью создания общегосударственных  и других целевых фондов является создание условий для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий.

Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

Правовая основа образования государственных  социальных внебюджетных фондов:

  • Конституция РФ;
  • Бюджетный кодекс РФ.

Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральным законом в соответствии с Бюджетным кодексом. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности, они не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.

Бюджетным кодексом РФ установлено, что вне федерального бюджета образуются государственные внебюджетные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан:

  • на социальное обеспечение по возрасту;
  • на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении;
  • на социальное обеспечение в случае безработицы;
  • на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Государственными внебюджетными фондами РФ являются:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Проекты бюджетов государственных  внебюджетных фондов составляются органами управления этих фондов, представляются на рассмотрение органу исполнительной власти (Правительству РФ) и представляются в Федеральное Собрание на утверждение. Утверждаются бюджеты государственных внебюджетных фондов в форме законов одновременно с принятием Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

  • обязательных платежей, установленных законодательством РФ;
  • добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • других доходов, предусмотренных законодательством РФ.

Расходование средств государственных  внебюджетных фондов осуществляется исключительно  на цели, определенные законодательством  РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами фондов, утвержденными федеральными законами субъектов РФ.

Все эти фонды называются внебюджетными  социальными фондами, потому что  они созданы в целях эффективной  реализации социальных программ РФ. Они  образуют самостоятельную финансово-правовую базу федеральных и местных внебюджетных средств.

Министерство финансов РФ, согласно Положению о нем, осуществляет финансовый контроль за рациональным и целевым  расходованием средств внебюджетных фондов.

В России с 1996 г. стали создаваться и целевые бюджетные фонды. Под целевыми бюджетными фондами понимаются денежные фонды, образуемые в составе федерального консолидированного бюджета Российской Федерации за счет целевых источников средств с целью финансирования целевых общегосударственных или территориальных расходов. Так, в РФ были созданы федеральные территориальные и дорожные фонды; Фонд развития таможенной системы РФ; Государственный фонд борьбы с преступностью; Федеральный фонд Министерства по налогам и сборам РФ; Фонд Федеральной службы налоговой полиции РФ и др. Однако они просуществовали недолго. В 1990 г. часть этих фондов была упразднена и остатки их средств включены в федеральный бюджет РФ. 

1.2 Пенсионный  фонд Российской Федерации, его  правовой статус, характеристика, состав бюджета

Пенсионный фонд – это государственный централизованный внебюджетный фонд пенсионного обеспечения населения, предназначенный, прежде всего, на выплату пенсий.

Трудовая пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован с 1 января 1992 г.в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 № 2122-1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Правовой основой ныне действующей в России пенсионной системы являются:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ;
  • Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ;
  • Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

Основными задачами управления Пенсионного  фонда в федеральном округе являются:

  • координация и контроль за деятельность отделений Пенсионного фонда в федеральном округе;
  • взаимодействие с полномочным представителем Президента Российской Федерации;
  • координация программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан;
  • взаимодействие с органами Федерального казначейства, Министерства по налогам и сборам, органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам прохождения средств и обобщения сведений о доходной части бюджета Пенсионного фонда.

Денежные средства Пенсионного  фонда формируются за счет:

  • страховых взносов работодателей;
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
  • страховых взносов других категорий работающих граждан;
  • ассигнований из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей старше полутора лет, на индексацию этих пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
  • средств, возмещаемых Пенсионному фонду РФ Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
  • добровольных взносов физических и юридических лиц.
  • Доходов от капитализации средств фонда;
  • Других поступлений.

Средства Пенсионного фонда РФ используются на:

  • выплату трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;
  • оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
  • выплаты пособий на погребение получателям пенсий;
  • финансовое обеспечение текущей деятельности пенсионного фонда и его органов;
  • прочие расходы.

В России установлены следующие виды трудовых пенсий:

  • трудовая пенсия по старости (по возрасту);
  • трудовая пенсия по инвалидности;
  • трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоят из следующих частей: базовой  части; страховой части; накопительной  части. 
Право на трудовую пенсию по старости имеют:

  • мужчины, достигшие возраста 60 лет;
  • женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается  при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Государственные пенсии назначаются и выплачиваются отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета.

Пенсия по государственному пенсионному  обеспечению — ежемесячная государственная  денежная выплата, право на получение которой определяется федеральным законом. Она предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленных законом выслуг при выходе на трудовую пенсию. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют следующие виды: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия.

Информация о работе Анализ состава бюджета и структуры пенсионного фонда Российской Федерации